5 сентября 2021 г., 16:07

1K

Что вы знаете об Узбекистане?

16 понравилось 5 комментариев 0 добавить в избранное

Все изображения найдены на Pinterest

Если информация не совсем верна, то нам будет интересно прочитать ваш комментарий с более точными данными.

Источник: Википедия
В группу Чарующая Азия Все обсуждения группы
16 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 5

картинка Schrodingers_flerken


Республика Узбекистан — государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Столица — Ташкент. Государственный язык — узбекский. Второй по значимости — русский язык, которым владеет значительная часть населения и он имеет широкое распространение в стране. На территории республики Каракалпакстан официальным является также и каракалпакский язык.

Сопредельные государства: на востоке — Киргизия; на северо-востоке, севере и северо-западе — Казахстан; на юго-западе и юге — Туркмения; на юге — Афганистан и на юго-востоке — Таджикистан.

Узбекистан имеет выход к Аральскому морю, однако является одной из двух стран мира (наряду с Лихтенштейном), которым для выхода к Мировому океану необходимо пересечь территорию двух государств.

По официальным данным, мусульмане — 89 % (в основном сунниты ханафитского мазхаба).

картинка Schrodingers_flerken


Топоним «Узбекистан» образован путём сочетания этнонима «узбеки» и ираноязычного форманта -стан — «страна». Личное имя «Узбек» встречается ещё в арабских источниках XII века, например, Усама-ибн-Мункыза в «Книге назидания» отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 1115—1116 годах был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула. По мнению Георгия Вернадского, термин «узбеки» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» Вернадский отмечал: «согласно Полю Пелио, имя Узбек (Özbäg) значит „хозяин себя“ (maître de sa personne), то есть „свободный человек“. Узбек в качестве названия нации значило бы тогда „нация свободных людей“».

Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масcагетские племена. С рубежа новой эры начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён.

картинка Schrodingers_flerken


Территория Узбекистана в средневековых арабских и среднеазиатских источниках упоминалась как Мавераннахр, в европейских — Трансоксиана. Появление первых государств на территории Узбекистана относится к VIII—VII векам до н. э., когда возникли такие государства как Хорезм, Согдиана и Бактрия. Древнейшими городами на территории современного Узбекистана являются Самарканд (742 год до н. э.), Андижан (V век до н. э.), Шахрисабз (VII век до н. э.), Хива (VI век до н. э.), Карши и Термез (V век до н. э.), Бухара (IV век до н. э.), Ташкент и Маргилан (II век до н. э.).

В 329—327 годах до н. э. Александр Македонский, завоевал Согдиану и Бактрию. Сопротивление захватчикам было ожесточённым, что заставило армию Александра задержаться в этой области на 3 года.

В VI—VII веках часть территории современного Узбекистана входила в состав Согдианы и Бактрии, которые позднее были зависимы от Тюркского каганата. После завоевания арабами она входила в состав Арабского халифата. Со второй четверти IX века территория современного Узбекистана входит в состав государства Саманидам. В XII — начале XIII века территория современного Узбекистана вошла в состав государства Хорезмшахов, завоёванное в 1219—1221 годах монголами Чингисхана, после чего территория Узбекистана вошла в состав улусов его сыновей — Джучи и Чагатая. В 1499 году со степей Дешт-и-Кипчака на территории современного Узбекистана вторглись войска Шейбани ханa — узбекского хана, основателя Бухарского ханства. К началу XX века Средняя Азия находилась в составе Российской империи. 30 сентября 1991 года Узбекская ССР была переименована в Республику Узбекистан.

картинка Schrodingers_flerken


Выдающийся ученый-энциклопедист Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (783—850) впервые в истории Центральной Азии написал сочинение по всемирной истории. К сожалению его «Книга истории» («Китаб ат-та’рих») сохранилась лишь в отрывках. Цепь извлечений из «Книги истории» позволяет установить, что сочинение ал-Хорезми было написано в форме анналов, то есть летописи. События в ней излагались последовательно, по годам. Например, он приводил сведения о времени рождения Александра Македонского. О датах рождения, начала «пророческой» деятельности и смерти основателя ислама Мухаммада. О смерти Мухаммада, начале правления халифа Абу Бакра, военных действиях арабов против Византии и Ирана в 631—653 гг., о завоевании арабами Сирии, Ирака, Ирана и Мавераннахра, о войне арабов с хазарами в 728—731 гг. «Книга истории» была завершена им около 830 г.

При дворе караханидов в Самарканде сложился научный и литературный центр Мавераннахра. Источники по истории Караханидского государства большей частью не сохранились. Нам известны лишь некоторые названия этих исторических трудов. Сведения о нём дошли до нас лишь в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами ханства. Труд единственного историка-караханида Махмуда Кашгарского «Тарихи Кашгар» известен лишь в небольших отрывках, приведенных у Джамаля Карши (XIII век).

Известным хорезмийским тюркским поэтом, писателем конца XIII — начала XIV вв. был Рабгузи (настоящее имя Наср ад-дин, сын Бурхан ад-дина). Основное произведение Рабгузи «Рассказы Рабгуза о пророках» («Киссаи Рабгузи», 1309—10) состоит из 72 рассказов по религиозной тематике, в основном из Библии и Корана.

Другим известным тюркским поэтом был Хафиз Хорезми, который в 1353 году написал поэму на тюркском языке «Мухаббат-наме». Сохранилось два списка поэмы: ранний, выполненный уйгурским письмом в 1432 году, и второй, переписанный в 1508—09 арабским письмом. Уйгурский список состоит из 10 писем-стихотворений на тюркском языке. Обе рукописи хранятся в Британском музее.

картинка Schrodingers_flerken


Тимуридский Ренессанс в литературе представлен поэзией Лютфи, Сайид Ахмеда, а также Алишера Навои, который писал произведения на чагатайском языке в жанре газели и рубаи, включенные в диваны. Темой поэзии становилась всепоглощающая неразделенная любовь (мухаббат) и нравственное назидание. Нередко в поэтическую форму облекалось историческое повествование (дастан).

Внук Тимура Искандар Султан имел двор включавший группу поэтов, ученых и ремесленников, в том числе историка Муин-ал-Дина Натанзи, астрономов Гияс-ал-Дина Каши, Махмуда Каши и поэтов, например, Мир Хайдара, которого Искандар призвал писать стихи на тюркском языке. Благодаря покровительству Искандар Султана была написана тюркская поэма Лутфи «Гуль и Навруз» . Как отмечал Алишер Навои, Искандер Султан пригласил к себе в царский двор Хайдара Хорезми, который написал по его заказу поэму на тюркском языке «Сокровищница тайн».

Одним из поэтов конца XIV — начала XV веков был узбекский поэт Дурбек, крупный представитель узбекской светской литературы того периода. Из наследия Дурбека сохранилась переработка любовно-романтической поэмы в двух рукописях «Юсуф и Зулейха» на староузбекский язык.

В 1500 территория Узбекистана оказалась захваченной Шейбани-ханом, который основал новое узбекское государство со столицей в Самарканде. По мнению авторитетных востоковедов Шейбани-хан — полководец и государственный деятель — в культурном отношении стоял на уровне образованных людей своей эпохи.

В столице государства, Самарканде, Шейбани-хан приказал построить большое медресе, где позже сам принимал участие в научных и религиозных диспутах. При медресе Шейбани-хана имелась библиотека. Функции библиотекаря, обязанности по выдаче книг, по их реставрации, приобретению в библиотеку новых книг, а также освидетельствование их печатью с именем учредителя вакфа описывается в одном из вакфных документов.

Шейбани-хан писал стихи под псевдонимом «Шибани». Диван стихов Шейбани-хана, написанный на среднеазиатском тюркском литературном языке в настоящее время хранится в фонде рукописей Топкапы в Стамбуле. Он состоит из 192 страниц.

Рукопись его философско-религиозного произведения: «Бахр ул-худо», написанное на среднеазиатском тюркском литературном языке в 1508 году находится в Лондоне. По мнению некоторых историков, Шейбани-хан был автором исторического произведения «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме».

Шейбани-хан, будучи сам поэтом, собрал при своем дворе талантливых поэтов и ученых. Среди них можно упомянуть таких поэтов, как Камал ад-дин Бинаи, Мухаммед Салиха и других, ставших авторами поэм, посвященных жизни и деятельности самого Шейбани-хана. Репрессии против суннитов в Иране и Хорасане со стороны шаха Исмаила привели к бегству интеллектуалов суннитов в Мавераннахр, в числе которых был персидский историк, поэт и мыслитель Фазлаллах ибн Рузбихан, автор произведения «Книга бухарского гостя» и поэт, писатель Зайн ад-дин Васифи. Литература продолжала развиваться на тюркском, персидском и частью на арабском языках.

картинка Schrodingers_flerken


Узбекская письменность в 1929 году была переведена с арабской на латиницу, а с 1940 года на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Уровень грамотности поднялся с 4 % (1897) до 99 % (1977).

Одним из ярких символов первого десятилетия эпохи независимости Узбекистана был узбекский поэт Мухаммад Юсуф (1954—2001). По оценкам современников Мухаммад Юсуф являлся одним из наиболее одарённых узбекских поэтов конца XX — начала XXI века.

В декабре 2018 года в связи с 90-летием кыргызского писателя — Ч.Айтматова в Узбекистане была названа улица имени Чингиза Айтматова и установлен барельеф писателя, а по мотивам повести «Тополёк мой в красной косынке» на средстве Узбеккино был снят художественный фильм «Sarvqomat dilbarim».

Подборки:
Узбекистан
Средняя Азия

картинка Schrodingers_flerken


Что вы знаете про Узбекистан? Читали о нём, смотрели фильмы, знакомы с музыкой? Какие программы смотрели?

Если решите в этом месяце читать книги про Узбекистан, то оставьте здесь ссылку на рецензию или развёрнутый отзыв.

Schrodingers_flerken, Спасибо за такие прекрасные иллюстрации!

Schrodingers_flerken, У меня подруга после того как посмотрела выпуск "Орла и решки" про Узбекистан, очень захотела туда поехать)

В детстве у меня была книга с узбекскими народными сказками Как дехканин счастье искал я ее обожала.

Читайте также