Больше цитат

NotSalt_13

11 сентября 2022 г., 19:02

Как сказал Эйнштейн, «образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили».
===============================================================================
Говорят, когда узнаëшь новое слово, начинаешь слышать его повсюду в течение следующих дней. Если это действительно так, то нам остается только радоваться: каждая новая встреча с понятием совершенствует сети ассоциаций, которые все крепче привязывают его в хранилище долговременной памяти.
Ассоциации – это ряд эпизодов, скрепляющих несколько понятий. Ребенок, первый раз встречая слово «самолет», соединяет его с конкретным предметом, например своей игрушкой. Взрослый имеет обобщенное понятие, так как сталкивался с различной авиационной техникой: от бумажных и игрушечных самолетиков до кукурузников и гигантских Boeing. Поэтому выпадение слова «самолет» из долговременной памяти у взрослого человека маловероятно даже в случаях тяжелого сотрясения мозга.
Таким образом, наша задача при запоминании понятия состоит в том, чтобы имитировать ситуацию с самолетом взрослого человека, то есть прочно привязать новое слово цепью ассоциаций.
===============================================================================
Для закрепления в памяти смысла понятия сделаем следующее: прежде всего посмотрим, где и как оно употребляется.
Второе, что мы сделаем (в частности, для того чтобы внести слово в активный словарный запас), – составим с ним предложение.
Имеет ли этимология слова эскимо какую-либо связь с эскимосами?
===============================================================================
Любое запоминание проходит в три этапа: интерес – интеллектуальная работа с материалом – повторение.
Интерес. Во-первых, вы осознаете, что обладание большим словарным запасом даст вам больше шансов на успех при общении с разными людьми в различных жизненных ситуациях. Во-вторых, вы понимаете, что лучше один раз потратить минуту и разобрать слово, чем постоянно заглядывать в словарь.
Интеллектуальная работа. Вы смотрите определение слова (желательно найти самое простое и понятное) и его этимологию. Иногда этого достаточно. Если нет, то вы создаете различные ассоциации с этим понятием: придумываете предложения и связываете нужное слово с похожим по звучанию. Чем больше различных связей, тем надежнее запоминание.
Повторение. Если вы запоминаете сразу несколько слов (более четырех), следует записать их и повторить на следующий день, обновив в памяти созданные ассоциации. При запоминании одного или двух слов можно просто решить для себя, что вспомните о них через некоторое время. Бывает, что необходимо запомнить сразу около сотни терминов. В этом случае стоит обратиться к стратегии, описанной в главе об изучении нового языка.
===============================================================================
Представленное в воображении запоминается практически так же хорошо, как и реально произошедшее. При этом важное условие – эмоциональность, образность представлений.
===============================================================================
Практические рекомендации:
1. Выбирайте полноценные места, такие как кухня, коридор, лифт, выход из подъезда, продуктовый магазин, аптека, остановка. Место должно быть вам знакомо: не стоит использовать магазин, в который вы ни разу не заходили.
2. Не представляйте слишком большие места (двор, район, парк), иначе будет сложно найти размещенные образы.
3. Используйте яркие, выпуклые, объемные образы.
===============================================================================
Наши фильтры кратковременной памяти не очень умеют отличать реальное событие от воображаемого, так что ситуация, которую вы нарисовали в уме, практически полностью перейдет в долговременную память. Ведь все экстраординарное, нетипичное, вызывающее сильные эмоции запоминается особенно хорошо.
===============================================================================
Вариант метода изучения языка, с которым мы сейчас познакомимся, предложил Доминик О’Брайен. Метод позволял ему за два-три дня изучать новый язык, однако стоит отметить, что тут высока роль тренировки. Доминик не обладал никакими особенными врожденными преимуществами, он сам развил умение запоминать [26] , причем сделал это только после 30 лет.
Метод запоминания слов состоит в следующем. Для начала следует подобрать площадку для хранения информации. Доминик предлагал брать целый город – давайте так и поступим. Мысленно разделим его на части, чтобы потом использовать каждую для определенного типа слов. Например, северная часть города – для существительных, центральная – для глаголов, южная – для прилагательных. А для каждого нового языка будем подбирать новый город.
Итак, мы имеем своеобразный жесткий диск (или записную книжку), который находится в нашей голове и имеет четкую структуру.
Теперь самое важное – как сохранять на нем информацию?
Разберем пример. Допустим, надо запомнить английское слово tree (дерево). Находим что-нибудь созвучное на русском языке. «Tree – три» напрашивается само собой. Поскольку слово «дерево» – существительное, размещаем ассоциативную привязку в северной части города. Хорошо, если вы припомните где-нибудь три дерева, растущие близко друг от друга, чтобы выделить их в качестве окончательного образа. Если таких нет, то можно найти что-то другое. Например, подобрать станцию метро с тремя выходами и мысленно засадить их деревьями. Возможно, в вашем городе есть памятник, состоящий из трех ярусов, – представьте тогда, как дерево выросло под ним и приподняло его на 10–15 метров.
Некоторые считают такой способ запоминания запутанным и нерациональным, однако вряд ли кто-то сможет запомнить 300 слов за час, используя какой-либо другой метод. Если вы хотите обеспечить себе быстрый старт в изучении нового языка, то ассоциации и привязка к локациям – самый действенный вариант.
===============================================================================
Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.
Можно выделить два подхода к повторению: один из них актуален при быстром запоминании (когда у вас есть время, чтобы посвятить этому целую неделю, а то и две), другой – при растянутом во времени: от месяца и больше.
В первом случае вы запоминаете две-три тысячи наиболее часто употребляемых слов, повторяя каждое три-четыре раза: сразу после запоминания, на следующий день и через два-три дня. Допустим, в понедельник вы запомнили 50 или 500 [28] слов за пару часов – и повторили их. Перешли к другому списку (из 50 или 500 слов), запомнили его – и тоже повторили. Больше эти списки в понедельник не открываем, но возвращаемся к ним – для повторения – во вторник, затем в четверг и (на всякий случай) – в воскресенье или следующий понедельник.
Такой вариант предпочтительнее, поскольку дает возможность добиться больших успехов на начальном этапе: через пару недель вы сможете дойти до такого уровня, который достигается другими за несколько лет. Когда все слова улягутся в памяти и вы начнете погружаться в язык (изучая грамматику, работая с текстами и т. д.), вы волей-неволей продолжите повторять запомненные слова, постоянно встречаясь с ними (ведь они наиболее употребляемые).
Во втором случае, когда вы, например, не можете выделить на запоминание более часа в день, нужно повторять каждое слово до пяти-шести раз, сохраняя ту же последовательность: сразу после повторения, на следующий день, через день, неделю, месяц.
===============================================================================
Теперь, когда нам попадется какое-нибудь число, мы сможем разбить его на группы по четыре цифры и запомнить в качестве последовательности образов.
Например:
Число 99 564 545 010 007 015 699 разбиваем на пять групп:
9956 4545 0100 0701 5699
Каждую группу описываем ситуацией, так чтобы первые две цифры представляли образ человека, а вторые две – образ предмета или действия.
99 56 – Джонни Депп стреляет из пушки;
45 45 – Гитлер едет в танке;
01 00 – Шумахер бросает снежок;
07 01 – Джеймс Бонд садится в машину;
56 99 – Пушкин клеит огромный ценник.
А чтобы запомнить последовательность ситуаций в нужном порядке и усилить запоминание, используем знакомый нам метод мест. Для рассматриваемого примера хватит и трех локаций. К примеру, представляем, как в спальне Джонни Депп стреляет из пушки в едущего в танке Гитлера; в коридоре – Шумахер бросает снежки в Джеймса Бонда, так что тот садится в машину (которая почему-то находится в квартире) и запирается там. И Пушкин наклеивает большой ценник в ванной на раковину.
Таким образом, чтобы запомнить 100 цифр, понадобится всего лишь 13 локаций (по восемь цифр на каждое место, кроме последнего). Вы легко найдете их, выйдя мысленно из дома и добравшись до метро или остановки. И эти 13 локаций можно будет использовать каждый раз, когда вы захотите что-то запомнить (только учтите: при запоминании новой информации старая сотрется, а каждая локация должна быть уникальной).
===============================================================================
Можно использовать другой способ. Он подразумевает перевод цифр в буквы, что позволяет облегчить поиск слов под образы. Данный способ некоторые используют в качестве самостоятельного метода запоминания чисел, мгновенно переводя цифры в слова: 27 – диск, 54 – Печорин, 65 – шип. Но это очень трудоемко и работает только для небольших объемов информации. В нашем примере так были подобраны образы:
56 – Пятьдесят шесть – Пушкин и пушка.
99 – Девяносто девять – Джонни Депп.
Еще обратите внимание, что цифры «два» и «девять» начинаются с одной и той же буквы. Так что для одной из них нужно употреблять другую, например «м» или «к».
Примечания:
1. Люди – самые эффективные образы. Они имеют и физические характеристики, и душевные качества, то есть обладают наибольшим потенциалом для подбора смысловых и эмоциональных связей, так что первым образом должен выступать человек.
2. В качестве второго образа к числу нужно выбирать конкретное действие или предмет. То есть между независимостью и стулом выбирайте стул, между декламацией стихотворения и пощечиной - пощечину. Мы не можем пощупать независимость или увидеть ее, кроме того, с ней сложно придумать ситуацию, она перепутается с гордостью, уверенностью и т. п. Образы зданий, помещений и стран тоже плохи. Куда легче представить слона, чем зоопарк, и кружку пива, чем Германию.
3. При поиске образов следите за тем, чтобы они не были похожи друг на друга и не путались в будущем. Это очень важно! В рассмотренном примере мы не можем взять для других чисел образ пистолета, потому что у нас есть пушка, или взять лед, потому что уже имеется снег.
4. Если у вас возникнут сложности с поиском образов, когда значительная их часть уже будет придумана, можете просто раздать те цифры, которые вам нравятся, друзьям или любимым актерам, и наоборот, «неприятные» цифры – тем, кто не пользуется вашей симпатией. Например, на число пятьдесят восемь вы подобрали образ павлина и не можете теперь определиться с человеком. Найдите того, кто, по вашему мнению, слишком горд или хвастлив (в зависимости от вашего отношения к павлинам). Затем используйте любые ассоциации, чтобы привязать образ к цифре.
===============================================================================
Итак, как же можно повысить уровень СО2 в крови?
Очень просто – подойдут любые энергичные физические упражнения: бег, велосипедные прогулки или танцы. Но самым эффективным вариантом представляется плавание с задержкой дыхания. Ведь увеличение СО2 в крови будет происходить по двум причинам: от физической активности и задержки дыхания.
Интересно, что существуют теории, согласно которым наличие у китов и дельфинов сложного и развитого мозга – это следствие постоянной необходимости задерживать дыхание. Считается, что предки китообразных – травоядные животные с небольшим мозгом. Когда киты и дельфины «переселились» жить в воду и сменили «сухопутные» конечности на плавники, масса их мозга увеличилась в три раза.
===============================================================================
Другой способ увеличить снабжение мозга кровью – использовать силу тяжести. Если лечь на спину – без подушки под головой – и опереть ноги о стену или положить их на диван, то мозг будет омываться кровью интенсивнее. В это время можно решать творческие задачи, ведь в лежачем положении также снижается уровень норадреналина, а значит, вы расслабляетесь. Десять-пятнадцать минут размышлений в таком состоянии – и озарения не миновать.
===============================================================================
Представьте, что два человека в течение одного и того же времени запоминают одинаковую информацию. Одного из них попросили запомнить на неделю, а второго – только на час. Как вы думаете, какие результаты будут при проверке – сразу после запоминания?
Тот, кто ожидает проверку через неделю, значительно лучше справится с заданием. Это доказано опытным путем.
Поэтому, если что-то нужно запомнить на завтра, можно дать себе установку запомнить на месяц вперед. Так же действуют и другие установки: на скорость, качество запоминания, восприятие материала по содержанию – то есть вы замечаете в тексте то, на что у вас есть установка. Пока мы не продвинулись дальше, можете дать себе установку запомнить смысл законов, чтобы использовать их на практике.
===============================================================================
Закон проактивного торможения – чередуйте дела
Из-за заученного ранее материала происходит забывание нового. Влияние тем сильнее, чем больше сходства с предыдущей деятельностью.
Если вы пять часов занимались философией Фихте, а потом без всякого отдыха перешли к Канту, то мысли Канта в вашей памяти могут спутаться – и, скорее всего, спутаются – с мыслями предыдущего философа.
Информация особенно хорошо запоминается по утрам.
===============================================================================
Закон действий – применяйте на практике
Информация, которой мы пользуемся, вовлекаем в деятельность, применяем на практике, запоминается лучше.
Так, мы вовлекали информацию в деятельность, используя мнемотехники.
Чтобы лучше запомнить информацию, нужно произвести над ней какое-нибудь действие: найти взаимосвязи, сопоставить, подсчитать или как-то использовать.
Закон предшествующих знаний – используйте свой багаж
Чем больше предшествующих знаний по определенному предмету, тем лучше запоминается вся новая информация по этой теме. Новое связывается с уже известным, опирается на имеющийся фундамент.
Теперь, после того как вы ознакомились с различными приемами запоминания, прочли множество примеров, возможно, попытались что-то использовать на практике, вам легче будет разобраться с законами памяти и запомнить их.
Перед работой с новым материалом целесообразно заранее вспомнить все, что уже известно по этой теме. Таким образом мозг подготовится к новой информации и сформируется своеобразная установка на ее ожидаемый тип.