Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 ноября 2017 г. 16:46

2K

3.5 Эхо старых грехов

Географически Скандинавия это Швеция, Дания и Норвегия. Скандинавские детективы представляют из себя совершенно особый мир и характеризуются мрачными зимними пейзажами, разлитой повсюду депрессивностью и обилием маньяков на душу населения. Их авторы обычно привержены к описаниям преступлений, жертвами которых становятся женщины и дети. И тем не менее, уже изрядное время эти детективы покоряют не только местное население, но и читателей всего мира. Камилла Лэкберг не является исключением, и в своем дебютном романе соединила свое знакомое окружение – она родилась и выросла во Фьёльбаке, с фирменными приемами своих коллег по цеху.

И все же, как отмечали мои соклубники в своих рецензиях, для классического детектива в "Ледяной принцессе" чересчур много любовных страстей и так модной сейчас трепетной жалости ко всем и сразу. Чувствуется, что это дебют автора и, как часто бывает в таких случаях, она постаралась "впихнуть невпихуемое" в свою первую книжку. Тут и любовь, и измена, и насилие в семье, и тайны прошлого, а детектива-то, как такового, чуть. И убийца, прямо скажем, назначен, поскольку ничто не предвещало…

Так что этот роман Лэксберг не столько детектив, сколько психологическая драма. Меня еще в нем заинтересовало, в какой степени человеческую судьбу способны определить происходящие в детстве события, а в какой собственно человеческий характер и воля. При этом мое мнение не всегда совпадало с авторским. Рассмотрим именно этот аспект ее романа. С самого начала возникает ощущение, что автор совершенно сознательно представляет события несколько умозрительно, в духе теорий, возлагающих всю ответственность за судьбу человека на родителей и впечатления детства и игнорирующих вклад в нее самой личности. Что же легло в основу ее произведения? Сройлеры! История о трёх подростках, которых растлил (не знаю, как это еще назвать, ведь это был не единичный случай, он над ними несколько месяцев издевался) сын местного толстосума. Дети все скрывали (почему, непонятно, ведь у двоих из них были любящие родители, о третьем ребенке я дальше скажу особо). Вскрылось все вполне банально – девочка забеременела. Мать педофила подкупает родителей подростков, чтобы они не обращались в полицию, мотивируя это тем, что огласка будет для них еще одним ударом (и с этим вполне можно согласится, ведь в 80-е годы прошлого века в маленьком городке, где все всех знают такое событие вполне могло опозорить и детей, и их семьи, сделав их притчей во языцех всей округи.)

Родители девочки увезли ее за границу и, поскольку аборт было делать уже поздно, на свет появился ребенок. Они не решились отдать свою внучку на усыновление и сделали это сами. Надо сказать, что таким образом, если это было возможно, испокон века поступали все любящие своих дочерей родители, если дочь рожала без мужа, чтобы уберечь ее репутацию и в то же время дать возможность ребенку расти рядом с матерью. Родители, думающие по-другому, обычно гнали свою дочь прочь из дома, чтобы не позорила семью. В 80-е годы уже не гнали, но и делать из своей дочери знаменитость такого рода не хотели и это вполне понятно, учитывая мораль того времени.

То, что они не отдали ребенка насилия на усыновление, на мой взгляд, правильно, ребенок не виноват в условиях своего зачатия, и далеко не все матери ненавидят таких детей, материнский инстинкт все же сильная вещь. Но в этой семье случилось по-другому и обе дочери – и родная, и приемная им этого не простили. Особенно забавна позиция удочеренной девушки. К сожалению, очень часто собственную несостоятельность и неудачи люди в виде каких-то претензий склонны переносить на своих близких. Какой бы вариант ее устроил, интересно? А позиция юной матери с годами изменилась. В юности, видимо, она хотела похоронить эти события в глубинах памяти навсегда. Область медицины, оказывающая психологическую помощь жертвам насилия, в то время не была развита так, как сейчас и ей некому было оказать помощь такого рода. Но ее родители сделали все, чтобы дальнейшая жизнь у Алекс сложилась вполне достойно. Они увезли ее из Фьёльбаки, постарались дать ей возможность забыть прошлое, взяли на себя воспитание внучки, а деньги насильника, хоть и были платой за молчание, обеспечили ей более высокий уровень жизни и университетское образование.

Но с годами она стала смотреть на это иначе. Собственно говоря, именно ее желание раскрыть все секреты прошлого и обновленной вступить в новую жизнь и стало причиной преступления. Это очень напоминает мне сегодняшние сексуальные скандалы на западе. То, что двадцать лет назад считалась чуть ли не нормой и никого не удивляло, а некоторым даже льстило, сейчас называется громким словом «харассмент» и не только преследуется по закону, но и порождает форменную травлю в СМИ за давние мелкие грешки. Так и Алекс ратует за открытость, не желая понимать, что двадцать лет назад моральные нормы и воспитание были другими и все, в том числе и ее родители, действовали в рамках своих представлений о сложившейся ситуации.

В отличие от них, Вера, мать второго пострадавшего ребенка, ничего этого не сделала, даже не поговорила с сыном. Тут, конечно, сыграла роль ее простота и глупость ограниченность, боязнь людской молвы. Она тоже получила деньги и ей ничего не мешало уехать, в конце концов, полы можно мыть где угодно. Мальчик способен был стать талантливым художником и сублимировать в творчество свои несчастья. А так его жизнью стал алкоголь. Но и его печальная судьба, на мой взгляд, все же определялась не только этими событиями.

Самой интересной стала судьба третьего ребенка, Яна, который вырос с родителями-садистами и, как подозревала полиция, поспособствовал их гибели в пожаре. И возникает вопрос, что заставило Нелли Лоренс, местную первую леди, жену богатого промышленника, усыновить такого ребенка? Она уже тогда знала, что ее сын – педофил и пыталась таким образом загнать его пристрастия в домашние, так сказать, рамки? Тогда она - чудовище и заслуживает самой худшей участи. И почему убийца не обратил свой взор на нее, ведь лишь она и ее сын и были виновниками всех дальнейших бед. По иронии судьбы Ян оказался крепким орешком, человеком такого склада, который не желал чувствовать себя жертвой и даже рассчитывал попользоваться капиталами приемной матушки. Он вызывает двойственные чувства, хотя по замыслу автора должен вызывать отрицательные. Но стойкость ребенка, которого некому было защитить, вызывает уважение. И меня не шокирует, каким образом он расправился с теми, кто над ним издевался. Дети все-таки по-своему отомстили обидчику. Вот тут, мне кажется, автор черезчур драматизирует влияние этих событий на их дальнейшие судьбы. Не всё в них определялось детской травмой, там было предостаточно и другого, так или иначе формирующего их характер и судьбу. Но законы жанра, конечно, диктуют...

Обсуждая эту детективную драму в клубе, почти все участники обсуждения справедливо отметили, что наибольший интерес в романе вызывает как раз дальнейшее развитие судеб героев. Так что история жителей маленькой шведской деревушки Фьёльбаки и дальше будет манить любителей мелодрамы продолжить чтение серии романов Камиллы Лэксберг.