Больше цитат
Год 1920-й был особенно неудачным для американских торговцев произведениями искусства. Крупные покупатели — поколение баронов преступного мира прошедшего столетия, — подойдя к определенному возрастному рубежу, умирали как мухи, а новые банкиры не спешили занимать их место.
Озираясь в поисках нового клиента, они решили, что их последней надеждой может стать Генри Форд, в то время самый богатый человек страны. Форду еще только предстояло познакомиться с рынком произведений искусства, и цель была такой крупной, что имело смысл обрабатывать его сообща.
Было решено составить список “100 величайших живописных полотен мира» (все они по счастливой случайности имелись на рынке) и предложить некоторые из них Форду. “Консорциум» работал неделями и произвел на свет великолепное произведение: три тома с изумительными репродукциями и серьезными искусствоведческими комментариями к каждой картине. Следующим шагом был визит в дом Форда. Простота убранства дома удивила торговцев: мистер Форд был, похоже, совершенно безразличен к внешним эффектам.
Форд принял их в кабинете. Он просмотрел книги с восхищением и восторгом. Обнадеженные торговцы уже представляли миллионы долларов, которые хлынут вскоре в их сейфы. Однако Форд, закончив знакомиться с книгами, произнес:
— Джентльмены, такое прекрасное издание с такими прекрасными цветными иллюстрациями стоит, должно быть, чертовски дорого!
— Но, мистер Форд! — воскликнул Дювин. — Мы не предполагаем, что вы купите эти книги. Мы их изготовили специально, чтобы показать вам картины. Эти книги — наш подарок вам. Форд выглядел озадаченным.
— Джентльмены, — сказал он, — это невероятно любезно с вашей стороны, но я просто не представляю, как принять такой великолепный, дорогой подарок от чужих людей. Дювин объяснил Форду, что на репродукциях изображены живописные полотна, оригиналы которых они надеялись продать ему. Форд наконец-то понял.
— Но, джентльмены! — воскликнул он. — Зачем мне оригиналы, когда картинки прямо здесь, в книжке, так прекрасны?»