27 ноября 2012 г., 21:32

370

Премии: «Большая книга»-2012

60 понравилось 30 комментариев 9 добавить в избранное

logo_Big_Book.jpg



Литературная академия, в состав которой входит более ста деятелей культуры, учёных, бизнесменов, определила победителей Национальной литературной премии «Большая книга»

Первое место жюри присудило Даниилу Гранину за роман «Мой лейтенант» — смелый и честный взгляд на Великую Отечественную войну глазами обычного солдата, из траншей и окопов. Кроме того, 93-летний писатель получил награду «За честь и достоинство».

Daniil_Granin__Moj_lejtenant.jpg



Второй премии были удостоены авторы романа «Аксёнов» Александр Кабаков и Евгений Попов. Это «портрет художника на фоне его времени».

Третья премия присуждена Марине Степновой за книгу «Женщины Лазаря» — сагу, рассказывающую о семье гениального учёного, которого власти приспособили к войне.

«Приз читательских симпатий» получил архимандрит Тихон (Шевкунов), чья книга «Несвятые святые» стала в России бестселлером.

Приз «За вклад в литературу» был присуждён директору издательства «Галлимар» Антуану Галлимару.

Шорт-лист номинантов, 14 книг:
- «Медведки» Марии Галиной,
- «Мой лейтенант...» Даниила Гранина,
- «Мэбэт» Александра Григоренко,
- «Учитель цинизма» Владимира Губайловского,
- «Крестьянин и тинейджер» Андрея Дмитриева,
- «Две сестры и Кандинский» Владимира Маканина,
- «Франсуаза, или Путь к леднику» Сергея Носова,
- «Плясать до смерти» Валерия Попова,
- «Аксёнов» Евгения Попова и Александра Кабакова,
- «Чёрная обезьяна» Захара Прилепина,
- «Стыдные подвиги» Андрея Рубанова,
- «Женщины Лазаря» Марины Степновой,
- «Другие барабаны» Лены Элтанг и
- «Несвятые святые» и другие рассказы» архимандрита Тихона.

Nota Bene: Премия «Большая книга» вручается с 2006 года. Получить её могут произведение на русском языке и авторские переводы произведений, первоначально написанных на других языках. Каждый раз происходит своеобразное «перетягивание каната» между документальной и художественной прозой. Обычно соревнование идёт между романами и писательскими биографиями. Призовой фонд премии — 6,1 миллиона рублей, что делает её второй после Нобелевской по этому показателю. В 2011 году лауреатами премии стали Михаил Шишкин с романом «Письмовник», Владимир Сорокин за «Метель» и Дмитрий Быков с романом «Остромов, или Ученик чародея».

P.S.

Смотрите также: дружественная тема на Форуме.
В группу Клубный дом LiveLib Все обсуждения группы
60 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии 30

Печаль у меня вызывает современная русская литература. Не потому, что плохая, а потому что плохо у неё обстоит с продвижением в массы. Хороших писателей много, но кто их знает? Выбиваются единицы, остальные остаются для знатоков, копающихся по журналам да публикациям самих авторов в интернете.
Где в большой книге Александр Кузьменков, Дмитрий Бакин например?
Да я даже на сайте проза ру хотел как-то посмотреть "книги года" для разных лет, так и не нашел ничего, что мне теперь по жж копошиться в поисках?
Да и кто читает даже шорт-лист русских литературных премий? Правильный ответ - единицы. Русская хорошая современная(!!!) литература в жопе, и всё благодаря нам. Читайте и дальше зарубежную литературу.

MUMBRILLO, Может, дело в недоверии "в целом" к русской литературе?

Скажу от себя, ничуть не тролля: те вопросы, которые поднимаются отечественными литераторами (до творчества которых дотянулись руки), те идеи и те нравственные-моральные-этические проблемы, выглядят зачастую тусклыми и малоинтересными. И ещё все эти Петьки, Лёхи, Ваньки, Кольки и т.п. злоупотребления словом в угоду нулевому читателю.

Зарубежная литература предлагает больший простор для мыслей, воображения, и читательского удовольствия.

Кстати, это не только в литературе такие тренды. Например, наши известные публичные люди отлично дублируют зарубежные мультфильмы, при том, что в России снимается какая-то адская хреномуть.

Jedaevich, Вопрос выбора литературы прежде всего относится к самому читателю. Если попадаются "Петьки", то значит искали просто плохо.
Нашей классикой зачитываются англичане (и экранизируют её кстати они же), наши Алданов, Мережковский, Кони и Шмелёв выдвигались на соискание нобелевки. Толстой с Достоевским вообще признаны за рубежом за одних из лучших писателей всех времён. И теперь мы говорим, что зарубежная литература предоставляет больший простор для мыслей и удовольствия???
Другое дело пропиарены все зарубежные книги так, что даже русский читатель хавает всякие там "50 оттенков".
Если все будут читать только зарубежное, кто же будет читать русское? Надо начинать с себя. Я вот уже начинаю, устанавливаю крен в область русского.
Да, дело в недоверии, ведь "чужое всегда лучше". А закончится всё банально, Россия станет страной 3-его мира. По экономическим показателям уже такая, по культуре и науке ещё нет.

MUMBRILLO, Стоп. Речь именно о современной литературе. Классика - это классика, и в ней много чего хорошего было, есть и будет.

А вот именно современная литература внушает недоверие. Кого считать лицом поколения, отображением надежд, да и просто хорошим писателем? Статусом, авторитетом? За последние лет 10 на одной руке пальцев будет слишком много, есть такое подозрение.

Насчёт страны третьего мира - да нет, уже стала, что вы. А в тех местах, где не стала - неизбежно станет. Количество культурных людей, конечно, не уменьшается. Но и не особенно увеличивается, пока общество активно ветшает и лезет в этот *их всё* технологический прогресс.

Jedaevich, Традиции великой классики то продолжаются) Хоть и литература мельчает во всём мире.
Вот я написал две фамилии. Попробуйте, авось понравится)У меня всё-таки вкус своеобразный, мне подавай то-ли постмодернизм, то-ли что-нибудь этакое.
А что, в той же Англии или Франции есть лицо поколения? Вот Кузьменков вполне себе лицо поколения. По крайней мере в его реализме есть современная деградация. А то что нет огромных колоссов литературы, так это ж не беда.
Да и кстати, технологический прогресс хорошая штука, если мозг работает. Думаю мало кто из обычных людей знает принцип работы их собственного мобильного телефона, хотя интереснейшая штука же.

MUMBRILLO, Спасибо за фамилии, но я продолжу то, что мне интересно - насчёт странного вкуса - тут мы с вами совпадаем.

Например, читая сегодня такую книгу , лишний раз убедился в том мнении, что выразил.

Современная деградация в реализме - так в этом и есть основная проблема российской литературы. Все только и пишут в основном, что об этой деградации и упадке. Прямо или косвенно. Как будто это и так не очевидно. Напоминает фразы кремлёвских карликов - "нужно бороться", "нужно сделать", "необходимы меры". А кто это делать будет, не вполне ясно - никто и не делает в итоге.

В любом случае, спасибо за позицию!

Jedaevich, Ну уж какую-то книгу привели совсем стрёмную)) Не в обиду конечно тем, кому она нравится.
А вот например что я хотел бы прочитать: Леонид Юзефович - Барон Р. Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил. Автор - лауреат нескольких русских премий.
Есть ещё книги Сергея Чупринина - путеводители по современной русской литературе. Кто захочет, пускай знакомится.
В корне не согласен про кремлевский карликов - я такого не видел ни разу. Ни единого призыва бороться. Правда я мало читал русской современной литературы, тоже раньше думал что она не очень хороша.
Я так думаю, назрело делать подборку по современным русским авторам лауреатам премий литературных. Может хоть это спасёт их от забвения. А так есть уже подборка по мнениям читателей.

Jedaevich, Дело тут и в другом: в пройденном этапе любовного романа(а таких романов даже в постмодернизме весомое большинство)
Когда за кордоном были неплохие любовные, тогда рыцарские романы с сюжетом "он любит ее, она замужем = конфликт", когда были Рабле и Шекспир, а даже в католической Испании был Сервантес, где была русская массовая литература? С минимумом религиозности, с сюжетом из жизни?
Потом европеизация России породила Пушкина, Лермонтова, а Тургенев и Гоголь, хоть и писали о России, но глядя со стороны, из Парижа и Неаполя. В конще 19 века пошли Боборыкин и Амфитеатров, великолепная массовая литература.
А потом СССР... И пошли производственные соцреалистические романы и даже не помечтать...Лучше всего продается секс, а его не было в СССР.
А потом СССР рухнул и мы сейчас имеем то, что имеем.


А хреномуть снимается, потому что мультики у нас в основном авторские и только единицы коммерческие

Jedaevich, Интересно, а чем Петька или Колька хуже Майкла и Филиппа? Что-то как-то тут Крыловым отдаёт, нет?

MUMBRILLO, Основная проблема нашей литературы - местечковость, которую не можем победить. Есть много хороших писателей, но чаще они как-то оказываются за бортом премий. Как те же Кузьменков, Бакин, или, например, Владимир Шаров, Анатолий Гаврилов (творчество которых очень люблю).

MUMBRILLO, У названных авторов что посоветуешь? Слышу о них первый раз, любопытно познакомиться)

Обмельчала русская литература, обмелела.
Про этот год не скажу, никого из писателей не знаю, кроме Гранина. А если взять лауреатов за прошлый год - это не просто ужас, а ужас-ужас-ужас! Если Письмовник, Метель и Остромов - ЛУЧШИЕ, то что же после них...

Roza_Rossa, Процесс то повсеместный. То же и в мире, за исключением оставшихся столпов из последнего поколения великих, вроде Льосы.

Читайте также