Больше цитат

NotSalt_13

9 сентября 2022 г., 12:51

Схематично нарисованные растения и животные на дипилонских амфорах, гомеровского периода — кони, лани, лебеди — напоминают о том, как в древности человек зависел от природы и мыслил себя её частью.
===================================================================================
Все статуи юношей называются одинаково — «куросы» (греч. юноша). На лицах куросов можно заметить
лёгкую улыбку — она называется архаической. Это попытка вдохнуть в каменную статую жизнь, ведь
способность улыбаться дана только живым.
===================================================================================
Уже в эпоху архаики было видно, что древние греки, в отличие от древних египтян, сконцентрировались на образе человека. Именно он считался высшим существом, так как был наделён разумом.
Животные как самостоятельные герои не фигурируют в искусстве Греции.
===================================================================================
Скульптор по имени Поликлет много работал над идеальным образом человека и воплотил
его в статуе Дорифора — копьеносца. Этот герой — эталон идеальной красоты и гармоничных пропорций человеческого тела. Каноны мужской красоты до сих пор базируются на расчетах Поликлета. Кроме того, он открыл прием хиазма — неравномерного распределения напряжения в человеческом теле. Это помогло его
статуям выглядеть действительно живыми, в отличие от архаических скованных куросов.
===================================================================================
В IV веке скульпторы начинают интересоваться отдельным человеком, человеческими эмоциями,
личностью, индивидуальностью. В этот период они перестают создавать идеальные бесстрастные
образы, эмоции начинают возникать даже у богов. В скульптуре появляется больше динамики и экспрессии.
===================================================================================
Эллинизм. 323-30 г. до н.э. Появляются архитектурные формы огромных размеров и нередко масштабные скульптурные композиции. Это связано с тем, что владыки маленьких царств часто имели большие амбиции и пытались заявить о своём величии через искусство. Время контрастов в искусстве и жизни.
Афродита - не классика. Дела в обнажении и формах. Жизнь принадлежит не миру, не обществу,
а только самому человеку, потому она коротка и прекрасна.

===================================================================================
Греческая скульптура была больше искусством, чем ремеслом. Римляне хорошо копировали
греков и самих себя, поэтому их скульптура была больше ремеслом, чем искусством/
===================================================================================
Начиная со II века зрачки статуям не рисуют, а вырезают буравом — инструментом, похожим на маленькую ручную дрель. Если сравнить мраморные статуи I и II веков, видно, что они различаются наличием
зрачков: в более позднем примере они есть, в более раннем — нет. По этому признаку можно определять
время создания портрета. Благодаря императору Адриану появилась мода на бороды, поэтому в скульптуре во II веке появляются бородатые лица. Адриан (76— 138 гг. н. э.) был большим поклонником греческой культуры, а у греков все мужчины старше 21 года носили бороду.
===================================================================================
Рельеф. Римляне составляли списки дат и событий, они назывались анналами (от латинского annales —
годы) — отсюда выражение «войти в анналы истории». И изображению мифологических сцен римляне предпочитали изображение исторических.
===================================================================================
Наиболее ранние росписи наносились на сухую штукатурку — такая техника называется «секко».
===================================================================================
В эпоху Республики эта точность соблюдается, даже если внешность героя неидеальна: для
римлян, в отличие от греков, телесная красота не находится в столь тесной связи с духовной. После наступления эпохи Империи эта традиция видоизменилась из-за необходимости прославлять
императора и утверждать величие Рима. Скульптор начинает льстить изображаемому и улучшать его
внешность, используя греческие каноны красоты, хотя портретное сходство сохраняется.
===================================================================================
Средневековое искусство делится на две части: Западная Римская Империя (варвары) и Византия (наследие античности). Византия известна в первую очередь своими иконами. Храм — это важнейшая архитектурная форма для всей эпохи Средневековья. Все службы теперь проводятся внутри, поэтому стало важным внутреннее убранство. Появились мозаика и фреска. Недвижимый и величественный вид героев. Все фигуры неподвижные, нет активных действий и резких жестов. Художник показывает не конкретный момент времени и действие, а нечто вечное, неизменное. Поскольку главным источником освещения в церквях были свечи, по поверхности золотого мозаичного изображения постоянно
скользили блики света и тени. Это придавало мозаике таинственность и настраивало зрителя на мистический лад.
===================================================================================
В IX веке, после прихода к власти Карла Великого, происходит кратковременный всплеск интереса к античному и византийскому искусству. Однако по-настоящему механизм пересмотра изобразительных принципов запустится после 1000 года, когда начинается новая эра в жизни средневековой Европы.
===================================================================================
Романские фрески как будто нарисованы ребёнком. Но ведь человек, только что вышедший из стадии варварства, ещё не научившийся писать и читать, постигал мир интуитивно, часто глядя на многие вещи наивно и однозначно — и именно так он будет воплощать своё видение мира в искусстве. По-детски ярко и просто, без знания пластической анатомии и законов прямой перспективы.
===================================================================================
Готическая архитектура, в отличие от романской, стремилась ввысь, была изящной, наполненной светом. При этом в скульптуре и живописи сохранилась функция поучения и наставления на правильный путь. Скульптуры, однако, перестали быть схематичными — постепенно начала возвращаться традиция реалистичности, в лицах и позах появилась естественность, возникли эмоции. Снова появились декоративные детали, тогда как в романской скульптуре не было ничего лишнего. Наиболее важная тема — искупление грехов, напоминание о человеческих слабостях, добродетелях
и пороках — также влияла на привлечение внимания к земной составляющей жизни и отображение
её в искусстве. Все эти настроения в мире и искусстве наиболее явно обозначились
в XIII—XIV вв., но в последующие века они усилятся и повлекут за собой ряд глобальных перемен.
И это позволит называть последующие века «Возрождением», или «Новым временем».
===================================================================================
Предвозрождение. Джотто совершает революцию в византийском каноне, заменяя золотой фон на синий — цвет неба. Так библейские персонажи окончательно спускаются с небес на землю, и в дальнейшем итальянское искусство продолжает тенденцию изображения реальности.
===================================================================================
Возникновение перспективы ознаменовало новый взгляд на мироздание. Обратная перспектива в иконе показывала центром мира Бога, который взирает на человека — точка схождения линий находилась за пределами иконы, в мире зрителя. Прямая перспектива картины сказала, что мир таков, каким его видит именно человеческий глаз. Первые картины были в профиль. 15 век. Гуманизм - человек в центре мира.
===================================================================================
Композиция в картинах эпохи Кватроченто нередко тяготеет к сухости и симметрии.
===================================================================================
Начиная с готики, художники по-разному разворачивают в пространстве человеческие фигуры, отчего в картине появляется динамика. Работой с ракурсами увлечены и в раннем Возрождении.
===================================================================================
Свобода личности — основополагающая гуманистическая идея Ренессанса. Впервые за тысячу лет, со времен античности, в искусстве скульптуры появилось обнажённое красивое тело.
===================================================================================
Лицо Джоконды не выражает сильных эмоций. Это особенность всех портретов Возрождения — они стремятся показать человека уравновешенным. При этом героиня кажется улыбающейся — но её улыбка настолько сдержанна и едва уловима, что зритель видит в выражении её лица загадку. Подобное восприятие образа — результат нового живописного приёма, изобретенного Леонардо: сфумато, что по-итальянски означает «дымка».
===================================================================================
Высокий Ренессанс утратил интерес к былой декоративности, которая способствовала увлечённому разглядыванию картины. На смену ей пришла чёткая выверенность всех элементов произведения. Это вовлекает зрителя интеллектуально, заставляет его думать.
===================================================================================
Столь сложной работой, ставшей одним из манифестов Возрождения и провозгласившей торжество рационального начала, Рафаэль выразил ещё одну идею: художник — это творец и значительная фигура в мире.
===================================================================================
Любимый приём Тициана, знавшего толк в силе колорита — использование белого цвета рядом с лицом героя. Белые отблески от воротника падают на лицо, освежая его и делая светлее.
===================================================================================
Период, который мы называем Высоким Возрождением, совсем короткий. Он приходится на первую
четверть XVI века, с 1500 по 1527 г. Это период, когда доводятся до совершенства открытия эпохи Кватроченто и делаются новые. Ключевыми представителями Высокого Возрождения считаются
пять художников, которых также называют «титанами Возрождения». Это Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Джорджо да Кастельфранко и Тициан Вечеллио
===================================================================================
Крупнейший художник, с именем которого связывают начало нового искусства — Ян ван Эйк. В его небольшой работе «Мадонна в церкви» становится заметно, что изменились изобразительные принципы, а также появился интерес к окружающей реальности. Внимательно глядя на мир, именно Дюрер одним из первых создаёт образ мира без человека, то есть пейзаж. Этому жанру суждено стать популярным в XVII веке и превратиться в важнейший в XIX. Реформация. Протестантство. Идея отвержения церкви Брейгель создал много работ на эту тему, но картина «Падение Икара» стала одной из самых знаменитых. Если даже очень внимательно смотреть на эту картину, Икара можно попросту не заметить. Лишь его ноги беспомощно болтаются на поверхности воды. Европейское Возрождение, затронувшее два столетия, XV и XVI, радикально изменило искусство. Оно теперь не только церковное, но и светское. На свет появились различные жанры, сюжеты и огромный спектр тем и образов...
===================================================================================
Академисты. Академисты работали в три этапа. Сначала на холст накладывался первый изобразительный слой — подмалёвок. Затем шла основная работа... Заключительный этап — лессировка, то
есть наложение на живописный слой тончайшей полупрозрачной жидкой краски. Это было необходимо, чтобы создать абсолютно ровную и гладкую поверхность картины. Строгость параметров. Цвет верха и низа картины... Как итог... Академизм стал нормативным искусством, в котором было много условий, правил и ориентиров. Закономерно, что далеко не все мастера были согласны идти только таким путём.
===================================================================================
Именно в картинах Караваджо впервые возникает особое освещение - эта техника называется «тенебросо»,
от итальянского «мрачный, тёмный». "Давид и Голиаф" и т.д.
===================================================================================
В XVI веке церковь сильно потеряла свое влияние, и в XVII она обратилась к искусству с задачей
вернуть человека в лоно церкви. Новым методом, призванным укрепить в зрителе веру, становятся реалистично показанные священные сюжеты и герои. БАРОККО. На фоне этих перемен в искусстве рождается новый стиль: барокко. Он распространился в большинстве стран католической Европы. В переводе с португальского «барокко» значит «жемчужина неправильной формы». Распространённым становится бытовой портрет, и ярчайший его образец — «Цыганка» голландского мастера Франца Халса. На смену неподвижности и монументальности Ренессанса пришли живость и динамичность. Появление группового портрета В центре картины и на первом плане изображались наиболее значительные участники, например, командир стрелкового отряда. Также учитывалась плата, которую вносил каждый из заказчиков. Часто заплативший меньше остальных изображался позади или с краю. Предметный мир в натюрмортах. Появление «stilleven», что буквально переводится как «тихая жизнь».
===================================================================================
Классицизм Эмоциональному и динамичному барокко можно противопоставить рассудочный и строгий классицизм — стиль, возникший в XVII веке во Франции. Если барокко — это хаос и вихрь, то
классицизм — степенная упорядоченность. Само название говорит о том, что главным ориентиром классицизма стало классическое искусство Греции и Рима. Упор на разумное, а не эмоции... Одна из важнейших норм в академизме и классицизме — это иерархия жанров. Высокими жанрами считались
исторический и мифологический (библейский или античный), а также парадный портрет. Низким жанром были пейзаж, жанровая сцена и натюрморт, в сущности, рассматривавшийся лишь как нечто учебное. Примечательно, что в литературе наблюдалась та же тенденция.
===================================================================================
XVIII в. Появление "Ведута". «Вход в Большой Канал» — один из таких пейзажей. Появление камеры обскура. Потом при помощи точности картин восстанавливали города. Поялвение "РОКОКО". Утончённая морская раковина. Откровенность сцен заставляет вспомнить о том, что ханжеские настроения последних лет царствия Людовика XIV сменились весьма вольным поведением при дворе. НЕОКЛАССИЦИЗМ. XVIII век в истории Европы назван эпохой Просвещения.
===================================================================================
XIX / Романтизм Жерико. "Плот "Медузы". Из 147 лишь 15 выжили... Впервые появляются темы детей и детства.
===================================================================================
Импрессионисты - пытались передать не сам вид предмета, а то мимолётное впечатление, которое он оставляет. Модерн - главный герой "Женщина"... Фовизм - яркие пятна. Примитивизм - для очищения и для дороги новому. Экспрессионизм - выражение. Как "Крик" авторства Мунка. Кубизм - упрощение и базовые формы. Абстракция - новый протест. Уйти от сюжета.
===================================================================================
Сюрреалистам, воспринимавшим мир как комплекс алогизмов, свойственно менять местами понятия, разрушать привычные представления о явлениях жизни и свойствах предметов. В работе Рене Магритта «Вероломство образов» изображённая им курительная трубка снабжена надписью «Это
не трубка». Надпись перечёркивает смысл, который несёт вполне реалистично нарисованная вещь. Дали композиция «Дождливое такси» показывает автомобиль во время дождя, но дождь идёт не на улице, а внутри машины.
===================================================================================
Постмодернизм - отречение от всех систем ценностей, что не сработали. Невозможность разделить добро и зло. Лучо Фонтана где творческое усилие мастера сведено даже не к нулю, а к некой отрицательной величине. Эти работы полностью отвергают созидательную миссию художника, вызывая недоумение, раздражение, чувство безысходности. В разрезанном Фонтаной холсте можно видеть смерть художника-творца и жизнь художника-разрушителя. Стартовав от «Чёрного квадрата» Малевича, искусство XX века описало круг и пришло к этой точке.