30 августа 2022 г., 07:00

20K

Злая мачеха, скандальный брак и 30 лет одиночества: жизнь Мэри Шелли, «матери» Франкенштейна

Мэри Шелли (в девичестве Мэри Годвин) известна прежде всего как автор знаменитого готического романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Помимо этого она была драматургом, автором рассказов, эссе, биографий и путевых заметок, редактором, переводчиком и принадлежала к политическим радикалам, а «Франкенштейн» далеко не единственный ее роман.

А еще Мэри Шелли была женщиной с очень трагичной судьбой — она рано потеряла своего любимого мужа Перси, не единожды теряла своих детей: преждевременные роды, выкидыш, смерть во младенчестве… Единственное, что оставалось молодой вдове — жить и творить ради своего единственного оставшегося в живых сына.

В честь 225-й годовщины со дня рождения Мэри Шелли предлагаем вам познакомиться поближе с этой удивительной и талантливой женщиной, опередившей свою эпоху.

Мэри Шелли родилась в довольно влиятельной и талантливой семье: ее родители были яркими представителями интеллектуальной среды Лондона. Ее отец, Уильям Годвин, известен как писатель, философ и журналист, среди его самых популярных трудов можно выделить «Исследование о политической справедливости» и роман «Калеб Уильямс». Мать, Мэри Уолстонкрафт, была известным философом, писательницей, преподавательницей и приверженицей феминистических взглядов.

В обществе брак Уильяма и Мэри считался образцом «дурного тона», фактически мезальянсом: дело в том, что свободомыслящая Мэри Уолстонкрафт имела внебрачную дочь, рожденную задолго до встречи с будущим мужем. Однако Уильям вполне разделял взгляды жены на общепринятые нормы морали, поэтому с легким сердцем принял девочку в семью.

К несчастью, вторые роды для тогда уже сорокалетней Мэри обернулись непредвиденными осложнениями, и спустя 10 дней после рождения дочери, названной в ее честь, она скончалась от горячки, вызванной инфекцией.

Оставшись с двумя дочерьми на руках, Уильям Годвин предпочел обзавестись новой супругой, чтобы рядом был кто-то, способный позаботиться о девочках. К тому же он рассчитывал немного улучшить свое пошатнувшееся финансовое состояние.

Его выбор пал на вдову Клермонт с двумя детьми от первого брака — весьма неприятную и жадную женщину, которая не обращала ни малейшего внимания на своих падчериц, занимаясь только собственными детьми. Ее грубые и вульгарные манеры, необразованность и сварливый характер очень скоро заставили Уильяма пожалеть о своем поспешном решении.

Новый брак еще больше вогнал семейство Годвинов в бедность: чаще всего они жили в кредит, обрастая всё новыми и новыми долгами. Именно плачевное состояние финансов и послужило причиной того, что Мэри и ее сводная сестра Фанни не получили надлежащего образования в учебном заведении.

Однако отец всячески старался восполнить этот пробел самостоятельно: водил дочек на бесплатные лекции и учебные мероприятия, давал книги из домашней библиотеки и делился своими знаниями. А в 1811 году Мэри Шелли даже проучилась полгода в школе-интернате.

o-o.jpeg Портрет Мэри Шелли

Но, наверное, самый важный вклад в образование будущей писательницы вносили знаменитые гости Уильяма Годвина — писатели, поэты, философы, критики и ученые. Среди постоянных визитеров были поэты Уильям Вордсворт и Сэмюэл Кольридж.

Девочка никогда не упускала случая принять участие в общей беседе, особенно когда речь заходила на литературные темы. И это весьма раздражало ее мачеху, считавшуюся Мэри несносной и высокомерной девчонкой, которой не место в гостиной, полной именитых посетителей!

Мэри Шелли всегда была большой поклонницей литературы и проводила очень много времени за чтением очередного романа или исследовательской работы. Она прилежно вела учет прочитанному — впоследствии среди личных бумаг были обнаружены подробные читательские дневники. Количество и разноплановость произведений просто поражают!

В 1814 году в жизни Мэри произошла поистине судьбоносная встреча: в гостиной отца появился 22-летний красавец Перси Шелли, отличающийся умом, чувственностью, поэтическим дарованием и страстной, увлекающейся натурой. А еще он был большим поклонником Уильяма Годвина, разделяя его политические взгляды, описанные в знаменитом исследовании. Настолько, что даже обещался помочь ему в погашением долгов, да только не сумел в итоге разыскать достаточно средств. В итоге отец Мэри, разочаровавшись в ветренном молодом человеке, свел общение с ним на нет.

А вот его дочь Мэри была просто покорена обаятельным поэтом. И ее чувства оказались взаимны. Но на пути к их совместному счастью существовало одно неодолимое препятствие: Перси уже был женат…

Тремя годами ранее он влюбился в дочь трактирщика Харриет Уэстбрук, которая воспламенила в нем рыцарские чувства, рассказав о своем отце-тиране. Конечно же, наш Дон Кихот не мог остаться в стороне и кинулся спасать красавицу — единственным решением ему виделась свадьба.

Отца Перси, баронета сэра Тимоти Шелли, настолько возмутил этот сумасбродный неравный брак, что он тут же лишил непутевого сына финансовой поддержки. И даже рождение двоих внуков не поколебало сурового нрава баронета.

А Перси тем временем уже разочаровался в своем выборе…

Встретив Мэри, он тут же решил вновь пойти на поводу своих быстро вспыхнувших чувств. В том же году, когда они познакомились, молодые люди решили вместе сбежать и сочетаться узами брака. Видимо, они оба были широких взглядов — никого из них не смутило двоеженство Перси.

В глазах общества такая щекотливая ситуация ставила семью Шелли в весьма сомнительное положение — высший свет не прощал адюльтера, пусть и официально узаконенного. Плюс к тому же Перси испортил свою репутацию окончательно, бросив на произвол судьбы не только первую супругу, но и двоих детей. Отец Мэри был в ярости и не простил дочери этого порочащего честь и достоинство брака.

o-o.jpeg Портрет Перси Шелли

Свадебное путешествие (больше походившее на бегство) новоиспеченные супруги провели в Швейцарии, где завели знакомство с лордом Джорджем Байроном и Стендалем.

Спустя год Мэри потеряла своего первенца в преждевременных родах, в последующие годы ей пришлось пережить потерю еще двух детей (они умерли в младенчестве). И только рожденный в 1819 году сын, которого назвали в честь отца Перси Флоренс, остался в живых.

Перебравшись в Италию, молодые супруги оказались на грани нищеты — спасала лишь денежная помощь со стороны Байрона да многочисленные кредиты, которые, естественно, оставались не возвращенными.

Вернувшись в Англию, супругам Шелли пришлось скрываться от посторонних глаз: за многочисленные долги Перси грозило судебное разбирательство с приговором в виде тюремного заключения. Из-за этих опасений муж и жена виделись в то время крайне редко — каждый ютился в своем дешевом неуютном жилище.

В этом же году последовали две трагические смерти. В октябре сводная сестра Мэри по имени Фанни (у них была общая мать) покончила с собой, приняв смертельную дозу опиума. В предсмертной записке значилось: «Никому не хочу быть в тягость на этой земле». Но эта трагедия никак не повлияла на разладившиеся отношения между Мэри и ее отцом, Уильям всё еще не желал видеть семью Шелли в своем доме

Вскоре последовало еще одно самоубийство — бывшая жена Перси Шелли, не выдержав своего унизительного положения брошенной жены и постоянных тягот нищенского существования, утопилась в пруду Хайд-парка.

Теперь Перси и Мэри могли считаться законными мужем и женой, и они тут же обвенчались, но долгожданное освобождение не принесло им счастья: помимо чувства вины перед брошенной на произвол судьбы Харриет, ситуацию омрачали проблемы с усыновлением детей Перси, рожденных в первом браке.

Суд постановил, что «преступный вольнодумец и двоеженец» не имеет права воспитывать своих детей.

Но в этом же году в их семье появился новый член семьи: девочка по имени Елена Аделаида, или как ее называли в семье — Аллегра. Ходили слухи, что она была плодом внебрачного союза Байрона и сестры Мэри Клэр, и супруги Шелли решили во избежание скандала удочерить незаконнорожденную девочку.

Когда Аллегре исполнилось шесть лет, Байрон настоял на том, чтобы девочку отдали в монастырскую школу для получения образования. Это решение оказалось роковым: девочка скоропостижно скончалась от вирусного заболевания. На долю Мэри Шелли уже в четвертый раз выпало это страшное испытание: потерять ребенка.

Но самая страшная потеря была еще впереди. В 1822 году у Мэри случился выкидыш, едва не стоивший ей жизни. Врачам чудом удалось ее спасти: кровопотеря была огромной. А уже несколько дней спустя, когда Мэри еще толком не оправилась, ее ждало самое большое горе: любимый муж погиб в кораблекрушении. Внезапно налетевший шквал ветра перевернул яхту, и все, кто находился на борту, погибли.

Тело Перси удалось обнаружить только спустя десять дней, когда его вынесло на берег. Опознать мужа Мэри смогли по находящимся в карманах сюртука томикам Эсхила и Китса. Перси Шелли был кремирован, а его прах был отправлен в Рим, где нашел упокоение на протестантском кладбище рядом с могилами Китса и своего умершего в младенчестве сына Уильяма.

Вернувшись в Англию спустя год после кончины мужа, Мэри Шелли прожила в уединении и покое почти тридцать лет, сосредоточившись на литературной работе и воспитании своего единственного сына Перси Флоренса.

Многие мужчины претендовали на роль нового мужа молодой вдовы, но она всегда отвечала отказом: и писателю, и актеру, и политику, и биографу — никто из них не мог сравниться с ее гениальным и талантливым мужем.

Писательница не брезговала заниматься и литературной подёнщиной: бралась за переводы, корректуру, правку — лишь бы ее сын ни в чем не нуждался.

А еще ей отчаянно хотелось написать биографию своего горячо любимого мужа, но ее свекор, сэр Тимоти Шелли, был категорически против, угрожая в случае неповиновения лишить внука финансовой поддержки. Поэтому она изложила свои воспоминания о Перси в виде примечаний к его произведениям, чтобы хоть таким образом увековечить память о нем. Но свекор запрещал ей и публикацию любых сочинений своего сына. И только после его смерти ей удалось это сделать.

До самой смерти Мэри Шелли проживала вместе со своим единственным сыном, который в 1848 году женился на внебрачной дочери американского банкира Джейн Гибсон.

С 1849 года ее стали преследовать мучительные мигрени, иногда сопровождавшиеся параличом. Предположительный диагноз — рак головного мозга.

Мэри Шелли умерла в 1851 году в возрасте 53 лет.

o-o.png Портрет Мэри Шелли

В первую годовщину смерти в ящике ее рабочего стола были обнаружены пряди волос ее мертвых детей, тетрадь с неизданным стихотворениями Перси Шелли, горсть праха и кусочек его сердца.

С творчеством Мэри Шелли многие читатели знакомы через ее самый популярный и знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». История его создания не менее интересна и примечательна, чем сам сюжет книги.

В мае 1816 года чета Шелли решила провести лето с Байроном в Женеве, занимаясь творчеством и развлекаясь ночными беседами, пикниками и катанием на лодках. Лето выдалось холодным и дождливым, так что частенько приходилось сидеть в четырех стенах. Однажды вечером компания развлекалась чтением рассказов о привидениях и прочей сверхъестественной нечисти перед жарким камином. Тогда же Байрону пришла в голову идея провести своего рода конкурс: кто сможет написать самую жуткую и захватывающую историю.

Мэри, впечатленная ранее услышанными сведениями об экспериментах Эразма Дарвина по возвращению мертвого тела к жизни с помощью электрического тока, во сне увидела замысел своего произведения:

Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нём проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца.

Перси Шелли пришел в восторг от идеи жены и посоветовал переработать новеллу в полноценный роман. В 1818 году «Франкенштейн», первый роман Мэри Шелли, был опубликован.

Почему же история чудовища, оживленного в ходе кошмарного эксперимента доктором Виктором Франкенштейном, написанная еще в начале XIX века, до сих пор будоражит ум и воображение многочисленных читателей, сценаристов и режиссеров, которые то и дело переносят ее на экран в различных интерпретациях?

Потому что в этом романе идеально всё: мрачная, жутковатая готическая атмосфера, необычный, смелый и креативный сюжет (особенно по меркам того времени) и вечные вопросы о любви, предательстве, ответственности, преступлении и наказании.

До сих пор продолжают выходить всё новые экранизации истории молодого амбициозного ученого Виктора Франкенштейна и его экспериментального создания из останков мертвых человеческих тел. Многие из них существенно изменили сюжет романа Шелли и раскрыли эту хорошо нам известную историю с другой стороны.

Пожалуй, самой классической и культовой экранизацией можно назвать фильм «Франкенштейн» Джеймса Уэйла, вышедший в 1931 году. Борис Карлофф, сыгравший роль чудовища, сделал его образ одним из самых канонических и узнаваемых в кино.

o-o.jpeg

Кадр из фильма «Франкенштейн» 1931 г.

Другая версия экранизации, продюсером которой выступил Френсис Коппола, увидела свет в 1994 году и до сих пор пользуются зрительскими симпатиями. Фильм получил название «Франкенштейн Мэри Шелли» и собрал поистине звездный состав: роль монстра досталась Роберту де Ниро, а невесту Франкенштейна сыграла Хелена Бонэм Картер.

o-o.jpeg

Кадр из фильма «Франкенштейн Мэри Шелли» 1994 г.

В 2015 году режиссер Пол Макгиган решил создать новую, не похожую на остальные киноверсии историю о Франкенштейне и чудовище. В фильме «Виктор Франкенштейн» повествование ведется от лица помощника ученого Игоря, на глазах которого разворачивается полная ужасов и трагедий история кошмарного эксперимента. Главные роли исполнили Дэниел Редклифф и Джеймс МакЭвой.

o-o.jpeg

Кадр из фильма «Виктор Франкенштейн» 2015 г.

Кстати, если вас, так же как и меня, в романе забавляли постоянные обмороки Виктора Франкенштейна, который то и дело под влиянием какого-нибудь сильного переживания лишался чувств, то вот вам интересный факт. В некоторых источниках, посвященных биографии Перси Шелли, можно найти такую любопытную деталь: говорят, что поэт был настолько склонен к экзальтации, что частенько падал в обмороки от избытка чувств.

Сложно сказать, правда это или нет, но я скорее склонна верить в другую более правдоподобную теорию, объясняющую обязательное присутствие обморока в почти каждом произведении того времени. Всему виной туберкулез! До открытия стрептомицина от этого заболевания не было спасения: заражения происходили повсеместно, а в качестве лечения предлагались только смена климата и поездки на целебные воды.

Сама чахотка считалась аристократической болезнью, которая выпадала на долю творческих и чувствительных людей с тонкой душевной организацией, и многие верили, что болезнь вызывают душевные потрясения или несчастная любовь.

Удивительно ли, что в таких условиях романтизированная человеческим воображением болезнь зачастую переносилась на страницы романов и трагедий?

Но вернемся к Франкенштейну. Поначалу многие пришедшие в восторг критики и читатели решили, что историю написал муж Мэри, и только спустя какое-то время стало известно о ее авторстве.

Свои следующие романы (к сожалению, не столь известные широкой публике) она подписывала как «автор “Франкенштейна”», и их было целых пять.

Из них наибольшую известность приобрел постапокалиптический роман «Последний человек», вышедший в 1826 году. По признанию самой писательницы, в это произведение она вложила всю свою внутреннюю боль, вызванную одиночеством. Так что книгу можно назвать в какой-то мере автобиографической, учитывая, что в образах главных героев легко узнать характеры Перси Шелли и лорда Байрона.

Итак, будущее мира видится Мэри в крайне пессимистичных и мрачных тонах: несмотря на все достижения научного прогресса и улучшения условий жизни, человечество всё еще не в силах совладать с эпидемиями и природными катаклизмами. Ураганы, землетрясения, наводнения, чума, голод — вот чем ознаменовался 2092 год. Беглецы из Америки направляются в Англию, сметая всё на своем пути.

Несмотря на оригинальность и новаторство, критики весьма прохладно отнеслись к творению Мэри Шелли. Видимо, постапокалиптика была в то время еще не в почете.

Роман «Лодор», вышедший в печать в 1835 году, тоже носит автобиографический отпечаток. В отличие от фантастического «Последнего человека» «Лодор» — глубоко реалистический психологический роман. Он описывает историю супружеской пары Вильерсов, обреченных на нищенское существование в Лондоне. Наверное, эти главы были навеяны воспоминаниями о первом годе брака, когда им с Перси пришлось ютиться в дешевых меблированных комнатах и выживать на последние гроши.

Мэри Шелли всегда была неравнодушна к политике и отличалась довольно радикальными взглядами, которые нашли отражение в ее романе «Судьбы Перкина Уорбека» (1830). Этот исторический роман посвящен претенденту на трон короля Генриха VII, Перкину Уорбеку, который уверял, что он является Ричардом, вторым сыном короля Эдуарда IV. Шелли наделила своего главного героя чертами покойного мужа (да, она любила это делать: почти каждый главный герой в ее произведениях напоминает Перси), а свои собственные ценности и характер привнесла в образ леди Гордон — жены Ричарда.

Своим романом Шелли хотела еще раз заострить внимание на том, что идеалистическая политическая система невозможна без улучшения человеческой природы.

Как видите, Мэри Шелли умеет удивить своим творчеством: все ее произведения очень разноплановые и многогранные.

А если вы хотите продолжить знакомство с Мэри Шелли, то не пропустите биографический фильм «Красавица для чудовища» (2017), рассказывающий историю любви Мэри и Перси и создания ее знаменитого романа.

o-o.jpeg

Кадр из фильма «Красавица для чудовища» 2017 г.

В группу Статьи Все обсуждения группы
94 понравилось

Комментарии 13

что Мэри и ее сводная сестра Фанни

Так родную сестру по матери не называю сводной. Малень3ий тревожный звоночек в статье, читаю дальше..
Кстати, у матери Мэри, была не менее интересная жизнь и... взгляды, которым больше следовал именно Перси, а не Мэри ( оскоминка нежной ревности Мэри...).
Её мать даже пыталась покончить с собой, впору беременности Фанни, но её ночью спас из реки таинственный незнакомец.
1 жена Шеллм потом уже покончит с собой, бросившись в реку.
И... Фанни, покончит с собой, эта подлинная золушка в доме Годвин.
Её так назвала Мэри У. В честь своей подруги, с которой она жила и с коиорой у неё были... весьма интересные отношения.



В том же году, когда они познакомились, молодые люди решили вместе сбежать и сочетаться узами брака. Видимо, они оба были широких взглядов — никого из них не смутило двоеженство Перси.

На заметочку, читающим эту статью.
Она написана человеком, не очень разбираюшимся в жизни Шелли, хоть и с хорошими намерениями.
Мэри и Шелли обвенчались через пару лет после бегства, Мэри к этому времени уже родила двух детей, один из которых умер.
И она мучилась в той среде от своего положения.
Обвенчаться они смогли только после гибели первой жены Шелли.



Но в этом же году в их семье появился новый член семьи: девочка по имени Елена Аделаида, или как ее называли в семье — Аллегра. Ходили слухи, что она была плодом внебрачного союза Байрона и сестры Мэри Клэр, и супруги Шелли решили во избежание скандала удочерить незаконнорожденную девочку.

О боже...
Это были две разные девочки: Елена и Аллегра. И последняя была реально дочкой Клер и Байрона.



А если вы хотите продолжить знакомство с Мэри Шелли, то не пропустите биографический фильм «Красавица для чудовища» (2017), рассказывающий историю любви Мэри и Перси и создания ее знаменитого романа.

Ни в коем случае не смотрите этот фильм. Может только первые 20 минут.
Его сняла женщина с востока, ничерта не знающая жизнь Мэри и Шелли и стремящаяся трафаретом вывести на жизни этих романтиков, современный взгляд на ущемление женшины и плохих мужей.

laonov, Интересные уточнения)))

DarbroMonarchial, Да это уже грустно.
Я понимаю хорошие намерения девушки, что написала статью... но когда приходится писать не по велению души а на заказ, что дадут, то человек копается в разных источниках, не имея возможности отличить фактов от слухов или же просто ущербного текста.
Это реалии.

laonov, Спасибо вам за уточнения, это на самом деле важно, т.к. добавляет контекста в историю жизни действующих лиц и отношения общества к ним. Непонятно, кто автор статьи, но не хватает профессиональных изысканий, хоть и благими намерениями и прочее прочее.

laonov, Поддержу



сводная сестра Мэри по имени Фанни (у них была общая мать)

Это единоутробные сёстры, а сводные - это от разных родителей, являющиеся членами одной семьи.

Sponzhik, Автор видимо имела в виду Клер Клермонт ( кстати, у неё судьба, ещё интересней чем у Мэри. Она после гибели дочки, Аллегры, уехала в Россию, работать гувернанткой, и писала из Москвы своей милой Мэри, любопытные письма, в которых упоминался и Пушкин).

laonov,

писала из Москвы своей милой Мэри, любопытные письма, в которых упоминался и Пушкин).

Вот тут уже стало совсем интересно)))

DarbroMonarchial, А у меня тут на лл есть статья о Клер Клермонт)

laonov, Нашла, спасибо большое, интересно почитать)

laonov, Ничего себе какие у вас глубокие знания об этом авторе. А что послужило триггером к их приобретению?

milenat, Да просто в универе попалась в букинисте книжечка маленькая с его биографией.
Я лишь знал Мэри Шелли, а кто такой Перси... и не слышал.
Жизнь его оказалась сама по себе, какой то неземной поэмой, а когда я открыл его творчество... мне стало бесконечно грустно.
Какой то символ в этом есть, жизни. Как и почему и кто, скрывает от всех такую поэзию?
Похоже было, что я ступил на девственный остров, ещё не осквернённый толпами "туристов".
Если бы жену Достоевского знали в мире больше чем его, это было бы безумием?
Чуточку утрирую, но так и тут, с Шелли, который был гениальней своей жены, и она это понимала как никто, и Перси был самым верным и чутким последователем Мэри Уолстонкрафт, он был великим феминистом, но почему то Мэри снова и тут перехватила пальму первенства.
Хотя уже потом ему воздали должное и Вирджиния Вулф и Рахманинов и Цветаева и Сартр...

laonov, Даааа, красиво.....

В любом случае, друзья -книголюбы, была отдана дань памяти прекрасной женщине, прожившей жизнь, где было всё: любовь, страдания, утраты, предательство близких, одиночество, но главное ещё раз - любовь, которая помогала ей держаться и жить дальше. И память о своём возлюбленном, так рано ушедшим.

94 понравилось 13 комментариев 26 добавить в избранное 4 поделиться