Эту книгу я читала почти год - самый долгий срок чтения в моей жизни. Дело не в том, что она, допустим, сложная и неудобоваримая, или скучная, написана сухим языком зануды, вовсе нет. Она представляет собой прекрасный образец обстоятельного академического исследования по состоянию такой дисциплины, как философия религии, на сегодняшний день. Каждый раздел книги буквально перегружен информацией - если бы я изучала каждый источник, который приводит автор, то чтение "Введения в философию религии" заняло бы у меня лет 5. Так что я изучала эту монографию потихоньку, маленькими порциями, но без параллельного ознакомления с её библиографией. Дело в том, что это такой абсолютный нон-фикшн, строго научная литература, так что когда у меня случались вынужденные перерывы, то желания вернуться к чтению и продолжить его не возникало, посему перерывы затягивались на ещё более долгий срок. И вот, наконец, я закончила и могу высказать кое-какие соображения на сей счёт.
Нужно отметить, что исследование касается состояния философии религии непосредственно на данный момент, немного - в перспективе XX века, и уж совсем мельком автор касается истоков дисциплины в каждом отдельном регионе. Рассматриваются научные сообщества Северной Америки, России и Европы, по каждому из этих регионов приводится огромный список авторов и их научных трудов, о каждом - весьма кратко, так что в конце концов вырисовывается общая картина того, что в России развитие философии религии после удачного старта пребывает в застое, в США - тяготеет к секуляризации и атеистической критике, в Европе всё кажется более удачным ввиду былых достижений в сфере протестантской теологии, коими она особенно славилась в XX веке.
Самым полезным разделом книги оказался последний - это рассуждения о задачах философии религии и попытки обозначить её периодизацию. Тут автор даёт некоторый исторический экскурс и заодно поясняет, как трансформировались представления о роли и задачах данной дисциплины. На данный момент попытки определить, что же это всё-таки за отрасль знания и зачем она есть, по-прежнему оказываются проблематичными, не говоря уже о том, что непонятно даже куда относить философию религии: к отдельной научной сфере, к разделу философии или же к религиоведческой дисциплине? Сам автор, по видимому, склоняется к тому, что философия религии - это всё же попытка осмысления феномена религиозности философскими методами, чему положил начало Кант в работе "Религия в пределах только разума". Соответственно, здесь необходимо проводить демаркационную линию, отделяя религиозную философию, теологию и философское религиоведение от непосредственно философии религии. Основную её задачу можно выразить словами У. Манна: "(она есть) мышление в диалоге между философским вопросом и теологическим ответом".
Таким образом, философия религии занимается не вопросами верификации постулатов веры, но феноменом религии, который она исследует неэмпирическими методами.