Больше рецензий

vetka333

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2020 г. 19:00

265

2.5 Приключения, интриги, пикантные ситуации. А может не надо?

Мне очень нравится доктор Гидеон Фелл – сыщик, чей образ придумал и воплотил Джон Диксон Карр. Нравится нестандартная профессия Фелла и образ его мыслей. У Карра получился необычный, интересный и толковый персонаж. Детективы с Феллом в качестве главного расследователя, просто хороши. Но «Дьявол в бархате», как оказалось, совсем не о Фелле и, даже больше, это совсем не о детективе, хотя убийство тут присутствует. О чем же? Много о чем…

Вначале было преступление, оно произошло еще в 17 веке. Профессор Николас Фентон, прочитав об этом в дневнике, который он нашел в архиве, решил вмешаться. Как это сделать? Ведь профессор живет в 20 веке и все события для него – это далекое прошлое. Заключить сделку с дьяволом.

Фентон был перенесен в тело своего тезки и очутился в 1675 году. Его жена Лидия примет смертельную дозу яда лишь через месяц. За это время Фентону надо понять, кто же преступник и постараться его нейтрализовать, предотвратив убийство и, фактически, изменив ход истории. В своей новой жизни он встречает женщину как две капли воды похожую на свою знакомую из будущего - Мэри Гренвилл. Теперь это Мег Йорк – любовница Николаса и одна из главных подозреваемых.

Вот такой необычный сюжет. И… И все. Несмотря на то, что есть тут готический, любовный, приключенческий, детективный жанр. Очень взрывная смесь, которая могла бы превратиться в умопомрачительную историю. На мой взгляд, не получилось. Такое впечатление, что смешав много жанров, автор использовал из них самые банальные приемы.

Хотя Карр и пытался дать этому всему объяснения, рассказывая «о галантных приключениях и любовных интригах», вставляя «перлы остроумия вкупе с пикантными ситуациями», соединяя «наивность и изощренность, что было в высшей степени свойственно периоду Реставрации». Из всех щелей выглядывал лишь пафос. Подражание стилю и сюжетным оборотам 17 века только утяжелило детектив. Юмор беден, диалоги претенциозные, события рваные и не логичные. Тягомотина.

Попытка автора угодить разным вкусам читателя, по-моему, провалилась. Драки на шпагах для мальчиков, романтическая любовная история для девочек, исторический сюжет для любителей истории, детектив и полная чехарда в сюжете на закуску.

Не люблю, когда в книге отсутствует логика, когда автор не потрудился выстроить логичную сюжетную линию. Время от времени Карр вспоминает, что Ник человек другой эпохи, но это случается очень редко. Примитивные объяснения. Поддельные чувства, когда главный герой мечется от одной дамы к другой, не зная на ком остановить свой выбор, изображая то любовь, то ненависть. Клиповость некоторых сцен. Все это вместе вызывало у меня лютое раздражение.

Было и хорошее. Неплохая историческая документалистика, хотя и небрежно вплетенная в сюжет. Отличные описания драк и приемов фехтования, которыми я просто наслаждалась. И, как ни странно, небольшое, но емкое примечание для любознательных, которое мне показалось более интересным и естественным, чем сам детектив.

Прочитано в клубе КЛУЭДО