Больше цитат

DmitryKv

28 ноября 2017 г., 13:11

Возможно, потому, что за пределами близких отношений прикосновение – весьма редкое явление, оно никогда не остаётся незамеченным. Прикосновение может быть преисполнено такого смысла, что сам по себе акт прикосновения признан свидетельствовать о важности отношений, ритуала или события. Рукопожатие израильского премьер-министра Ицхака Рабина и палестинского лидера Ясира Арафата в день подписания перемирия между Израилем и Палестиной красноречивее любых слов.
Ирония судьбы, но именно это рукопожатие, скорее всего, и подтолкнуло Игаля Амира к мысли об убийстве Рабина.
Иногда символический смысл прикосновения воспринимается на личном уровне через собственное представление индивида о прикосновении. Всем известны фотографии обезумевших фанатов, которые протягивают руки, стараясь прикоснуться к рок-звезде. Даже в повседневной жизни некоторые люди ценят возможность прикоснуться к тому, кто важен для них, а потом с гордостью говорят: «Я пожал руку имярек!» Косвенная символическая власть прикосновения иногда очевидна даже тогда, когда человек, не имея возможности самому прикоснуться к важной персоне, может прикоснуться к какой-то принадлежавшей ему вещи или завладеть ею. Такой вещью может быть даже автограф, потому что идол прикасался к ручке и к бумаге. На протяжении всей истории христианства в притязании на обладание частью мощей или одежды какого-либо святого всегда был скрыт громадный смысл.
Авторы изучения паттернов прикосновения, проведённого в законодательном собрании одного из штатов, обратили внимание на то, что за весь период наблюдений губернатор не прикоснулся ни к кому, хотя к нему прикасались многие. Дочь панчен-ламы, второго по рангу иерарха буддистской церкви в Тибете, вспоминает своё путешествие в Тибет, когда ей было семь лет: «Мне сказали, что люди стояли вдоль всей дороги, протяжённостью 50 миль (80,47 км). Тысячи и тысячи людей, и все они хотели прикоснуться ко мне». Во время второго путешествия в возрасте 17 лет она была буквально измучена окружавшими её толпами. Но она сказала: «Я не могу сетовать на это, потому что возможность увидеть меня и прикоснуться ко мне сделала их счастливыми». Однако ей пришлось просить телохранителей не давать им поднимать ей юбку, чтобы добраться до её ног.
В подобных ситуациях прикосновения вызывают у того, кто прикасается, чувство обладания чем-то важным: ведь «частица величия» осталась и на нём. Создаётся впечатление, что не всегда важна роль знаменитости: прикасается ли она сама к «жаждущему», или является реципиентом. Последствия прикосновения тоже бывают разные. Иногда его результат опосредованный: человек, прикоснувшийся к знаменитости, приобретает больший вес в своей среде. В другое время достижение не столь заметно, но не менее важно: человеку кажется, что, прикоснувшись к другому, он приобретает частицу сущности последнего. Какими бы достоинствами ни обладал этот человек, люди полагают, что благодаря даже самому беглому прикосновению частица этих достоинств достаётся и им. Однако это в известном смысле примитивное мышление имеет и свою оборотную сторону: после прикосновения к нежелательному человеку или его прикосновение к нам мы чувствуем себя «нечистыми». Тот факт, что традиционном индийском обществе членов низшей касты называли «неприкасаемыми», никак нельзя считать простым совпадением