Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2024 г. 17:45

144

4 Который из них настоящий король?

За неприметным и почти безликим псевдонимом Джо Алекс (он же Юзеф Алекс) скрывается, как оказалось, известный польский писатель Мацей Сломчинский. Я, изучив его библиографию, выяснила, что уже знакома с его творчеством, но книга выходила под другим псевдонимом, автор представлялся Казимежем Квасневским; и это была «Девушка из банка», не особенно мне приглянувшаяся в сравнении с прочитанными тогда же историями Эдигея. Но вернемся к нашим, хм, королям.
Детективная повесть «Третий король», в оригинале «Gdzie jest trzeci król?» вышла в свет 1966 году, и, как я поняла, в этом же году была экранизирована. И по прочтению, хочу сказать, что с удовольствием поищу и просмотрю эту картину. О чем же книга? О известной страстишке (все детективы, они про страстишки, верно ведь), о зуде коллекционирования. В данном случае речь пойдет о картинах некоего Риберы, художественных произведениях старины, музейных экспонатах. Вернее об одной картине, которая ну край как нужна одному капризному коллекционеру для завершения триптиха, ведь две оставшиеся у него уже есть. И, хотя основная часть детектива придется на польскую территорию, завязка истории будет в европейских странах, где злоумышленников «пасет» небезызвестный всем Интерпол. И ряду героев (как положительных, так и отрицательных) придется нехило так попутешествовать, прежде чем закрутится водоворот в Польше. «Польская часть» истории заманчива несколькими загадками и обещанием комедии положений с той самой картиной. Прежде всего читателю предлагают угадать, под чьей маской музейного профессионала прячется злоумышленник, ведь все вокруг такие милые и общительные люди, не вызывающие ни малейшего подозрения. Эдакие невинные и увлеченные исследователи старины и ее памятников, которые собрались в музейных стенах.
А все-таки прикольная идея – жить в музее, я бы не отказалась, тем более, что музей в замке старинном, очень исторично и атмосферно. Я так думаю, вышло бы классное приключение, отпуск, пыльные фолианты, старинные экспонаты, средневековое оружие, все как я обожаю. Но в музей с проживанием попала не я, а двое сотрудников местной полиции, которым были поставлены парочка важных тайных задач. Но тут во все грандиозные и казалось бы железобетонные планы вмешивается убийство, и, как можно уже понять, необычным способом. Стены, так сказать навеяли. Арбалет, кто бы мог подумать, а? К тому же все эти мистические колокольчики и таинственные рассказы о воздействии картины на жизнь и смерть только придают дополнительного таинственного настроения, хотя автор не нагнетает нарочито, а скорее ненавязчиво показывает, какой хаос может твориться вокруг интереса к одному произведению искусства. Кстати по поводу комедии положений, тут практический каждый предусмотрительно имел «план Б» по отношению к картине Риберы, да еще и такой, что можно было облагодетельствовать не менее пяти маньячных коллекционеров. Это реально позабавило и наверняка прекрасно обыграно не только в книге, но и в фильме. Герои автором выбраны разнообразные, характеры он им предусмотрел тоже запоминающиеся, в целом -симпатичные. Преступника я угадала, но, как оказалось, частично (так получилось).
В этом произведении мне понравилась манера автора вести повествование ровно, дозируя тайны и сцены глазами персонажей, давая «послушать» их обсуждения и увидеть их глазами происходящее. И к концовке было даже жалко перелистывать страницы, видя все убыстряющийся темп. Жалко, что это всего лишь повесть, а не полноценный роман, получилось очень достойно хорошей твердой детективной классики периода шестидесятых.

Ежемесячные чтения в детективном клубе КЛУЭДО
Группа Читаем классику вместе!
Театральный сезон, труппа театра Логики "LAMMO CRIME"