Больше цитат

Hambone

28 ноября 2017 г., 09:39

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИИ ПЕЧАЛИ

Проблема социализации конкретных эмоций почти не изучена экспериментально. Интересной и плодотворной представляется теория социализации страдания (дистресса), выдвинутая Томкинсом. Его определение страдания включает в себя и соматические и психические компоненты. Однако описанное им мимическое выражение страдания больше похоже на мимическое выражение печали, чем на выражение физического ощущения боли (lzard, Hembree, Dougherty, Spizirri, 1983). Томкинс выдвигает гипотезу о прямой зависимости между специфическим мимическим выражением и специфическим переживанием. Поскольку его описание мимического выражения страдания соответствует описанию мимического выражения печали и поскольку он включает эмоцию печали в свое описание процесса переживания страдания, то мы, представляя его теорию социализации страдания, будем пользоваться понятием <печаль> там, где Томкинс использует понятие <страдание>. Данная модель социализации печали в некоторых своих положениях может быть распространена на другие эмоции, и поэтому мы представим ее достаточно подробно.

В модели Томкинса (Tornkins, 1963) выделяются четыре основных способа социализации печали: а) с помощью наказания (карательный тип); б) с помощью поощрения; в) с помощью частичного поощрения; г)с помощью разнородных средств (смешанный тип). Томкинс пишет:

"Мы говорим о карательном типе социализации страдания-боли [то есть печали] тогда, когда страдание, а вернее говоря выражающий его плач, влечет за собой наказание или игнорируется, когда страдание и плач не вызывают действия, направленного на устранение источника страдания. Подобная карательная социализация может быть как постоянной, последовательной, так и периодической (р. 88)".

Социализация печали через наказание

Данный тип социализации печали имеет место тогда, когда слезы ребенка вызывают негативную реакцию взрослых, когда родители или воспитатели наказывают ребенка за то, что он плачет, игнорируя причину его слез. Наглядным примером тому может служить поведение родителя, который одинаково бранит ребенка и за отказ идти спать, и за слезы, вызванные потерей любимой игрушки. Недифференцированная брань и постоянные наказания усугубляют печаль, и ребенок, выражая ее, наталкивается на еще большее недовольство родителей. По мнению Томкинса, эта ситуация замкнутого круга, из которой "нет выхода", которая не дает ребенку возможности выразить печаль или порожденный ею гнев без того, чтобы не навлечь на себя еще большее наказание, становится источником компульсивного поведения, самоизоляции, низкой толерантности к фрустрации, слабо выраженной индивидуальности, чрезмерной боязни печали, экстернализации всех форм печали, а также источником постоянной апатии и усталости. Если же родители не только не запрещают ребенку выражать печаль, но и помогают ему преодолевать ее, то со временем ребенок может достичь достаточной степени самоуважения и уверенности в себе.

"Карательная социализация страдания [печали], пробуждая страх, снижает терпимость к боли. Крик страдания является естественной реакцией человека на боль. Если этот врожденный ответ сдерживается страхом наказания, то страх перед болью значительно возрастает. ...Боль - тяжелое испытание, а в союзе со страхом она практически невыносима. ...По-видимому, более высокая толерантность к боли, которая в нашей культуре отличает женщин от мужчин и которая характерна и для женщин и для мужчин восточных культур, обязана своим происхождением менее карательному типу ранней социализации страдания (Tornkins, 1963, р. 93)".

Если отец постоянно реагирует раздражением на плач сына, если он наказывает его за слезы, то в сознании мальчика может сформироваться устойчивая связь между печалью и страхом. Повторяющийся эмоциональный опыт заставляет ребенка усвоить, что плач влечет за собой боль наказания. У детей ожидание боли является сильнейшим активатором страха. Таким образом, эмоция печали ассоциируется с эмоцией страха. Ребенок может не отдавать себе отчета в том, как сформировалась эта взаимосвязь, а с возрастом и вовсе забыть о ней. В этом случае ситуации, вызывающие печаль, становятся почти непереносимыми для него, ибо в печали он наполнен дурными предчувствиями, его гнетет страх. И несмотря на все попытки разобраться в своих чувствах, понять их причину, он не в состоянии осознать взаимосвязь между этими противоречивыми чувствами - печалью и страхом - и теми наказаниями, которым он подвергался в детстве, когда плакал от боли или обиды.

Социализация печали через поощрение

Поощряющий тип социализации печали характеризуется тем, что родители пытаются успокоить ребенка и предпринимают действия, направленные на устранение стимула, вызвавшего печаль. Последнее обстоятельство представляется особенно важным, ибо если родители ограничиваются только ласковыми словами и сочувствием, то это создает предпосылки для развития инфантилизма у ребенка. Но если родители оказывают реальную помощь ребенку, если они не только утешают его, но и активно ищут способы устранения негативных раздражителей, то возможности ребенка выражать печаль, бороться с ней и побеждать будут гораздо более развитыми. Томкинс считает, что такое обращение способствует формированию чувства доверия, честности, готовности к сотрудничеству и помощи, воспитывает в человеке мужество и устойчивость к фрустрации. При таком типе социализации человек научается переживать и преодолевать печаль; он знает, что она неизбежна, но он также знает, что на смену ей придет радость; его отношение к себе и к жизни в целом отличается оптимизмом. Таким образом, данный тип социализации печали является гораздо более продуктивным, чем карательный. Использование в семье тех или иных методов социализации печали зависит от прошлого опыта родителей и их глубинных аффективно-когнитивных ориентаций, но биологически обусловленные особенности ребенка (например, пороги возникновения позитивных и негативных эмоций) также играют серьезную роль. Ребенок с низким порогом эмоции печали плачет чаще и горше, чем ребенок с высоким порогом данной эмоции. Очевидно, что такой ребенок вызывает раздражение чаще, чем радостный или просто спокойный ребенок, улыбка которого воздействует на родителей совершенно иначе, чем плач.