18 ноября 2022 г., 07:00

14K

Эльдар Рязанов: где есть юмор – там есть и правда

88 понравилось 24 комментария 14 добавить в избранное

«Когда человеку есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому».
Валентин Гафт

Эльдар Рязанов нечасто снимал кинокартины, основанные на историях, написанных другими; большинство сценариев для своих фильмов созданы им в соавторстве с Эмилем Брагинским. Но сегодня хочется остановиться именно на экранизациях, где трактовка режиссера позволяет заполнить минималистичный эскиз пьесы деталями, цветами и красками, звуками, обрести возможность не только читать, но и слышать и видеть. При этом, если говорить о пьесах, которые послужили источником для выбранных экранизаций, то они, за исключением «Бесприданницы» Островского, малоизвестны, и то, что режиссер взял для киноадаптации эти пьесы, позволило им обрести намного более долгую творческую жизнь, чем если бы эти экранизации не состоялись.

1. «Гусарская баллада»
Экранизация пьесы Александра Гладкова «Давным-давно»

картинка Arlett

Стихотворная пьеса «Давным-давно» написана Александром Гладковым в 1940 году, автору тогда было 28 лет. Театральная премьера состоялась 7 ноября 1941 года в уже осажденном Ленинграде, в Театре Комедии. Удивительно, как в столь мрачные времена у автора родилась столь жизнеутверждающая патриотическая и романтическая комедия. Сюжет пьесы известен если не всем, то очень и очень многим по экранизации 1962 г. Эльдара Рязанова, ставшей классикой советского кино — фильму «Гусарская баллада». Рязанов дописал или переписал некоторые эпизоды, добавил сцены, персонажей, но дух пьесы, форма стиха, сюжет остались без изменений.

Итак, начало Отечественной войны 1812 года, войска непобедимого Наполеона Бонапарта переходят Неман, и для Российской империи наступают сложные времена, которые обернутся победой и единым народным порывом «бей французов!». Действие начинается со знакомства главных героев в доме Азаровых, куда поручик Ржевский прибыл с письмом. На крыльце его встречает Шура Азарова, переодетая в мундир корнета (наряд для бала-маскарада). Ржевский, уверенный, что перед ним молодой гусар, младший по званию офицер, не стесняясь в выражениях, рассказывает о причинах, вынудивших его согласиться на «заочное» обручение, а молодой «корнет» слушает с алеющими щеками его рассказ и решает разыграть «жениха».

Поручик Ржевский в исполнении Юрия Яковлева — это такой собирательный образ красавца-гусара, бретера, храбреца, кутилы, дамского угодника, не знающего поражений ни на поле брани, ни в амурных похождениях. Шурочка Азарова (дебют Ларисы Голубкиной) — девушка весьма необычная для тех лет. Сирота, воспитанная дядей майором Азаровым и его денщиком Иваном. Отлично держится в седле, умеет стрелять, фехтовать, и, хоть и обладает всеми признаками воспитанной девицы того времени (поет, вышивает, читает любовные романы, умеет поддержать светскую беседу), явно тяготится ролью украшения гостиной. При известии о нападении армии Наполеона все ее помыслы сосредоточены только на одном: как помочь своей стране делом, а не словами. Щипать корпию и изготавливать перевязочные материалы для лазаретов со своими подружками-аристократками Шура не готова.

И вот, молоденький корнет Азаров в компании старого денщика Ивана мчится в направлении боев с французами, попадает в передряги и героически из них выпутывается, по пути умудряясь спасти генерала-адъютанта Его Императорского величества, передать важнейший пакет, подхваченный у раненого курьера, напиться шампанского в обществе партизан, напроситься на дуэль с Ржевским, получить орден из рук самого фельдмаршала Кутузова, придумать хитроумный план проникновения в штаб французов, расположенный в доме дядюшки, и в финале, наконец, объясниться с Ржевским, обрести любовь и отправиться вместе колошматить неприятеля до полной победы.

«Гусарскую балладу» стоит смотреть как отличный пример комедии переодеваний, легкого юмора и яркой авантюрно-приключенческой упаковки, в которую завернут стихотворный рассказ о чести, патриотизме, искренних чувствах, благородных порывах, великодушии и, конечно, о любви!

2. «Ключ от спальни»
Экранизация одноименной пьесы Жоржа Фейдо

картинка Arlett

Из интервью с Рязановым: «Я — свободный человек и не подряжался снимать современность. Я делаю, что хочется и имею на это право, прожив 60 лет в кино. Та эпоха вкусная, замечательные костюмы, архитектура, появился синематограф, Вертинский запел. Время величайших экономических достижений. Не зря в советские времена все показатели сравнивали с 1913 годом. К тому же, в драматургии того времени есть наивность, которую в наши дни не перенесешь. «Ключ от спальни» — дурошлепская комедия, вроде «Тетки Чарлея». Мне показалось, что этот забытый своеобразный жанр может доставить радость и, судя по реакции зрителей, не ошибся».

Чарующая и немного порочная атмосфера декаданса, Серебряного века, синематограф, первые автомобили — именно в 1914 год, предшествующий краху Российской империи, Эльдар Рязанов решил перенести действие пьесы французского драматурга Жоржа Фейдо, написанной в 1904 году. От первоисточника в готовом сценарии осталось немного, но некоторые детали (например, лающий извозчик) и основная сюжетная линия остались неизменными: муж и жена, любовник (Николай Фоменко в образе мачо в начале фильма и отчаянного труса на дуэли в финале), друг дома недотепа-профессор, разрушающий всё вокруг и вгоняющий в состояние обреченности прислугу Сергей Безруков, пьяный сосед (декадентствующий поэт в вечном алкогольно-кокаиновом дурмане в исполнении Сергея Маковецкого), адюльтер с неминуемым скандальным разоблачением в буржуазных декорациях предгрозовой эпохи. Фарс, ретро-комедия, стилизованная под синематограф начала ХХ века, в которой нелепые ситуации, происходящие с героями фильма, вызывают улыбку, а работы Маковецкого, Фоменко и Безрукова достойны аплодисментов и восхищения.

В этой истории зритель не найдет морализаторства, умствований и душевного надрыва, фильм требует легкости восприятия и минимум серьезности. «Ключ от спальни» — это хороший выбор, если хочется отдохнуть, посмеяться от души и получить эстетическое удовольствие от видов Санкт-Петербурга, изысканных дамских нарядов, шляп с вуалетками, ретро-автомобилей и неповторимой атмосферы belle epoque.

3. «Дорогая Елена Сергеевна»
Экранизация одноименной пьесы Людмилы Разумовской

картинка Arlett

Людмила Николаевна Разумовская в 1978—1979 училась на высших театральных курсах при ГИТИС и в это время получила от Министерства культуры заказ написать пьесу о «трудных подростках». Результатом стала «Дорогая Елена Сергеевна», пьесу приняли более 20 театров страны, и шла она с большим успехом, однако в 1983 по распоряжению Министерства культуры ее сняли с репертуара. Разрешена вновь с началом перестройки в 1987. Много раз ставилась за рубежом, в том числе более чем в ста театрах Германии. Из интервью Разумовской для газеты «Культура»: «Как выяснилось, эта история совершенно вне времени. Очевидно, я случайно угадала глобальный конфликт. И я бы не ограничивала его извечным противостоянием отцов и детей, который будет существовать при любом строе. Скорее, здесь можно говорить о непреодолимых противоречиях между людьми, представляющими традиционные ценности, и теми, кто не имеет моральных норм и границ».

Герметичная пьеса, все действие которой происходит в малогабаритной квартире школьной учительницы математики Елены Сергеевны. Четверо выпускников стоят на пороге квартиры с цветами и поздравительными речами, Елена Сергеевна растрогана, предлагает им войти и вместе попить чаю с тортом ради такого случая. Старшеклассники вскоре переводят разговор на только что закончившийся выпускной экзамен по математике, результаты которого будут известны на следующий день, и выясняется, что истинная цель их визита к учительнице — это ключ от сейфа, в котором заперты их экзаменационные работы, две из которых ученикам нужно подменить, чтобы исправить собственные итоговые оценки и не лишиться шанса на поступление в институт. Пораженная и оскорбленная Елена Сергеевна отказывается принимать участие в подмене работ, на что подростки предъявляют ультиматум: учительницу не выпустят из собственной квартиры, пока она не согласится отдать им ключ. Дверь запирают, телефонный шнур перерезают, и начинается история шантажа, психологического давления и поисков ключа в квартире Елены Сергеевны.

В 1988 году Эльдар Рязанов снял одноименный художественный фильм, в котором очень незначительно отошел от пьесы. Критики сочли экранизацию слишком жесткой и необычной, совершенно неожиданной для комедийного режиссера (начинается так называемый «гражданский период» в творчестве Рязанова), педагоги были шокированы. Тем не менее зрители приняли фильм, и в первый год проката было более 16 миллионов просмотров.

Рассказы переживших перестройку абсолютно искренни в общем сожалении о том, что мы утратили веру в лучшие человеческие качества, о том, что материализм победил, и нематериальные ценности навсегда поселились в чулане на дальней полке, и сколько с них пыль не стряхивай, привлекательными и востребованными они уже не будут. Победила жажда наживы, стремление к комфортной жизни, лайфстайл и вещизм, цинизм и прагматичность. Проиграли прекраснодушие и благородство помыслов, пафос и вера в общее светлое будущее. «Мы» проиграли борьбу всемогущему «Я». Индивидуализм окончательно победил общность и коллективизм. В фильме наивная экзальтированная учительница математики («ходячая стенгазета с лозунгами», «унылая тетрадка в клеточку») с нелепым пафосом и мелодраматическими жестами пытается втолковать своим ученикам, семнадцатилетним циникам, что обман — это плохо, шантаж — это подлость, честный труд и упорство несовместимы с идеей «цель оправдывает средства».

Хрупкая, нежная Марина Неелова с ее взглядом беззащитной лани, в бабушкином платье и немодных туфлях, мечущаяся по малогабаритной квартирке, накрывая на стол, очень достоверно показала обескураженность представителя старшего поколения в неожиданном столкновении с цинизмом и агрессией своих воспитанников. Сложно представить актрису, более подходящую для этой роли.

Пафос советских идеологов бессилен, он не нужен теперешним взрослым школьникам, их тошнит от серости и единообразия, от лицемерия советской системы, они не верят больше в социальную справедливость. Зачем говорить высокопарные речи о чести, долге, благородстве, когда на самом деле все пользуются «блатом», связями, и стараются урвать для себя у фарцовщиков “фирмовый” прикид, ведь наша «лёгонькая” промышленность ничего подобного не изготовит. Зачем жить в душной унижающе-публичной тесноте коммуналок, когда нужна отдельная квартира, любой ценой, любыми способами. Обличители системы не понимают и не видят, что не все в ней были лицемерными лжецами, низкими стяжателями и себялюбцами, а такие идеалисты как Елена Сергеевна не просто вещают с трибуны о вечных ценностях и коллективе, они действительно живут этими идеалами. Их учительница искренне верит в победу добра и справедливости; в то, что совесть, честность, труд — не лишний балласт, а необходимая, хоть и зачастую нелегкая ноша для того, кто хочет называть себя Человеком.

Финал и в пьесе, и в фильме остается открытым: под дверью ванной комнаты, в которой заперлась Елена Сергеевна, рыдает девушка, осознавшая всю низость и подлость того, что сотворили она и ее друзья, в окна квартиры сочится раннее серое утро, наступает еще один странный день перестроечной реальности умирающего СССР. «Перемен! Мы ждем перемен».

4. «Жестокий романс»
Экранизация по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница»

картинка Arlett

Канул в Лету СССР, многие нюансы и реалии советской жизни, столь ярко показанные Рязановым в его фильмах, уже не так очевидно понятны новым зрителям, начиная от предметов быта и заканчивая сарказмом, юмором, отсылками к месткомам, запретам, всемогуществу партийной элиты, могуществу директора рынка и председателя домкома, но пьеса Островского и трактовка этой пьесы Рязановым в фильме «Жестокий романс» кажется, действительно, бессмертны. Прошло полтора столетия после создания пьесы, в 2024 году исполнится 40 лет фильму, но трагическая история любви и предательства, конфликт романтизма и цинизма, всесилия богатых и обреченной безнадежности бедняков по-прежнему понятен всем, а романсы в исполнении Валентины Пономаревой и «Мохнатый шмель» с цыганским хором так же трогают сердце, как и десятилетия назад.

Один из лучших фильмов Эльдара Рязанова своим успехом во многом обязан прекрасной музыке и стихам, положенным в основу романсов. Кстати, стихи романса «Под лаской плюшевого пледа» написал сам Рязанов. И, конечно, режиссер привлек к работе над постановкой целую плеяду талантливейших актеров, каждый из которых внес свою лепту в создание «Жестокого романса».

Красивая девушка из обнищавшей дворянской семьи, ее мать, одержимая идеей удачно выдать замуж младшую дочь, богатые властители небольшого уездного городка Паратов, Кнуров, Вожеватов, мелкий чиновник Карандышев — какие выпуклые яркие характеры создал Островский и как гениально Эльдар Рязанов выбрал исполнителей на роли и главные, и второго плана!

картинка Arlett

Изворотливая, хитрая, расчетливая и несчастная Харита Игнатьевна Огудалова (Алиса Фрейндлих), готовая продать дочь тому, кто больше заплатит; надменный самолюбивый глыбистый Кнуров (Алексей Петренко), для которого «невозможного мало», способный заткнуть своим баснословным богатством любых критиков чужого морально облика; молодой самоуверенный и совершенно беспринципный Вожеватов (Виктор Проскурин), добровольно заковавшия себя в кандалы купеческого честного слова; «смешной человек» Карандышев, терзаемый честолюбием и униженный пренебрежением окружающих, в исполнении Андрея Мягкова, вызывает целую гамму чувств от сострадания до отвращения. Порочный, губительно-прекрасный уездный Мефистофель Паратов — кто, кроме Никиты Михалкова с его вкрадчивым голосом, барскими манерами, безжалостным взглядом смог бы так прожить эту роль? Рязанов оживил и «очеловечил» Паратова, он не просто промотавшийся дворянин, фат и бессердечный человек, холодный и циничный «купи-продай», в нем есть и привлекательные черты, широта души, умение говорить с «простым людом» на простом языке.

Нежную, трепетную и беззаветно влюбленную в Паратова Ларису Огудалову (дебют Ларисы Гузеевой и единственная яркая ее роль в кино) окружающие люди рассматривают действительно как вещь, предмет. Ею манипулируют, ее тянут каждый к себе, пытаясь посредством ее общества подчеркнуть свой собственный статус, не считаясь с ее чувствами и желаниями. Финальная сцена с убийством Ларисы на палубе «Ласточки» в тумане, клубящемся над Волгой, потрясенные лица купцов, ужас на лице убийцы, своим выстрелом избавившего девушку от нравственного падения и самоуничтожения в роли содержанки богатого купца — эти кадры вызывают бурю эмоций при каждом просмотре, как в первый раз.

После выхода «Жестокого романса» на экраны Эльдара Рязанова критиковали за «неверно расставленные акценты» и искажение сюжета и смысла пьесы Островского. Но как можно расставить акценты «неверно» в своей трактовке художественного произведения? Рязанов увидел эту историю именно так, и миллионы просмотров убедительно доказывают, что его взгляд на «Бесприданницу» оказался близок очень многим. Бесспорно, «Жестокий романс» один из лучших фильмов российского (советского) кинематографа.

18 ноября 2022 года режиссеру, поэту, драматургу и сценаристу Эльдару Александровичу Рязанову исполняется 95 лет. Почему не «исполнилось бы»? Потому что этот прекрасный режиссер остается с нами; остается, чтобы жить в своих фильмах, в памяти актеров, с которыми работал, и, конечно, в памяти миллионов зрителей, цитирующих фильмы Рязанова в самых разных жизненных ситуациях.

Текст: Юлия Лебедева

В группу Новости Все обсуждения группы
88 понравилось 14 добавить в избранное

Комментарии 24

Статья интересная, спасибо. Но содержание текста мало соотносится с заголовком про юмор. Во всяком случае юмор не во всех обозначенных произведениях отмечен автором статьи.

Интересно написано

Ржевский - Юрий Яковлев!

Хм, занятный эпиграф вынесен



«Когда человеку есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому».
Валентин Гафт

Тогда это справедливо и в обратную сторону; люди, глубоко увлеченные чужими текстами не имеют собственное мнение и сказать им нечего. )))))))
А вообще это было справедливо для досоцсетийной эпохи .

oandrey, Наверное, вы логику не учили. Есть такое правило для двух высказываний, как эквивалентность. В его случае, прочитав утверждение от конца к началу, получим тоже правильное утверждение. Но чаще встречается импликация. Одна из формул для импликации - "если а, то б" (еще из популярных - необходимо и достаточно), и в обратную сторону она не работает.
Например:
Если вы братья, значит - родственники. Правильное утверждение.
В обратную сторону: Вы родственники, значит вы - братья. Чепуха получилась, это могли быть отец с сыном или вообще сестры.

Так и тут. Совсем не обязательно людям, увлеченным чужими текстами, нечего сказать своего.

Plushkin, Дык всего то и нужно было доказать , что причина и следствие в эпиграфе именно что импликативны, а не эквивалентны.
А то начал бодро , с раздутия щек , с классического русского вступления "ты себя в зеркало видел ? " которое должно мгновенно указать противнику на его место за плинтусом, , а закончил пшиком "Совсем не обязательно"
Может и не обязательно . А может и обязательно . ))

Позвольте пару слов не по статье, а около. Вот фильм Рязанова про "дорогую" учительницу снят в перестроечные времена по пьесе, созданной в период социализма начала 80-х. Я в те годы как раз начинала работать в школе. В то время отметки за выпускные экзамены мало на что влияли... При поступлении в институт вяло учитывался, но не был решающим средний балл аттестата. Поступление в институт определялось отметками за вступительные экзамены в этот конкретный ВУЗ. Все изменилось в 2009 году, когда в России возник ЕГЭ - и от результатов этого экзамена стало зависеть напрямую поступление в институт. В связи с этим удивляюсь, чего эти школьники так были обеспокоены своими отметками за экзаменационную работу, что даже решились на преступление. Как-то мои ребята не особо парились по поводу выпускных сочинений, которые могли только повлиять на отметку по конкретному предмету, да и то учителя обычно старались выставлять итоговую по тем оценкам, которые ребенок получал в течение года.

N_V_Madigozhina, Ну, они не сразу решились на преступление, сначала всё было весело и слегка авантюрно... Кстати, всеобщим ЕГЭ стал, если мне не изменяет память, году в 2004.

benpb_bl, Официально ЕГЭ в России ввели в 2009 году. Он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзаменов. До этого он считался экспериментом и регионы могли соглашаться на него или отказываться экспериментировать над собой. Нужно пересмотреть фильм, меня он в свое время не слишком впечатлил. Слишком непохожа была учительница на моих коллег и уж совсем непохожи были дети. Но здесь я говорю только об отношении к отметкам. Мне казалось, что по объективным причинам дети должны были легче к ним относиться, а цели просто поиздеваться над конкретно этой учительницей у них вроде как не было.

N_V_Madigozhina, Ну, не скажу про остальные вузы, но наш перешёл на ЕГЭ вместо вступительных экзаменов в 2004-м. И наша область. И я))) А про отметки - я не помню, как в фильме, был ли у кого-то мотив, но оценка играла огромную роль при возможности получения медали, что выстилало розами путь абитуриента к поступлению.

benpb_bl, Вот у меня и создалось ощущение, что режиссер и автор пьесы не говорят того, что знает каждый учитель, много лет проработавший в школе.
Мотивы у ребят были разные. Один сдал чистый лист, медалист хотел не 4, а пять, хотя для серебряной медали можно было иметь две четверки - в чем проблема? Я прекрасно понимаю, как администрация школы вышла бы из положения с чистым листом, чтобы поставить - таки "твердый трояк". Но инициатором безобразия был красавчик, которому не нужна была отметка, а хотелось почувствовать власть над училкой и одноклассниками. Мелкую, жалкую, но все же власть. И вот тут бы и нужна ирония Эльдара Рязанова... Сам мальчишка объясняет свою тягу ко злу фарисейством взрослых, но издевается он над математичкой даже поняв, что она - одна из немногих, кто верит в свои слова. Хотя мне было странно, что у нее на полке стоит "Нерв" Высоцкого, а при этом она говорит, что верит государству полностью...Хм.

Эльдар Рязанов - это целая Эпоха. И тем интереснее узнавать про него и его творчество что-то новое. Спасибо!

Рязанов не отделим от моего детства. Это уже русская киноклассика. Самые любимые фильмы - "Карнавальная ночь", "Гусарская баллада", "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс".
Когда на душе пасмурно, хорошо пересмотреть один из этих фильмов.

Юрий Григорьев, Недавно пересматривала "Гараж"... один из самых любимых мной фильмов. А вот "Старые клячи" мне не очень нравились в свое время - есть смысл пересмотреть. Да, мы еще забыли "Небеса обетованные"!

N_V_Madigozhina, "Небеса обетованные" хороший фильм, но грустный. Настроение он точно не поднимет. Лучше посмотреть ранние фильмы.

Юрий Григорьев, Нет, я все-таки пересмотрела фильм про Елену Сергеевну и ее учеников. Именно в этом фильме мне не хватило юмора. Учительница уж очень идеалистична, и я за жизнь не видела ни одной училки, которая бы плакала, получив букет цветов от учеников... уж цветами нас по разным причинам школьники не обделяли. Ситуация не смешная, но ребята и в самом деле так банальны и так ничтожны в своей претензии на сверхчеловеков, что я реплику " Пошли вон!" сказала бы гораздо раньше. даже если бы она и не помогла...Главное - не делать потом вывод о "поколении" и проч. Ребята все очень разные... А то, с каким придыханием учительница говорила свои монологи, раздражало даже меня. Они не в классе, перед тобой преступники...А общество... оно, конечно, всегда устроено несправедливо -и это одним развязывает руки, а других, лучших, убивает... Потому и происходит то, что происходит - и мы не можем этому противостоять. Хотя... мы и так противостоим уже тем, что остаемся собой.

Где здесь юмор? Здесь сплошные слёзы

Sympo, "Гусарская баллада"вот пример вам,где будут лишь слёзы радости.Грусти здесь нет места.Замечательный юморной фильм.Где так же присутствуют различные авантюрны,патриотизм,приключения и любовь.Советую к просмотру.Юрий Яковлев и его персонаж Дмитрий Ржевский как всегда на высоте!!!

Спасибо Рязанову за фильмы, которые ещё при его жизни стали классикой

Очаровательная статья! Спасибо, что напомнили про эти чудесные фильмы)