«…И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога, и сказал ему: не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это» (Первая книга Царств 23:16,17)
Третья история из серии «Сыны ободрения» Франсин Риверс исследует судьбу Ионафана, старшего сына и наследника Саула, первого израильского царя, и лучшего друга Давида, которому предстоит стать вторым царем Израиля. Царевич Иоанафан, безусловно, личность весьма приятная: он чтит законы, искренне религиозен, это верный и любящий сын, но при этом слепота глаза ему не застилает, ибо он понимает замысел Бога, воплощенный в юном пастушке Давиде. Описание по сути трагической судьбы Ионафана автор начинает с того, как его отец получил высшую власть, т.е. стал царем. Саул – избранный Богом, но меньше всего он стремился стать правителем. По мысли автора, как я ее поняла, в этом и беда была Саула (помимо развращающей силы власти, что впоследствии скажется и на Давиде и его сыне Соломоне) – он до конца не принял божественный замысел, а в начале, даже пытался скрыть от народа сове помазание на царство пророком Самуилом. Саул не стремился к войне, чем изначально настроил против себя достаточное количество воинственно настроенных соплеменников. Но при этом воевать, и довольно успешно, ему пришлось. К тому же, Саул начал пренебрегать религиозным вопросом, в отличие от Ионафана. Наследник Саула тянулся к знаниям, он переписывал Закон, что должен был делать его отец, кроме того, оказался умелым воином. Он несколько раз рисковал своей жизнью перед гневом отца, но за царевича вступался любивший его народ.
Шли годы, а Саул все дальше и дальше отходил от Бога. Здесь, как известно, и начинается история Давида, мальчика-пастуха, умевшего удивительно красиво и вдохновенно играть и сочинять псалмы, привлеченного к царскому двору для успокоения души Саула. С первой же встречи Ионафан проникся Давидом, а уж совсем крепкой их дружба стала после знаменитой победы Давида над филистимским великаном Голиафом. Ионафан, назвав Давида своим братом, оказался между двух огней. Саул, видя растущую популярность в народе юного воина, а также зная о его избранности Богом, постепенно замышляет убийство Давида, и даже брак на младшей дочери не мог уберечь царского зятя. Кстати говоря, жена досталась Давиду не самая лучшая (хотя и спасла мужа от гнева отца). Тем не менее, Ионафан умудрился не только не нарушить своей клятвы в дружбе, данной Давиду, но и остаться послушным воле отца сыном. Никогда Ионафан не участвовал в попытках убийства Давида, хотя он, наследник Саула, отлично понимал, что ему-то как раз и надо устранить конкурента на отцовский трон. Перед гибелью Ионафан успел удачно жениться и стать отцом, но взросление своего единственного ребенка он не увидел. Вместе с отцом Ионафан пал в битве. Давид горько его оплакивал, как своего брата, даже более того, как часть своей души. Единственного сына своего друга, Давид, как и обещал, оставил в живых, позаботившись о нем и его матери….
Признаться, Ионафан с детства является одним из моих любимых героев Библии. В нем все есть: и человеческое достоинство, и чувство справедливости, и умение верить, и мудрость, и отсутствие каких-нибудь явных пороков. Это образец верного друга и при этом сына, почитающего своего отца, даже если отец не всегда поступает правильно.