1 мая 2013 г., 04:33

3K

Виртуальный книжный клуб "Книгоbattle" - обсуждение романа Германа Гессе "Игра в бисер"

9 понравилось 373 комментария 2 добавить в избранное

Всем привет!
В этой теме мы коллективно читаем и обсуждаем роман Герман Гессе "Игра в бисер"

картинка Zatv

Тема – достижима ли полная гармония в этом мире

Обсуждение в онлайн режиме начинается в 3 часа по Москве в субботу, 25 мая
и продолжается до конца понедельника
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКРЫТО



Правила работы Клуба

Участники обсуждения:

olastr r50-darkgreen.png рецензия
Zatv модератор обсуждения r50-darkgreen.pngрецензия
Kalendulla1 r50-darkgreen.pngистория
sibkron r50-darkgreen.png рецензия
Bambiraptor модератор клуба r50-darkgreen.pngрецензия
gjanna новый участник r50-darkgreen.png рецензия
whywillwe новый участник r50-darkgreen.png
pashnovaa новый участник r50-darkgreen.png

Доп. литература

Герман Гессе "Сиддхартха"
Zatv r50-darkgreen.png рецензия
olastr r50-darkgreen.png
gjanna r50-darkgreen.png

Сэйс Нотебоом "Ритуалы"
sibkron r50-darkgreen.png рецензия
olastr r40-darkgreen.pngрецензия

Йохан Хейзинга. Человек играющий.
Мирча Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения.

Приглашаем всех желающих к конструктивному участию в наших обсуждениях!

В группу Виртуальный книжный клуб... Все обсуждения группы
9 понравилось 2 добавить в избранное

Обсуждение закрыто пользователем

Комментарии 373

Если вы не участник Клуба «Книгоbattle» и не внесены в список обсуждения, но хотите участвовать в нем, просьба предварительно ознакомиться с Правилами.

Модераторы обсуждения: Bambiraptor и Zatv

Вопросы и темы

1. Тема «О романе»
1.1. Ваше мнение о языке и стиле «Игры в бисер»? (Bambiraptor) Есть ли, на ваш взгляд, нестыковки в романе? (Kalendulla1)
1.2. Каким вам видится положение «Игры в бисер» в творчестве Гессе? Взаимосвязь этого романа с другими произведениями писателя? (Bambiraptor)
1.3. В чем, на ваш взгляд, заключается главная идея романа? (Bambiraptor)
1.4. Почему имена всех главных героев романа переводятся как «слуга» - Кнехт, Даса, Фамулус? В чем глубинный смысл этого приема? (Zatv)
1.5. Какова роль трех жизнеописаний, завершающих роман? (Bambiraptor)
1.6. Можно ли сказать, что какое-то жизнеописание показалось вам наименее понятным, вызвало больше всего вопросов? Какое? (Kalendulla1)
1.7. Когда Даса скитается после убийства раджи, ему снится сон, что в одежде жены он нес, как оказалось, свою голову. В чем символичное значение этого сна? (Kalendulla1)

2. Тема «Касталия и мир»
2.1.В чем смысл возникновения Касталии: борьба с упадком или всего лишь бегство от него в закрытый мир? Если это всего лишь бегство, то имеет ли право группа людей скрываться от реальности за счет остальных? (gjanna)
2.2. Является ли касталийская духовность действительно духовностью? (olastr)
2.3. Возможности, которые предоставляет образ жизни в Касталии для становлении личности? (whywillwe)
2.4. Существует ли преимущество у людей, которые имеют возможность получить образование подобное по уровню Кнехта, но не обязаных жить по правилам Касталии? (whywillwe)
2.5. Значение противостояния бенедиктинского ордена и касталийского. (sibkron)
2.6. Жизнеспособна ли идея содержания Касталии за счет бюджета государства? (Zatv)

3. Тема «Игра в бисер»
3.1.Что такое, по вашему мнению, «игра в бисер»? (sibkron)
3.2. Почему в книге лишь поверхностно описывается суть игры, ее правила и цель? Несмотря на то, что ИГРА вынесена в заглавие книги, ее можно заменить любым другим действом, суть которого в оторванности от мира? (gjanna)
3.3. Каковы, на ваш взгляд, глубинные мотивы адептов Игры? Впадают ли играющие в бисер в грех высокомерия? Может ли Игра сохраниться без ореола элитности и сакрального поклонения Духу? (Bambiraptor)
3.4. В чем заключаются достоинства и недостатки Игры в бисер? (Zatv)
3.5. Возможно ли возникновение Игры в современном мире, как реакция на упадок культуры? (Zatv)
3.6. Возможно ли полное воплощение Игры, как ее описывает Гессе? (Zatv)

4. Тема «Magister Ludi»
4.1. Ваше отношение к главному герою. Чем понравился или чем не понравился? Менялось ли отношение по ходу чтения? (Kalendulla1)
4.2.По вашему мнению, может ли существовать такой человек как Кнехт в реальной жизни? (olastr)
4.3. Чью роль в становлении героя можно считать более значимой, его учителей или все его достижения только благодаря системе и иерархии Касталии? (whywillwe)
4.4. Как вы понимаете совокупность чувствований, названных в романе «пробуждениями» Кнехта? Почему Кнехт делал выбор в пользу «пробуждений» в ущерб заведенному порядку? (Bambiraptor)
4.5. Счастлив ли человек, получивший титул Магистра? (whywillwe)
4.6. Как вы воспринимаете конец романа? Как трагический или как логический? (olastr)
4.7. Что символизирует смерть Кнехта? (sibkron)
4.8. Смерть главного героя – признание автором абсурдности самой идеи закрытых обществ или боязнь столкновения интеллекта и реального мира? (gjanna)

5. Тема «Гармония»
5.1. Возможен ли другой сценарий гармонии между Миром Духа и Физическим Миром, кроме тех, что описаны в трёх жизнеописаниях? (sibkron)
5.2. Почему Кнехта не устраивала идеальная система духа, выстроенная в Касталии? (Zatv)
5.3. Присутствует ли в романе тема любви и, если да, то в чем она проявляется? (Bambiraptor)
5.4. Что, по вашему, Гессе более всего вкладывал в понятие Дух - Разум, Нравственность или Характер? Или Дух - это что-то другое? (Bambiraptor)
5.5. Конец Магистра Музыки - высокое достижение и/или полный уход от действительности, истаивание? Стоит ли к этому стремиться? (Kalendulla1)

6. Тема «Первоисточники и последователи»
6.1. На какие первоисточники, на ваш взгляд, опирался Гессе, создавая свою Игру в бисер? (Zatv)
6.2. Кто, на ваш взгляд, попытался воплотить идеи, заложенные в «Игре в бисер», в жизнь? (Zatv)

7. Тема «Вопрос на засыпку»
7.1. Как вы думаете, мы с вами, в наших обсуждениях тоже играем в бисер? (Bambiraptor)

Внимание! Отвечать на вопросы нужно в идущих ниже постах, где они выложены корневыми комментариями.

1. Тема «О романе»

1.1. Ваше мнение о языке и стиле «Игры в бисер»? ( Bambiraptor ) Есть ли, на ваш взгляд, нестыковки в романе? ( Kalendulla1 )

Bambiraptor, Гессе чем-то похож на Льва Толстого. Затворник из Монтаньолы, который может себе позволить потратить несколько лет на один роман, совершенно отрешившись от окружающего мира. Отсюда и медлительный, медитативный стиль с ювелирной отделкой описаний и диалогов.
Но оторванность от жизни имеет и обратную сторону. Писатель замыкается в собственном мире, жертвуя деталями ради идеи. Мне показалась несколько затянутой концовка романа – письмо Кнехта, его разговор с Магистром Александром.
Стихи, на мой взгляд, к поэзии имеют отдаленное отношение. А в Историях слишком силен морализаторский момент.
Но это, скорее частные замечания. Здание романа выстроено и самодостаточно. И автор сказал в нем все, что хотел донести до читателя.
Особых нестыковок как-то не заметил. Ведь действие происходит в 2200 году, когда реальность будет мало походить на современную.

Bambiraptor, Высокое мнение о языке и стиле. Понравились. Правда, я не в оригинале читала, чтобы оценить язык автора. Люблю такую многослойность, неоднозначность, иносказательность, обилие тем, вопросов больше, чем ответов.
Нестыковка, на мой взгляд, между жизнеописаниями и основной частью в том виде, как подается в романе. Что это упражнения молодого Кнехта, его сущность и поиск в разных эпохах. Откуда он так подробно знал, как может заполонить страсть? Страдания, к которым может привести любовь к сыну, жене? Ведь в Касталии юные ребята изъятые из родных семей, своих они тоже потом не заводят. Или это в их ученых книгах описано? Не думаю (насчет последнего).

Kalendulla1, Мне кажется, что роман насквозь пропитан романтизмом и любовью. Ведь можно любить не только женщину, не только родного человека. У касталийцев за отсутствием обычных объектов любви, братская любовь направлялась от студента к учителю и к друзьям и наоборот.

Bambiraptor, Это так. Но на мой взгляд такие разные виды любви сравнивать неправомочно, очень разные.

Kalendulla1, Помните совершенно замечательный фильм "Cast away" c Томом Хэнксом? Оказавшись в совершенном одиночестве на необитаемом острове, он "очеловечивает" и сердечно привязывается к тряпичной кукле - своему безмолвному собеседнику и бросается спасать эту неживую тряпичную куклу, когда его плот терпит бедствие и разваливается при попытке героя уплыть в океан. И как он страдает, наблюдая гибель всего лишь неуклюжего подобия человека, всего лишь тряпичной куклы. Мы привязываемся и любим других не по заведенному порядку, а по велению души. Человеку свойственно любить. Неважно, кого, но любить. Собачку. Кошечку. Свою скрипку. Это тоже любовь, иногда более сильная и преданная, чем любовь между мужчиной и женщиной.

Bambiraptor, Конечно, бывает, такое. Но... разве испытывает касталиец такие сильные чувства, такую страсть, хоть к кошке, хоть к скрипке? Или может к какой-то науке? (если и это можно сравнивать - по мне, нельзя). Да ведь такая страсть мозги совсем затуманит, как Дасу. Можно это совместить с размеренной, четкой интеллектуальной работой? Плохой касталиец...В мир ему дорога.

Bambiraptor, По-русски его именуют Том Хэнкс, и в фильме "Изгой" он "привязывается" к футбольному мячу. :)))

Zatv, Мерси. Н и Х в моем мозгу соединены. И даже из этого мяча он сделал себе друга, собеседника, любил его. Неисповедимы пути человеческого сердца.

Bambiraptor, Мне показалось, что язык романа продолжает традиции романтизма немецких писателей 19- начала 20 века. О том, что рассказчик повествует из 2200 года, совершенно не догадываешься. И вообще, временные признаки эпохи лишь штрихами прорисованы. Ездят в Касталии в экипажах, не сказано, каким научным инструментарием пользуются касталийцы, намек Кнехта на грядущую войну мне был не совсем понятен - имел ли Гессе в виду Вторую Мировую войну, но роман это время и писался. Нестыковок не заметила, иногда было чувство, что Гессе пытается объяснить одну и ту же мысль три или четыре раза подряд, словно "разжевывает" по новой сюжет.

Bambiraptor,

Мне показалось, что язык романа продолжает традиции романтизма немецких писателей 19- начала 20 века.


Не удивительно, Гессе был, пожалуй, самым великим читателем. Наибольшее значение для него имели романтики 1750-1850. Особенно он находился вначале своего творческого пути под влиянием Жан-Поля, Гёте и Пауля Клее.

Bambiraptor, да, действительно, про 2200 г., не догадаешься ни за что. О войне у меня тоже такие мысли были.

Bambiraptor, Как ни странно, столько раз читала роман, ни разу не задумывалась о языке, все время только о смысле.

1.2. Каким вам видится положение «Игры в бисер» в творчестве Гессе? Взаимосвязь этого романа с другими произведениями писателя? ( Bambiraptor )

Bambiraptor, Как минимум в предисловии автор отсылает к "Степному волку" и "Паломничеству в Страну Востока". В частности "игра в бисер", есть абстрагированная и обобществленная версия "магического театра" из "Степного волка".

sibkron, Скорее, «Игра» - это прямое продолжение «Паломничества…». Тот же Орден и прямая предтеча Касталии. И даже метаморфоза Лео сохранена.

Zatv, Я имел ввиду не произведение "Игра в бисер", а саму игру из романа - "игру в бисер". Сама идея "игры" из текста продолжение "магического театра", Касталия и Орден - продолжение "Паломничества", соглашусь.

Bambiraptor, Венец творения и напрямую продолжает темы, начатые в более ранних произведениях, а темы эти: борьба тела и духа, поиск пути и эта вечная пара - два друга, либо равных, но разных, либо тема ученика и учителя.

1.3. В чем, на ваш взгляд, заключается главная идея романа? ( Bambiraptor )

Bambiraptor, Для меня, на данном этапе, в том, что оторванность от «большого мира», «естественной жизни» не есть хорошо. Почти изолированная Провинция Духа — ее существование ненадежно и спорно. Попытки посвятить всего себя интеллектуальному совершенствованию не приведут к желаемому, это не даст много окружающим и тебя ждут разочарования. Гармония, если и достижима, то лишь условно.

Bambiraptor, Для меня это роман о смысле жизни. Есть у Гессе новелла "Книжный человек" - о человеке, который много читал, а чтение - это частный случай "игры в бисер". Жизнь проходит и можно оглянуться на пройденный путь и понять, что духовное совершенство и "игра в бисер" не дала реальных плодов.

Bambiraptor, Сейчас на каждом шагу можно столкнуться с модным словом "сублимация" и действительно многие пытаются убежать от реальности, да и что такое реальность в нашем мире - вопрос сложный. "Игра в бисер" - книга предостережение. Любая сублимация губительна. Не только наркотики могут убить, но и уход в мир книг может сделать жизнь бесконечной паузой. Но можно посмотреть и с другой стороны. Набоков в своих лекциях о Дон Кихоте постоянно говорит о жестокости романа, о том, как над Дон Кихотом издевались окружающие. Это так, НО! Ведь не это убило главного героя, а возвращение в реальность. Имена осознание себя Алонсо Кихано убило рыцаря печального образа.
И вот тут дилемма: жить в оторванном от "реальности" мире или умереть...
Ведь и Кнехт умирает именно в реальном мире, после ухода их Касталии...

Bambiraptor, Для меня это роман о возможности выбора индивидуумом своего пути вне зависимости от общественного мнения. Вы представьте только чиновника высшего ранга, добровольно сложившего свои обязанности и ушедшего в схимники, например. Поступок Кнехта - явление того же порядка.

Bambiraptor, Ну ты спросила, в таком большом произведении ограничиться одной идеей было бы сложно, но если совсем грубо: только сам человек может выбрать себе путь.

Bambiraptor, Произведение, несомненно, многоплановое. Однако главная идея, по-моему, в том, что жизнь в искусстве только ради искусства неприемлема. Искусство изначально призвано освобождать, возвышать, переводить человека на совершенно новый уровень. Если его закрыть в темном чулане, ключи от которого будут доступны только искусствоведам, оно умирает, теряет свое назначение и свою силу. Осознав это, Кнехт уходит в реальный мир, к совершенно реальному мальчику, которому это посвящение в искусство нужно как воздух. Только рядом с таким наставником, как Кнехт, мальчик смог бы вырасти в настоящего, полноценного человека.
Меня совершенно поразил финал. Гессе решил убить Кнехта, не сделавшего ни одного уверенного шага в реальном мире. Почему?

pashnovaa, О, привет! Присоединяйтесь! В воскресенье надеемся на новый виток обсуждения. В теме "Magister Ludi" мы подробненько подискутировали, почему Гессе убил Кнехта. Мнения разошлись. Взгляните.

1.4. Почему имена всех главных героев романа переводятся как «слуга» - Кнехт, Даса, Фамулус? В чем глубинный смысл этого приема? ( Zatv )

Bambiraptor, Во-первых, потому что везде действует перевоплотившийся один герой. Во-вторых, мне кажется, в служении Гессе видел главную цель человеческой жизни. Только чему/ кому служат герои — в течении жизни их взгляд на это меняется.

Bambiraptor, Потому что этот роман об иллюзии - иллюзии Гармонии, а герой романа об иллюзии, пусть даже самой благородной, не является настоящим, не может быть самодостаточной личностью, а всегда, как костыль, как подспорье, подпирает здание иллюзии, обслуживает идею элитарности. Поэтому слуга, а не господин.

Bambiraptor, Служение - это основа основ любой религии, любого ученичества, начиная с Древнего Египта и заканчивая христианством. Любое ученичество начинается с послушничества, любой духовный путь - это служение.

1.5. Какова роль трех жизнеописаний, завершающих роман? ( Bambiraptor )

Bambiraptor, Три жизнеописания – это три варианта судьбы Кнехта.
Самопожертвование Слуги – Заклинателя дождя. Служение в рамках той же системы у Фамулуса и «леса он больше не покидал» у Дасы (или вариант Большого Брата из бамбуковой рощи).
Кнехт выбрал первый путь – искупительной жертвы.

Bambiraptor, Мне кажется, автор уводит в философию от трагичной смерти Кнехта. Показывает, что герой, так или иначе, всегда жил, а следовательно, будет жить. Показывает разные пути и страдания адепта Духа. Еще рецензия sibkron помогла мне отчасти разобраться, как кажется, в роли этих историй, спасибо.

Bambiraptor, Они по-новому обыгрывают тему пути, служения, ученичества. Это тема Кнехта, и так как по сюжету эти жизнеописания в романе принадлежат ему, то видно, как глубоко у него сидела идея особого пути и идея учителя и ученика. Для него ученик - это продолжение учителя, это преемственность, идущая от человека к человеку, чего не было в Касталии, где люди лишь воплощали систему.

1.6. Можно ли сказать, что какое-то жизнеописание показалось вам наименее понятным, вызвало больше всего вопросов? Какое? ( Kalendulla1 )

Bambiraptor, Каждое жизнеописание иллюстрирует свою идеи и, в общем-то, они понятны.
Скорее, можно говорить об их литературной равноценности. В этом плане самым слабым мне показалось жизнеописание «Исповедник». Слишком уж оно «слащавое» и насквозь пропитано морализаторством.

Bambiraptor, Даа. Последнее, индийское!
Самое понятное (относительно, конечно) — второе, «Исповедник». Мне близки многие мысли Диона касательно веры.

Bambiraptor, Мне было не понятно, зачем в первом жизнеописании, Гессе подчеркивает матриархат племени, неужели только для оправдания возможности принесения мужчины в качестве ритуальной жертвы?

1.7. Когда Даса скитается после убийства раджи, ему снится сон, что в одежде жены он нес, как оказалось, свою голову. В чем символичное значение этого сна? ( Kalendulla1 )

Bambiraptor, Может, что сокровище — свой разум, духовные искания (или свою жизнь?) он принес в жертву или убил, ради страсти к любимой, суетности?

Kalendulla1, Скорее всего голова раджи - это он сам и его жизнь, то есть с убийством раджи он убил себя ради страсти.

Bambiraptor, Убивая другого мы убиваем человека в себе.

Bambiraptor, Ну и этот сон ему тоже снится во сне :). Я не думаю, что Даса раскаивался в убийстве.
Наоборот, он испытывал удовлетворение от содеянного, так как считал это убийство заслуженной местью врагу. Я бы предположила, что это был вещий сон, предвещающий Дасе беду за прощение неверной жены и за то, что думал "ее головой", а не своей, ставшей не нужной.

Bambiraptor, Дословно известно, что он погрузился в майю после, когда была тыква и Правати якобы пришла сообщить, что его назначили раджой. Хотя может он и до этого "засыпал", судя по словам йога.
Даже если обычная, мирская жизнь для йога - майя, я не понимаю гармонии, которой он постигает. Это эгоизм какой-то. На других ему абсолютно плевать. Ученика он не искал, он сам нашелся. Я могу понять самопожертвование Слуги, служение Иосифа - к нему приходили паломники, исповедовались, облегчали душу, но Даса-йога я не понимаю(. Конечно, это связано с тем, что я европейка и мало интересовалась философиями и религиями Востока.

Kalendulla1, Я понимаю так, что в философии йогов главное - самопогружение, соединение с космосом самого себя, а другие воспринимаются, как посторонние, мешающие внутреннему созерцанию помехи. Самопожертвование, и другие нравственные категории европейцев лежат в совершенно иной плоскости. Но я тоже, конечно, рассуждаю по-дилетантски. Когда мы будем обсуждать тему восток-запад, попробуем детальнее разобраться.