18 июня 2022 г., 07:00

23K

Эпилепсия, депрессия и переедание: душевные болезни известных писателей

175 понравилось 36 комментариев 77 добавить в избранное

Успех, известность, богатство и многочисленная толпа поклонников вовсе не панацея от депрессии и других душевных расстройств. Многие писатели, чей невероятный талант проложил им дорогу к мировой славе, не избежали этой печальной участи: Гоголь страдал от биполярного расстройства, Джек Лондон повторил трагическую судьбу своего самого знаменитого героя Мартина Идена, а на семейство Хемингуэя обрушилось родовое проклятье.

Предлагаю познакомиться с «‎темной» стороной известных литературных светил и узнать, от каких душевных болезней они страдали и пытались вылечиться.

1. Николай Васильевич Гоголь — биполярное расстройство

o-o.jpeg

Личность Николая Васильевича Гоголя всегда привлекала к себе многих ученых, биографов и поклонников творчества своей незаурядностью и противоречивостью. Еще при жизни знаменитого писателя его замкнутый образ жизни и склонность к мистификации собственной биографии породили множество слухов и гипотез. А странная смерть и вовсе раззадорила воображение его современников, да и в наши годы находятся охотники порассуждать на тему, был ли Николай Васильевич гомосексуалистом или нет.

Текст: колумнист Софья Петрова
Насчет его сексуальных предпочтений никакой достоверной информации нет, поэтому не будем подпитывать чьи-то фантазии и домыслы. А вот насчет его душевного недуга имеется достаточное количество воспоминаний современников из довольно близкого окружения, и, кроме того, остались подлинные письма самого писателя. Все симптомы, прослеживающиеся в словах и поведении автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», четко указывают на диагноз — биполярное расстройство.

Это психическое расстройство, которое характеризуется резкими перепадами настроения от сниженного (депрессивная фаза) до повышенного (маниакальная фаза). Поэтому раньше это заболевание называлось маниакально-депрессивный психоз.

Биполярное расстройство нельзя путать с обычными колебаниями настроения, знакомыми каждому из нас. Маниакальная фаза — это не когда у человека просто хорошее настроение, нет. Больной испытывает чувство эйфории, величия, вседозволенности, склонен втягиваться в опасные авантюры и способен к убийству или другому преступлению. Депрессивная же фаза опасна, поскольку возрастает риск совершения суицида.

Как проявлялось расстройство у Николая Васильевича? В состоянии мании у него было много энергии и вдохновения для творчества и других замыслов. Вот как сам писатель говорит об этом в письме к другу, опубликованному в книге Владимира Леонова «Гоголь — загадочный алмаз России»:

«Да, друг мой, я глубоко счастлив, я знаю и слышу дивные минуты, создание чудное творится и совершается в душе моей.

Труд мой велик, мой подвиг — спасителен.

О, верь словам моим. Властью высшей облечено отныне мое слово».

Эта эйфория и восторженность сменялись периодами продолжительной апатии, когда писатель мог не вставать с постели по несколько дней, не брал в руки пера и считал себя ни на что не годным ничтожеством. Жизнь будто бы теряла краски, и ничто не могло вывести Гоголя из этого мрачного состояния.

«Мною овладела моя уже обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в недвижном состоянии в комнате иногда на протяжении 2-3 недель. Голова моя одеревенела. Разорваны последние узы, связывающие меня со светом.

Солнце, небо — все мне неприятно. Моя бедная душа, ей здесь нет приюта. Я теперь больше гожусь для монастыря, чем для жизни светской».

К сожалению, в те времена врачи не имели никакого представления о таком заболевании, поэтому лечили писателя постом, обертыванием в мокрую простынь, пусканием крови и прочими нелепыми средствами.

Естественно, такое лечение не приносило результата. После 1840 года состояние писателя заметно ухудшилось: Гоголь стал впадать в состояние неподвижности, когда его взгляд был направлен в одну точку с непонятно восторженным выражением лица. Такое явление называется псевдогаллюцинация, когда человек выступает пассивным зрителем разворачивающихся перед ним сцен.

В 1846 году писатель впервые задумывается о самоубийстве. К тому времени смена фаз стала настолько стремительной, что существенно усугубила страдания Николая Васильевича. Он не знал, куда деваться и как облегчить свое состояние, спокойствие окончательно покинуло истерзанного душевным недугом писателя.

В своем письме к Василию Жуковскому Гоголь признавался:

«Что это со мной? Старость или временное оцепенение сил? Или в самом деле 42 года для меня старость? Отчего, зачем на меня напало такое оцепенение — этого я не могу понять. Если бы вы знали, какие со мной странные происходят перевороты, как сильно все растерзано внутри меня. Боже, сколько я пережил, сколько перестрадал».

Последний для писателя год (1852) начался со смерти близкого для него человека — брюшной тиф унес жизнь сестры поэта Николая Языкова — Екатерины Хомяковой.

Тогда депрессивный эпизод стал особенно тяжелым — Николай Васильевич перестал выходить из дома и принимать гостей, а время проводил в бесконечных молитвах и придерживался очень строгого поста. Его дневной рацион составляли несколько ложек капустного рассола и овсяного отвара, а также горсточка чернослива. А однажды он провел двое суток полностью без воды и пищи.

В ночь с 8 на 9 февраля Гоголь услышал голос, который предвещал ему скорую смерть. Вскоре после этого он просит друга передать второй том «Мертвых душ» митрополиту Московскому Филарету, но после отказа священника сжигает рукописи. 21 февраля окончательно истощенный Гоголь умирает, не получив от медиков должного лечения.

Если взглянуть на последние записи писателя, можно сделать вывод, что он сознательно уморил себя голодом:

«Надобно ж умирать, а я уже готов, и умру.
Как сладко умирать».

В завещании писатель просил не хоронить его до появления явных признаков разложения — боялся разделить участь похороненных заживо.

2. Лев Николаевич Толстой — аффективная эпилепсия и ипохондрия

o-o.jpeg

Лев Николаевич всю жизнь страдал от судорожных припадков, которые окружающие называли словом «забытье» и считали простым обмороком. Такие приступы сопровождались полной потерей памяти о предшествующих событиях.

Во время своих припадков писатель ощущал головокружение, спутанность сознания и мыслей, страдал от зрительных и слуховых галлюцинаций, иногда не мог сохранить равновесие и падал на землю, находясь при этом в сознании.

Но главной отличительной особенностью именно этой формы эпилепсии является ее прямая взаимосвязь с душевными волнениями (так называемыми аффектами).

В пользу верности этого диагноза говорят и свидетельства семьи и близких друзей писателя. Так, Владимир Чертков рассказывает о припадке писателя, последовавшем после ссоры с женой Софьей Андреевной:

«В июле 1908 года Лев Николаевич переживал один из тех вызванных Софьей Андреевной мучительных душевных кризисов, которые у него всегда оканчиваются серьезной болезнью. Так было и в этот раз: он тотчас после этого заболел и некоторое время находился почти при смерти».

В самом деле, практически любая семейная сцена, конфликт или жизненные неурядицы, возбуждающие психику Толстого, заканчивались очередным приступом. Перед своим уходом из Ясной Поляны он стал очевидцем жестокой ссоры между женой и дочерью — и результатом был очень тяжелый длительный приступ.

Родные Льва Николаевича настолько привыкли к проявлениям его болезни, что уже начинали предугадывать припадки — Софья Андреевна узнавала это по особенному взгляду писателя.

Аффективной эпилепсии сопутствуют такие симптомы, как сильная раздражительность и вспыльчивость, приступы панического страха, состояние сильнейшего возбуждения и даже вспышки агрессии.

Вспомним пару фактов из жизни автора «Анны Карениной»: частые ссоры с друзьями, обиды на окружающих, крики на слуг, раздражение от капризов и плача детей… А уж сколько от него натерпелась Софья Андреевна, я думаю, и говорить не надо — все наслышаны!

Возможно, именно эпилепсия и послужила спусковым крючком для еще одного душевного недуга: великий Лев Николаевич был еще тем ипохондриком. Любой самый мало-мальский симптом и болячку его богатое писательское воображение наделяло предвестниками ужасных заболеваний.

Даже обыкновенный ячмень на глазу, с которым многие из нас хоть единожды сталкивались в жизни, становился для него поводом к бесконечным жалобам на здоровье и постоянной тревоге.

«Вырос на глазу ячмень исполинского размера. Мучает меня так, что совершенно лишился всех чувств. Не могу есть и спать. Плохо вижу, плохо слышу, плохо нюхаю и даже очень поглупел».

Окружающих очень веселило умение писателя делать из мухи слова. Так, Михаил Пущин высказывался о ситуации с ячменем следующим образом:

«Мы все очень довольны его страданиями, страданиями потешными и забавными: для своего пустяшного ячменя он три раза посылал за доктором».

Полный перечень всех жалоб и симптомов Толстого выглядел следующим образом: кровавый понос с резью, сыпь непонятного происхождения, крапивная лихорадка, изжога, сердечные приливы, боль в пояснице, горле и печени одновременно, кашель сухой и мокрый, мигрень с рвотой, боли и опухоль в паху, насморк, ревматизм, желудочные расстройства, варикозное расширение вен, чесотка и геморрой. И писатель, несмотря на заверения врачей, что он полностью здоров, всё равно подозревал у себя серьезные заболевания: язву желудка, туберкулез, сифилис и рак.

Но кое в чем писатель всё-такие не ошибся: его подозрения насчет эпилепсии были вполне обоснованны, как я уже говорила выше.

3. Эдгар Аллан По: тревожно-депрессивное расстройство, фобии, алкогольная и опиумная зависимости

o-o.jpeg

Будучи с рождения натурой чрезвычайно впечатлительной и легко возбудимой, писатель после каждого травматичного опыта обрастал новыми страхами.

Например, чуть не утонув в пятилетнем возрасте в пруду, он долгое время не мог избавиться от панического страха, путешествуя на корабле. Разумеется, о плавании и речи не шло. Однако, к чести писателя, ему удалось-таки справиться с этой фобией уже в сознательном возрасте.

Не была чужда ему и широко распространенная боязнь темноты. Говорят, что из-за этого страха он старался спать как можно меньше и не гасил свечи.

Ужас перед темнотой и сном был во многом вызван и ночными кошмарами, которые часто мучили писателя. Самый частый кошмарный сон — как будто какая-то ледяная рука ложится на его лицо. А еще ему иногда мерещилось зловещее лицо в полумраке.

Страх, о котором знают все благодаря рассказу «Заживо погребенные», — это, конечно же, быть погребенным заживо. И давайте будем честны: эта фобия вовсе небезосновательна. Или я так прониклась леденящими кровь историями из новеллы?

Есть свидетельства, что в 18 лет на его имя ошибочно было составлено свидетельство о смерти — и именно это стало началом фобии. Вскоре умирает его мачеха, но писатель не успевает приехать на похороны, и поэтому долгое время он был уверен, что ее похоронили заживо.

Но самый сильный страх писателя — потерять любимую женщину. Всё началось со смерти матери, когда маленькому По было всего 2 годика. Но он навсегда сохранил память о матери и свои чувства к ней и даже увековечил ее память в медальоне, который всегда носил при себе.

В юности он однажды избежал отношений с девушкой, в которую был влюблен — выдумал, что она замужем, и их запретная связь непременно приведет к трагедии. Это было уже после того, как умерла девушка, в которую он раньше был влюблен.

Но эта фобия, к сожалению, оказалась тоже совсем не безосновательной: спустя 10 лет брака от чахотки умирает его любимая жена Вирджиния, которой на момент смерти было всего лишь 25 лет.

Смерть жены послужила катализатором развития его тревожно-депрессивного расстройства: По впал в отчаяние и перестал писать. Пытаясь подстегнуть себя приемом алкоголя и опиума, он добился прямо противоположного эффекта: проявилась чрезмерная агрессия, у него появились в провалы в памяти и развилась паранойя. Писателю казалось, что его преследуют, а все люди вокруг пытаются его обмануть, в том числе издатели и другие писатели, занимающиеся плагиатом его творчества. Он уже не мог отличить реальность от иллюзий.

По не раз задумывался о повторной женитьбе, но испуганная его состоянием невеста, госпожа Шью, предпочла оставить возлюбленного.

Смерть знаменитого писателя покрыта мраком тайны: одетый в чужую одежду, не помнящий своего имени и не ориентирующийся в пространстве и времени, Эдгар По был найден в таверне и доставлен в Балтиморский госпиталь. Там он и скончался, так и не придя в рассудок.

Все медицинские записи о причинах смерти писателя были утеряны. В прессе же его смерть объяснялась болезнью мозга и воспалением центральной нервной системы, что в те времена было типичным диагнозом для людей, страдающих алкоголизмом и опиумной зависимостью. Но были и версии, включающие в себя отравление, менингит, гипогликемию, опухоль головного мозга и даже «избирательную карусель» (это когда вусмерть пьяного гражданина заставляли голосовать по нескольку раз). Кстати, таверна, где нашли По, располагалась как раз-таки рядом с избирательным участком.

4. Николай Алексеевич Некрасов — депрессивное расстройство с суицидальными мыслями

o-o.jpeg

Поэт Николай Алексеевич Некрасов был подвержен мучительным приступам депрессии, преследовавшим его всю жизнь, начиная с 19-летнего возраста.

В письме к своей старшей сестре он признается:

«Какая-то безотчетная грусть мучила меня. Я сам не понимал, что со мною делалось. Все занятия мои мне опротивели, все предположения показались мне жалкими… Я не мог ни за что приняться и со злостью изорвал начало одной срочной статьи. Мне было не до того… Я чуть не плакал».

У него в доме даже был специально отведенный «диван хандры», на котором он лежал во время приступов.

Но надо отдать поэту должное: депрессивные эпизоды не слишком критично сказывались на его работоспособности и творчестве. Он продолжал работать и писать в самые темные периоды своей жизни, черпая вдохновение в муках и страданиях.

В творчестве Некрасова очень много грустных, тоскливых и трагичных стихотворений, олицетворяющих его собственные страдания.

Черный день! Как нищий просит хлеба,
Смерти, смерти я прошу у неба,
Я прошу ее у докторов,
У друзей, врагов и цензоров,
Я взываю к русскому народу:
Коли можешь, выручай!
Окуни меня в живую воду,
Или мертвой в меру дай.

Биограф поэта Корней Чуковский так говорил о склонности Некрасова к страданиям:

«У Некрасова вообще была страсть к чрезмерным изображениям чрезмерных истязаний и мук. Даже те вещи, которые другим показались бы самыми приятными и милыми, — ему казались орудиями пытки».

Не всегда эпизоды депрессии Некрасова были беспричинными: трагедий, мелких неприятностей и проблем в жизни поэта хватало с лихвой. Полный провал первого сборника стихотворений, постоянные нелестные отзывы критиков и коллег (Белинский просил Некрасова вообще никогда не браться за перо), проблемы в журнале «Современник», измены жены, смерть ребенка, горловая болезнь, едва не стоившая поэту жизни, рак, который, в конце концов, и свел его в могилу…

От Некрасова часто можно было услышать о намерении покончить с собой. В письмах он любил описывать методы суицида, к которым собирался прибегнуть.

Как писал к Тургеневу Николай Алексеевич:

«У меня припадки такой хандры бывают, что боюсь брошусь в море, коли один поеду да лихая минута застигнет».

Бороться с депрессией поэт любил не только творчеством и работой, но и при помощи азартных игр. Что удивительно, ему частенько везло, и к нему приходили иногда и достаточно крупные выигрыши.

К сожалению, депрессия особенно усугубилась в последние годы жизни, когда Некрасов страдал от рака кишечника, который и стал причиной его смерти в 56 лет.

5. Франц Кафка — депрессивное расстройство с суицидальными мыслями

o-o.jpeg

История психического расстройства писателя Франца Кафки — яркий пример того, как отношения с родителями влияют на всю взрослую жизнь. Не зря говорят, что причина любого невроза или депрессии кроется в детстве.

Отношения с отцом у Кафки всегда были сложные. Кафка-старший был суровым и властным человеком: для него было нормой вытащить маленького ребенка из теплой постели на холодный балкон в целях закаливания.

Отец настаивал, чтобы Кафка получил юридическое образование, а затем шел работать по специальности. Сын не смог ослушаться отца и после окончания университета пошел работать в страховую контору, которая отнимала у него драгоценное время для писательства.

Занятия литературой отец Кафки крайне не одобрял, считая это пустой и ничтожной тратой времени. Сын же, по мере взросления, всё чаще пытался дать отпор своему деспотичному отцу. Вот что он пишет в своем письме к нему:

«Вполне возможно, что, вырасти я совершенно свободным от Твоего влияния, я тем не менее не смог бы стать человеком, который был бы Тебе по нраву. Я, наверное, все равно был бы слабым, робким, нерешительным, беспокойным человеком, не похожим ни на Роберта Кафку, ни на Карла Германна, но все же другим, не таким, какой я есть».

А когда отец потребовал, чтобы в свободное от работы в конторе время сын помогал ему в лавке, это едва не привело к самоубийству писателя. Кафка написал своему другу Максу Броду прощальное письмо. К счастью, Брод успел вовремя спасти своего друга. По его словам:

«В последний момент мне удалось, вмешавшись совершенно бесцеремонно, защитить его от "любящих родителей”».

После разговора по душам с матерью, она приняла сторону сына и уговорила мужа не мешать ему заниматься творческой работой. Но это уже не могло спасти Кафку от периодических приступов депрессии, когда он пребывал в тоске и отчаянии. Он часто жаловался на головные боли, бессонницу, ревматизм, чувство разбитости и усталости и плохое зрение.

Строки из его «Дневников» лучше всего помогут передать болезненное состояние писателя:

«Я не могу спать. Только видения, никакого сна. Странная неустойчивость всего моего внутреннего существа. Чудовищный мир, который я ношу в голове. Как мне от него освободиться и освободить его, не разрушив?»

Проблемы в семье были не единственным фактором развития депрессивного расстройства Кафки. Еврейское происхождение писателя частенько доставляло ему проблемы и неприятности, особенно в детском возрасте. «Поганая кровь. Так при мне называли евреев», — писал Кафка в «Дневниках».

Еще автор «Превращения» очень сильно комплексовал по поводу своей внешности. Он чувствовал себя нелепым, неуклюжим, тщедушным и слабым и до конца дней стыдился своего тела.

На личном фронте у писателя тоже всё складывалось печальным образом. Он пережил несколько болезненных расставаний, в том числе с замужней женщиной, которая в, конце концов, так и не оставила ради него своего мужа.

Для борьбы с депрессией Кафка выбрал аскетичный образ жизни. В первую очередь это касалось питания: сначала он стал вегетарианцем, потом исключил из рациона алкоголь, чай, кофе, шоколад. А в последние годы жизни перешел на диету под названием «флетчеризм», главный принцип которой состоял в пережевывании пищи не менее 46 раз, прежде чем ее проглотить.

Франц Кафка дожил всего до 41 года — туберкулез стремительно разрушил его ослабленный депрессией организм.

6. Иван Андреевич Крылов — компульсивные переедания

o-o.jpeg

Об аппетите Крылова можно было слагать не менее яркие и саркастичные басни, чем написанные им самим. Современники прозвали его «баснословным обжорой» и любили посмеяться над немыслимым количеством блюд, которые тот мог поглотить во время обеда.

А по его окончании знаменитый баснописец вставал и, вознося молитву, произносил свою дежурную фразу: «Много ли надо человеку?», чем неизменно вызывал у сотрапезников взрывы хохота.

В «Энциклопедии русской кухни» Леонид Зданович приводит такую забавную историю о безудержной тяге к еде у Крылова. Однажды Иван Андреевич остался на ужин у сенатора, хотя дома его ждала любимая стерляжья уха.

«Сели за стол. Баснописец начал жадно, как пеликан, заглатывать кушанья. За короткое время он съел столько, сколько все остальное общество вместе взятое».

Ну а после окончания трапезы Крылов поспешил покинуть общество — ведь дома его ждала заветная уха. Как писателю удалось найти место в своем желудке после столь обильного обеда еще и для ухи — остается загадкой.

На самом деле, несмотря на весь комизм положения, неумеренный аппетит Крылова был скорее серьезным поводом для тревоги: вес баснописца стремительно рос, вызывая многочисленные сопутствующие проблемы со здоровьем.

Компульсивное переедание на деле представляет собой очень серьезную патологию. Причины повышенного аппетита у пациента следует искать не в физиологической сфере, а в психической. Чаще всего еда становится средством справиться с нахлынувшими эмоциями — если у человека отсутствуют навыки эмоциональной саморегуляции.

Первоначально спровоцировать новый приступ могут стрессовые события, а затем, по мере закрепления привычки, переедания становятся образом жизни.

В случае Ивана Андреевича трудно предположить, что именно явилось теми самыми стрессовыми событиями. Возможно, одной из причин стало то, что в юношестве он не смог жениться на любимой девушке из-за недостатка средств к существованию, и потом так и не вступил в брак.

Но «неофициальная» возлюбленная у Крылова всё-таки имелась: служанка Феня, на которой он не мог жениться из-за общественных предрассудков, за время их продолжительных отношений родила ему дочь Сашу.

Бытует байка, что якобы известный баснописец умер из-за заворота кишок после очередного переедания, но на самом деле жизнь Крылова унесло воспаление легких, после которого начались серьезные осложнения.

7. Александр Сергеевич Пушкин — биполярное расстройство

o-o.jpeg

И снова биполярное расстройство, на этот раз у талантливого русского поэта и писателя — Александра Сергеевича Пушкина.

Как и Гоголь, Пушкин страдал от резкой смены периодов мании, когда он находился в состояние эйфории и резкого возбуждения, граничащего с агрессивностью, и периодов депрессии, когда перо отказывалось ему повиноваться, а на душе скребли кошки.

Окончание лицея совпало с маниакальной фазой: поэт с головой окунулся в бурлящую светскую жизнь, восторженно и с неисчерпаемым энтузиазмом участвуя в балах, пирах и отдавая дань женской красоте.

В книге Марии Багановой «Пушкин. Тайные страсти сукина сына» приводятся слова самого Пушкина об этом периоде своей жизни.

«И началась безудержная жизнь: балы, театры, пирушки. На поэзию почти не оставалось времени. Жуковский и Батюшков искренне тревожились за мое будущее. Ничто не могло остановить меня: ни недостаток средств, ни благие советы друзей, ни постоянная опасность стать «жертвой вредной красоты» и живым подобием Вольтеровского Панглоса. Шампанское, актрисы и другие крестницы Киприды, — вспоминал он. — Деньги сыплются! Ох, эти забавы часто выходили мне боком! Не раз я неделями валялся в постели с лекарствами в желудке, с меркурием в крови, с раскаянием в рассудке».

Также для периодов мании характерно усиленное сексуальное желание, которое заставляет страдающего от биполярного расстройства вступать в многочисленные хаотичные половые связи. Александр Сергеевич признавался в своем «бесстыдном бешенстве желаний» в письме к одному из друзей.

За это головокружительное веселье Александру Сергеевичу пришлось заплатить периодом депрессии и тоски, которую он сам называл простой хандрой.

«Я весело жил в столице около двух лет, но потом все кончилось, и мною овладела хандра или, если хотите — меланхолия. Писать я не мог и разучился влюбляться».

Брак с Натальей Гончаровой не стал панацеей для поэта: наоборот, на фоне постоянной ревности к своей яркой и красивой жене, заболевание только обострилось. Многие окружающие замечали вспышки неконтролируемой агрессии у поэта, которые перемежались с тоскливым состоянием ничегонеделания. А еще Пушкин стал очень мнительным: у него развилась паранойя, будто каждый пытается его в чем-то обмануть и оскорбить.

Скорее всего, именно душевный разлад и стал причиной вызова Дантеса на дуэль. А финал этой трагической истории вам известен.

8. Джек Лондон — депрессивное расстройство и алкогольная зависимость

o-o.jpeg

О депрессивном расстройстве, от которого всю жизнь страдал Джек Лондон, подозревал мало кто из окружающих. Писатель умел так держать свои чувства и эмоции при себе, что считался в обществе вовсе не меланхоликом, а наоборот — душой компании.

Многие моменты из биографии писателя нашли свое отражение в одном из его самых известных романов «Мартин Иден». Как и главный герой, писатель с ранних лет брался за любую подвернувшуюся работу: был и моряком, и почтальоном,и даже золотоискателем. О силе и выносливости Лондона на каждом его временном поприще слагались легенды.

С собственным героем писателя роднит и упорное стремление добиться успеха на литературной ниве: Лондон точно также упорно трудился над своими произведениями, порой не вставая из-за стола 18 часов. За 15 лет работы он создал столько произведений, сколько многие писатели не могли создать за всю свою жизнь. Полное собрание сочинений Джека Лондона составляет 40 томов.

Первый рассказ Лондона долго не принимало ни одно из издательств. В конце-концов он настолько отчаялся, что стал задумываться о сведении счетов с жизнью. Но по счастливой случайности к нему заглянул друг, который находился в положении похуже: он еле-еле сводил с концами на адской работе. Лондон сумел переубедить друга, а заодно и самого себя.

В его жизни была и схожая с Мартином Иденом любовная история, когда родители девушки не дали разрешения на их брак как раз-таки из-за разницы в социальном статусе и отсутствии перспектив у молодого человека.

Но всё, чего сумел достичь за 40 лет своей жизни Джек Лондон, не помогло ему справиться с увеличивающимися приступами безудержной тоски и отчаяния. Вновь просматривается четкая параллель с «Мартином Иденом»: все мечты юности претворились в жизнь, а счастья не было.

Он стал настоящим писателем, известным и любимым читателями и критиками, издатели соревновались за его новые рукописи, и гонорары были буквально баснословными. Он построил роскошный дом под названием «Дом волка», корабль, завел ранчо.

Были в его жизни и счастливые любовные истории: брак с Элизабет Маддерн принес ему 2 дочерей, а затем он развелся из-за вспыхнувших чувств к Чармиан Киттредж, которая оставалась верной спутницей писателя до его смерти.

Но приступы депрессии начали одолевать с утроенной силой этого трудолюбивого человека с недюжинным талантом и волей к жизни. Он не мог позволить себе расслабиться: на содержание ранчо требовались большие средства. Поэтому он продолжал писать. И начал пить — алкоголь позволял хотя бы на мгновение разогнать эту беспросветную тоску, в которую превратилась его жизнь.

Он боялся, что его истерзанный отчаянием ум не выдержит, и просил дочь отчима Элоизу, чтобы в случае потери рассудка его не отправляли в больницу.

В 1916 году он со своей возлюбленной едет на Гавайи, надеясь совладать со своим душевным и физическим недугом. К депрессии добавилась и болезнь почек, причинявшая писателю много страданий. Но в поездке Лондон только пил, пил и пил…

В ночь на 22 ноября 1916 года его нашли на веранде без сознания. Рядом с ним находились два пустых флакона с морфием. Все усилия врачей оказались тщетными, и знаменитого писателя не смогли спасти.

До сих пор исследователи жизни Джека Лондона не пришли к окончательному выводу, было ли это самоубийство, или писатель от сильных болей ненароком превысил прописанную врачом дозу.

9. Сергей Александрович Есенин — пограничное расстройство личности с депрессивными эпизодами и алкогольная зависимость, перешедшая в психоз

o-o.jpeg

Знаменитый русский поэт всю жизнь страдал от приступов апатии и депрессии, был импульсивной и эмоционально неустойчивой натурой, отличался немотивированной агрессией и вспыльчивостью.

Такие симптомы как инфантилизм, неуравновешенность, капризность, импульсивность, нестабильные и сложные отношения с окружающими, беспокойная и неупорядоченная жизнь, постоянные скачки настроения, наличие зависимости и суицидальных мыслей указывают на вероятный диагноз — пограничное расстройство личности.

Есенина часто посещали суицидальные мысли. В возрасте 17 лет он предпринимает первую попытку суицида. Вот как он описывает свой опыт в письме к другу:

«Я не вынес того, что про меня болтали пустые языки, и… теперь оттого болит моя грудь. Я выпил, хотя и не очень много, эссенции. У меня схватило дух и почему-то пошла пена; я был в сознании, но передо мной немного все застилалось какою-то мутной дымкой. Потом, — я сам не знаю почему, — вдруг начал пить молоко и все прошло, хотя не без боли».

Спустя год Есенин признается другу:

«…Меня считают сумасшедшим и уже хотели было везти к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения».

Со своей депрессией поэт решил бороться при помощи алкоголя. О его пьяных бунтах и выходках до сих пор слагаются легенды.

Тяжелейшая алкогольная зависимость усугубила психические проблемы Сергея Есенина: к симптомам пограничного расстройства добавились провалы в памяти, галлюцинации и паранойя. Поэт был уверен, что его преследуют какие-то темные личности. Всё это позволяет судить о развитии алкогольного психоза.

В 1923 году Есенин наконец-то отправился в «санаторий для нервнобольных» на Большой Полянке в Москве. Но лечение не помогло терзаемому бредом преследования и суицидальными мыслями Есенину. В палате он обзавелся веревкой на случай, если в палате появятся преследователи: тогда он успел бы выбраться в окно.

Друг Есенина поэт Анатолий Мариенгоф вспоминает:

«Он высасывал из пальца своих врагов, и каверзы, которые против него будто бы замышляли, и сплетни, будто бы про него распространяемые… У Есенина страх – кажется ему, что всякий или его обкрадывает, или хочет обокрасть. Несколько раз на дню проверяет чемоданные запоры… На поэтах, приятелях и знакомых мерещатся ему свои носки, галстуки. При встрече обнюхивает: не его ли духами пахнет».

После выписки из больницы его суицидальные мысли переросли в одержимость: он совершал множество попыток свести счеты с жизнью. Поэт ложился под колеса поезда, пытался выброситься из окна, перерезать себе вену обломком стекла, заколоться кухонным ножом.

И при всем при этом философски утверждал: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».

28 декабря 1925 года Есенина нашли повесившимся в его номере в гостинице «Англетер» в центре Санкт-Петербурга. Очередная попытка свести счеты с жизнью оказалась успешной.

«Его жизнь была все в большей степени борьбой с унынием и углубляющейся меланхолией. В реальности этот путь вел к алкоголизму и в конечном счете — только к смерти» — так писал о жизни Сергея Есенина его англоязычный биограф Гордон Маквей.

10. Эрнест Хемингуэй — депрессивное расстройство на фоне посттравматического синдрома

o-o.jpeg

Эрнест Хемингуэй известен не только своим выдающимся писательским талантом, но и амплуа народного героя, сильного и мужественного человека.

Во время войны писатель, получив ранение, вытащил на себе раненого товарища, при этом сам получив еще одно ранение. Но сознание потерял, только когда они наконец попали к своим.

Эрнест Хемингуэй прошел 3 войны, охотился на львов, бесстрашно выходил в море на своей яхте в самый разъяренный шторм, любил нестись на автомобиле на запредельной скорости. Риск стал для него необходимой составляющей жизни.

Возможно, за этой склонностью к опасным авантюрам лежали болезненные воспоминания о войне, и этот травматичный опыт наложил свой отпечаток на всю жизнь писателя.

Вторая жена писателя утверждала, что уже во времена их брака Хемингуэй страдал от приступов депрессии и тогда много времени проводил в одиночестве.

В последние годы жизни писателя депрессия усугубилась, и для этого было сразу несколько причин.

Во-первых, из-за смены власти ему пришлось покинуть свою горячо любимую Кубу, которую он считал идеальным местом для жизни и на которой прожил больше 20 лет.

Во-вторых, раны и шрамы, оставшиеся после войны, стали напоминать о себе всё чаще. А еще писатель никак не мог справиться с наплывами болезненных воспоминаний.

В-третьих, Хемингуэй стремительно терял зрение: он больше не мог самостоятельно писать, а чтение спустя 10 минут становилось болезненным и пустым времяпрепровождением.

Тяжелая депрессия осложнилась появлением мании преследования. Он был уверен, что за ним следят агенты ФБР. Кстати говоря, факт слежки за писателем подтвердился в 1980 году, когда архивное дело Хемингуэя в ФБР было рассекречено — за последние пять лет жизни писателя в его личное дело были добавлены два новых донесения.

Вот тогда писатель всерьез стал задумываться о самоубийстве. Иной раз он демонстрировал друзьям, как планирует это сделать. Он отдал предпочтению способу, избранному его отцом. Хемингуэй садился с охотничьим карабином в кресло, приставлял дуло к нёбу и пальцами ноги нажимал на курок. А потом пояснял зрителям, что нёбо очень мягкое и пуля обязательно достигнет цели.

Первую попытку самоубийства удалось предотвратить четвертой жене Хемингуэя. По ее просьбе писатель согласился пройти лечение в клинике нервных расстройств, где дважды подвергался курсу электрошоковой терапии. Но мы-то с вами знаем, насколько нелепы и бесполезны такие методы лечения…

После лечения писатель потерял память и возможность творить. Сам Хемингуэй говорил об этом так:

«Эти врачи, что делали мне электрошок, писателей не понимают… Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем… какой был смысл в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?»

Спустя два дня после возвращения из клиники, 2 июля 1961 года, Хемингуэй застрелился. Писателю было 62 года.

Существует своего рода легенда о семейном проклятии Хемингуэев, которое, конечно же, объясняется простой наследственностью и предрасположенностью к психическим заболеваниям.

Первым свел счеты с жизнью отец писателя, Кларенс Хемингуэй. Он застрелился из двустволки. Родные решили, что глава семейства сделал это из-за диабета: начинающиеся боли в ногах свидетельствовали о скором отмирании тканей.

Вторым был сам Эрнест Хемингуэй.

Третья жертва якобы семейного проклятия — младший брат писателя Лестер Хемингуэй, который всю жизнь старался быть похожим на старшего брата и стать таким же успешным.

Внучка знаменитого писателя Марго Хемингуэй отличалась теми же чертами, что и ее дед: волевая, целеустремленная, сильная. Но когда ни личная, ни профессиональная жизнь не сложились, бывшая модель и несостоявшаяся актриса приняла смертельную дозу снотворного.

Текст: колумнист Софья Петрова

В группу Статьи Все обсуждения группы
175 понравилось 77 добавить в избранное

Комментарии 36

Очень любопытная статья! Узнав такое о любимых писателях, немного по-другому смотришь на их творчество. Спасибо большое!))

Почему бы не написать о Фадееве, Довлатове, Венедикте Ерофееве, более близких нам по исторической эпохе?

reader-7042837, а вы напишите, с удовольствием почитаем

knigi_korotko, Александр Фадеев: Хронический алкоголизм, полинейропатия, хронический гепатит, общесоматическая катастрофа и психическая деградация

Александр Александрович Фадеев (1901 - 1956) считался, пожалуй, «главным» классиком советской литературы. И не потому, что был самым талантливым, а его книги самыми лучшими. Просто с молодых лет он занимал руководящие должности в близких к власти писательских организациях, а в 1946-1954 гг. «служил» генеральным секретарём Союза писателей СССР, был доверенным лицом Сталина. В частности, благодаря этому его книги, о достоинствах которых можно спорить, издавались многомилионными тиражами, переводились на десятки языков.

Детство Фадеева прошло в атмосфере семейных конфликтов, и это не могло не отложить отпечаток на формирование его личности. Обстановка в стране после Октябрьского переворота и во время гражданской войны мало способствовала нормальному развитию подававшего надежды юноши. По его собственным словам, он приложился к самогону ещё в 16 лет, и после, когда был в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Сначала не хотел отставать от взрослых мужиков. Я мог тогда много выпить. Потом к этому привык...

Писатель Юрий Лебединский вспоминал, что «впервые Фадеев сильно запил в конце 1920-х. А перед войной болезнь была уже сильнее Фадеева. Так часто случается с пациентами при начале злоупотребления алкоголем в подростковом возрасте. Клинические признаки заболевания у них появляются рано, и болезнь протекает более злокачественно. На первых порах употребление алкоголя позволяло Фадееву расширить границы «творческого сознания», сделать разнообразней художественную палитру, выражать нюансы душевных переживаний героев произведения. Но в дальнейшем алкоголь стал бременем, сделавшим его творчество более примитивным.

В конце 1920-х годов начались только незначительные психические расстройства. Фадеев жаловался: «В дом отдыха загнала меня неврастения в очень острой форме. Объясняется она всё возраставшим и всё более мучившим меня противоречием между желанием, органической потребностью писать, сознанием, что в этом состоит мой долг, и той литературно-общественной нагрузкой, которая не даёт возможности писать и от которой никак нельзя избавиться». Подобные душевные терзания, непрекращающуюся борьбу мотивов Фадеев пытался лечить алкоголем.

В конце тридцатых годов Фадеев уже не писал ничего серьёзного, кроме небольших очерков и никчемных сценариев. Литератор Лев Колодный вспоминал: «Он рано поседел. Страдал от бессонницы. Чтобы её побороть, начал пить… Заболел так сильно, что санитары регулярно наезжали к нему домой и увозили в больницу. Болезнь эта – расплата за близость к власти Другая плата – творческий застой». Илья Эренбург по этому поводу писал: “Говорили также, что Фадеев мало пишет потому, что много пьёт. Однако Фолкнер пил ещё больше и написал несколько десятков романов. Видимо, были у Фадеева другие тормоза”».

Существует мнение, что Фадеев намеренно преувеличивал свою зависимость от спиртного, чтобы по состоянию здоровья избежать необходимости подписывать расстрельные списки на писателей Это не соответствует реальности. Явное пьянство у Фадеева началось в конце 20-х годов, а удостоился высокой «чести» подписывать расстрельные списки лишь после 1939 г., когда был награждён орденом Ленина, избран членом ЦК ВКП(б) и назначен секретарём Союза писателей СССР.

После окончания войны Александр Фадеев спивался по-чёрному: по свидетельствам друзей, находил собутыльников в самых низах, не из писателей, и неделями пропадал в каких-то трущобах. К началу пятидесятых годов он был уже практически запойным алкоголиком. Бывали случаи, когда, будучи в сильном подпитии, падал прямо на улице и спал на этом месте до утра. На консультациях с психиатром незадолго до своей смерти Фадеев говорил «о душевной усталости, о невыносимой тоске, охватывающей его после запоя, и о неудержимом, навязчивом желании броситься под поезд».

Обстоятельства смерти классика советской литературы таковы: 13 мая 1956 года Фадеев покончил с собой револьверным выстрелом. «Пуля была выпущена в верхнюю аорту сердца с анатомической точностью. Она прошла навылет… Рядом на столике, возле широкой кровати, Фадеев поставил портрет Сталина… На столе, тщательно заклеенное, лежало письмо, адресованное в ЦК КПСС». Это письмо сразу забрал сотрудник КГБ.

Сообщая о его трагической гибели, центральная газета страны «Правда» не преминула написать о злоупотреблении алкоголем. Самоубийство в СССР, да ещё деятеля такого ранга практически приравнивалось к измене и, разумеется, должно было быть как-то закамуфлировано болезнью. Однако и само пьянство, и влияние этого пьянства на трагический уход Фадеева из жизни сильно преувеличены. Содержание его посмертного письма говорит об этом. Руководство партии и страны не могло простить такие слова в свой адрес из его посмертного письма: «Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой". Власть держала это письмо в тайне от народа целых 34 года, и лишь в сентябре 1990 г., уже на закате перестройки, журнал ЦК КПСС «Гласность» обнародовал его (или его версию?).
Как ни парадоксально, но своим самоубийством и версией об его алкогольном генезе Фадеев продлил память о себе. Сейчас об этом знают даже те, кто никогда не читал его произведений (а таких людей с каждым годом всё больше и больше).

reader-7042837, Какая трагическая и грустная судьба(

reader-7042837, Это новое слово в медицине), долго придумывали - "общесоматическая катастрофа и психическая деградация"? Что лень было в любом мед.справочнике узнать что таких выдуманных вами диагнозов не существует? Поэтому и остальному вашему тексту такое же отношение. Если уж решили написать, то по-трудитесь хоть чуть - чуть понимать о чём пишете, чтобы не выглядеть пустобрехом.

ValerijGerasimov, Депрессии в онкологической практике (клиника...)
con-med.ru›Журналы›…-03-2013/depressii_v…
Факт заболевания раком воспринимается в большинстве случаев как соматическая катастрофа,

Тиганов А.С. (под. ред.) ‹‹Экзогенные психические расстройства››
Алкогольная психическая деградация)
Как известно, общим для всех видов психической деградации, независимо от их нозологической принадлежности, является интеллектуальное снижение Но при разных заболеваниях оно имеет некоторые особенности в виде акцентов — на снижении критики, памяти, психической подвижности и др

reader-7042837, "о достоинствах книг можно спорить", "октябрьский переворот", "расстрельные списки"... такое чувство, что написавший всё это как-то "неровно дышит" к СССР.

Как известно, писатели тоже живые люди, разве что более чувствительные, что и делает их жертвами многочисленных душевных болезней. Да и жизнь у многих была не сахар, многие из них были несчастными длительное время, а это тоже сказывается. Спасибо за статью, всех жалко )

И снова биполярное расстройство, на этот раз у талантливого русского поэта и писателя — Александра Сергеевича Пушкина.

Как то покоробила эта строчка.
Талантливый русский писатель или поэт - это Вяземский, Одоевский. Но о Пушкине так...
Разумеется, у творческих людей, как и самых разных людей, есть свое трещинки на зеркале души.
Но вот так, ставить диагнозы за глаза, через века... увольте. Что то пошлое есть в этом.
Да и глупо это. Помните слова Пушкина к Вяземскому, где он говорил об изданных дневниках Байрона, и что толпа кинулась их читать и сладострастно перемывать косточки поэту, его порокам.
А Пушкин заметил: нет, врёте, подлецы, он мал и мерзок, но не так как вы, а иначе.
Вот так и тут. Биполярочка, депрессия, суицидальные мысли...
Это по сути есть у каждого. В разной мере. Другое дело, в какой нравственный и душевный пазл это сложится.
Вот у художника Эль Греко, была на сетчатке глаза, трещинка. И это привело к его дивному искажению перспективы взгляда, иррациональному пейзажу его картин.
У других это просто отразилось бы в неккоректности взгляда или ложности восприятия. Так и с душой.
Можно было бы многое написать о царапинках на душе у Перси Шелли, Марины Цветаевой, Андрея Платонова, Рембо, Эмили Дикинсон, Акутагавы и Вулв.
А смысл? Тогда нужно дать весь целостный спектр, с чем эти качества особенности ранок души, согласованы в той же душе.

laonov, Очень верно Вы написали. О преломлении человеческих качеств - прирождённых ли, пережитых ли. Как отражаются, как меняются, как светятся своим особенным светом. Особенно ярко эта мятежность души, эта печаль, эта неизбывная тоска видна в творчестве писателей и поэтов, живших за рубежом.
Несомненно, это люди утончённого чувствования, виртуозы слова, ранимые, с императивом своей души. Поэтому жили с этой настоятельной потребностью писать, с желанием сказать всему миру.

laonov, Вот и получается, что особенность душевного склада, особенность восприятия мира так влияет на творчество индивидуума, гения, что другие "нормальные" в этом смысле люди проживают жизнь  без творческих всплесков, без подъёмов и падений , но не оставляют при этом человечеству ничего.

Спасибо, интересная статья. Действительно, узнавая такие человеческие подробности, немного по-другому начинаешь смотреть на творчество знаменитых писателей.

Комментарий скрыт по причине: спам

Старательно покопались в ночных горшках писателей, поставили "диагнозы"... Кстати то, что в подборке исключительно писатели мужского пола, свидетельствует скорее о "самодиагнозе" автора сего сочинения...

Как же людям нетворческим хочется найти у творческих какой-то изъян - ну прямо сил нет! Ещё эпилептика Достоевского забыли! Лучше бы подумали, как и чем они преодолели и душевные, и прочие недуги и беды!

Благодарю за статью!