Больше цитат

Criory

29 мая 2019 г., 04:37

Итак, мы проанализировали несколько сессий, и сейчас уже стали видны некоторые закономерности, которые станут еще более явными после того, как мы будем все больше углубляться в этот предмет. Сказки говорят нам: чтобы стать взрослой женщиной, девушке, во-первых, нужно уйти от своей мачехи, которая не разрешает ей взрослеть, потому что не хочет уступить свою территорию и власть. Далее получить разрешение от матери (в сказках функцию «хорошей» матери берет на себя кто-то другой, Даритель, то есть инициированный представитель в зрелой фазе жизни) на личное счастье и совет, как себя вести. И последнее – найти своего мужчину и построить свой дом, свою территорию, свои границы.
Коррекция на психотерапевтических сессиях состоит из таких же стадий, кроме одной: если в сказках понятно, где злая мачеха, а где добрая фея, то в жизни невозможно различить эти две роли, так как они слиты в одной и той же женщине (вспомним ролевые семейные треугольники, «слитые» в сознании клиента в один). Вот почему клиентка не может отреагировать свой протест – ей мешает сделать это любовь к матери. И наоборот: она не может сказать о своей любви, потому что мешают не отреагированные обида и гнев.
Таким образом, мы можем выстроить структуру инициатической сессии:
— Первая стадия в коррекции – развести между собой материнские функции, то есть показать две части личности матери: любящую и поддерживающую («хорошая мать») и карающую и запрещающую («мачеха»). Я обычно делаю это так: «Давай выберем на роль твоей матери двух человек; один будет играть добрую мать, другой – злую». Или, если сессия идет в гештальт-подходе, то так: «Вот тебе два стула. Представь на одном из них мать, когда она добрая, а на другом – когда злая».
— Далее: отреагировать чувства обиды, гнева по отношению к той части личности матери, которая запрещает девушке вступать в отношения с противоположным полом и ассоциируется с мачехой. Например: «Сейчас поговори с той частью своей матери, на которую ты обижаешься и злишься. Вторая пока пусть постоит в стороне». Если этого не сделать, клиентке трудно будет отреагировать отрицательные чувства на мать, ей будет мешать чувство вины.
— Третье: когда обида будет отреагирована (а это происходит, как правило, очень бурно, со слезами с обеих сторон и просьбой со стороны матери простить ее), приходит время обратиться к любящей части матери и получить от нее разрешение на право быть женщиной.
— Четвертое: получив разрешение вступать в отношения с мужчинами, девушка должна найти «своего» мужчину, а не отца.
— Наконец, девушка должна обозначить свою территорию и суметь защитить ее от контроля матери.
— Последняя стадия – шеринг, поддержка группы, которая символизирует социальное одобрение.
— Есть еще одна фаза – «заземление». Когда проблема клиента уже решена, она перестает пугать, и тогда над ней можно и посмеяться. Часто это анекдот на тему сессии, пародия, смешной случай из жизни. В сказке этой фазе функционально соответствует присловье: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло – в рот не попало».
Нужно сказать несколько слов о роли «хорошей матери». В жизни формам взрослого поведения обучает девочку собственным примером инициированная женщина (или НЕ обучает, потому что НЕинициированная). В сказках эту роль – роль Дарителя и Помощника – берет на себя сказочное волшебное существо. На сессиях – психотерапевт либо член группы, которого выбирает клиентка на эту роль.