Больше цитат

robot

23 ноября 2012 г., 21:22

Но и те евреи, что остались в Германии, также обречены на скитания. Из маленьких городков они должны переезжать в города побольше, оттуда – в большие, а после того как, случается, выдворят из больших – возвращается обратно в маленькие. Но и при внешне оседлой жизни – сколько дорог им приходится исходить, какой путь пройти! Этот путь уводит тебя от друзей, от привычного приветственного жеста, от знакомого слова. Ты закрываешь глаза, чтобы не видеть того, что они только что видели, и уходишь в темноту, придуманной, нарочитой, искусственной ночи. От мгновенного испуга ты переходишь к страху, всемогущему брату испуга, и не смотря на холод под ложечкой, пытаешься убедить себя в том, что тебе уютно и хорошо. Этот путь приводит тебя к необходимости врать… что самое неприятное – врать самому себе. Этот путь ведет тебя из конторы в контору: из полицейского участка – в департамент полиции, из налогового ведомства – в комитет НСДАП; из концлагеря ты попадаешь в полицию, из полиции – в зал суда, из суда – в тюрьму, из тюрьмы – в исправительный лагерь. Еврейский ребенок в Германии с самого нежного возраста пускается в свое жутковатое путешествие из мира природного, органичного детской душе доверию – навстречу страху, злобе, отчуждению и подозрительности. В классе он путешествует по рядам, начиная от первой и кончая последней партой, и, даже заняв свое место, все равно представляет себя в дороге. Этот путь ведет тебя к «Нюрнбергским законам», от одного к другому. Этот путь ведет тебя к газетным киоскам, от одного к другому – можно подумать, еще есть надежда, что где-нибудь вдруг напечатают правду. Этот путь приводит тебя к опасному одурманивающему: «Когда-нибудь все кончается», и ты забываешь о том, что прежде всего, вероятно, конец придет тебе самому. Ты приходишь – на ватных ногах – к смехотворному утешению: «У страха глаза велики» - но это не что иное, как сделка с собственной совестью.
Оставаться на месте, пребывая в пути, - акробатическое искусство особого рода, на которое способны лишь несчастные из нестчастных – приговоренные к каторге.
Это еврейская каторга.

"Предисловие к новому изданию"