17 августа 2022 г., 07:00

13K

Кот Матроскин, пёс Барбос и Обломов: как мы взрослели с фильмами любимого актера

84 понравилось 19 комментариев 2 добавить в избранное

Олег Табаков: «Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не кончается».

17 августа — день рождения Олега Табакова. Великий актер, которого не нужно представлять. Всегда разный и всегда абсолютно узнаваемый, ему удалось стать олицетворением целой эпохи, меняться со временем, при этом оставаясь собой. То ли дело в гибкости характера, то ли в гармонии внутренней и внешней, то ли в идеалистической вере, что человек сам кузнец своего счастья, но пересматривая работы Олега Павловича не нахожу ни одной, за которую было бы неловко.

В своих ролях Табаков органично рос, отвечая запросам общества. Пытаясь сформулировать амплуа актера, вспоминаю на экране и на сцене его неоднозначных персонажей: от бескомпромиссного подростка Олега в «Шумном дне» (1960), потом обаятельно-опасного бригадефюрера СС Шелленберга в «Семнадцати мгновениях весны» (1973), наивно-властного Людовика XIII в «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979), алчного и впечатлительного Гарри Маккью из «Человека с бульвара Капуцинов» (1987) до всемогущего и по-отечески доброго московского губернатора В. А. Долгоруцкого из «Статского советника» (2005).

Олег Табаков снялся более чем в 120 фильмах и озвучил 27 мультфильмов. Добавьте сюда еще работу в театре. Оказывается, что добрая половина его работ — это воплощение на экране или сцене литературных персонажей. Многие из читателей скептически относятся к экранизациям, справедливо считая, что читательское воображение гораздо ярче и точнее передает книжные образы, чем самый именитый режиссер; что наши вымышленные персонажи, даже наделенные внешностью знаменитых актеров, живее и правдоподобнее любой роли. Но вот в случае с перевоплощениями Олега Табакова готова поспорить.

Против его обаяния невозможно устоять, ему веришь безоговорочно. Разве может быть Обломов другим? Мне кажется, даже те, кто Гончарова не читал, представляют Илью Ильича именно Табаковым и никак иначе. Забавно, но это даже косвенно подтвердил арбитражный суд. В 2000 году сын актера, ресторатор Антон Табаков, выиграл дело о единоличном праве использования названия ресторана «Обломовъ» на Пресне у конкурента с аналогичным именем на Пятницкой, узаконив таким образом товарный знак. Один из аргументов звучал так: «Согласитесь, что фамилия нашей семьи в обществе уже давно связана с Обломовым благодаря роли Олега Павловича в "Нескольких днях из жизни Обломова". Это одна из лучших его ролей. Обидно, когда нам предъявляют такие претензии и пытаются лишить законного права на использование рисунка». Интересно, а если бы оппонентом по делу выступал сам Гончаров, кто бы выиграл это дело? Почему-то кажется, писатель остался бы не у дел.

o-o.png

«―Ну, это такая штука, это такая штука, понимаешь, часы. Они ходят.
―Как ходят? У них ведь лап нет.
―Ну как тебе объяснить, это только говорится что они ходят, а на самом деле они стучат, стучат, а потом бьют.
―Ого, они ещё дерутся?»

o-o.png

А житейская мудрость кота Матроскина из «Трое из Простоквашино»? В детстве у меня была книжка Эдуарда Успенского «Дядя Федор», но иллюстрации в ней были из мультфильма, поэтому как отдельное, самостоятельное произведение я ее не воспринимала. Над мультфильмом работали два художника. Один — Левон Хачатрян — рисовал людей, а второй — Николай Ерыкалов — работал над образами животных. Интересно, что изначально Э. Успенский хотел дать коту фамилию Тараскин, в честь своего друга. Но тот резко воспротивился этому, посчитав чуть ли не оскорблением. Так кот стал Матроскиным, а реальный Тараскин впоследствии завидовал популярности своей мультипликационной реинкарнации: «Какой я был дурак! Фамилию пожалел дать!» Но на какие бы прототипы не опирался писатель, кот Матроскин и Олег Табаков стали единым целым для миллионов зрителей, и даже для маленьких, которые и знать не знают ничего про Табакова, и только став взрослыми радостно узнают своего давнего любимца в известном актере.

Практичный и хозяйственный кот Матроскин вкрадчивым голосом Табакова уже не один десяток лет делится с детьми своим своеобразным житейским опытом. И знаете что: чем старше становишься, тем больше убеждаешься в его правоте. «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь… Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, м-м-м, так вкуснее получится».

А ведь, правда, вкуснее.

o-o.png

Становясь постарше, кто из нас не радовался за Майкла и Джейн, у которых в нянях Наталья Андрейченко. Ой, простите, Мэри Поппинс, конечно. Фееричная история о мисс Совершенстве, которая прилетела с южным ветром на зонтике и мгновенно преобразила унылое английское детство двух детей. В 1983 году режиссер Леонид Квинихидзе снял мюзикл по мотивам повести П. Л. Трэверс «Мэри Поппинс». Хотя литературная основа этого не предполагала, Квинихидзе, уже снявший до этого знаменитые музыкальные фильмы — «Соломенную шляпку», «Небесных ласточек» и «31 июня», — решил сделать новый фильм в том же жанре.

Впоследствии режиссер признавался в интервью, что он снимал вовсе не детский фильм — это была сказка, но сказка для взрослых. То, что фильм очень понравился детям, было неожиданно для него самого. Имя Мэри Поппинс стало нарицательным.
Помимо новаторской сценографии, где музыкальные номера не пытались вплести в сюжет, а они шли именно отдельными номерами, как в бродвейских мюзиклах, помимо великолепной Натальи Андрейченко, похудевшей для этой роли на 15 килограмм, помимо запоминающейся музыки Максима Дунаевского, разлетевшегося на шлягеры, удачной находкой режиссера стало приглашение на мисс Эндрю Олега Табакова.

Объясняя, почему на роль приземленной, строгой няни, дамы с характером и формами, антагонистки мисс Совершенства, Квинихидзе выбрал уже известного на тот момент актера-мужчину, режиссер писал так: «В сценарии мисс Эндрю была описана настолько отвратительной особой, что я бы не рискнул предложить сыграть такое чудовище женщине-актрисе. Предложил Олегу Павловичу, он с удовольствием согласился и с присущими ему талантом и хулиганством сыграл. Он облачился в женскую одежду, приделал накладной бюст, накрасил ногти и пожаловал на съемки еще и с накладной железной фиксой на зубе. Я попросил фиксу убрать, иначе создавалось ощущение, что перед нами уже не ужасная няня, а настоящая уголовница. Олег Павлович играл хулигански, гротесково. Ему была важна каждая деталь. Его мисс Эндрю не могла быть с неухоженными ногтями и растительностью на ногах».

Табаков обладал тонким чувством юмора и впоследствии признавался, что для работы над ролью пользовался наблюдениями за собственной тещей. Он был настолько мастером перевоплощения, что артисту для этой женской роли не требовался даже многотрудный грим. Фильм вышел на телеэкраны 8 января 1984 года, а двумя месяцами позже советский зритель увидел в кинотеатрах американскую няню, в которую перевоплотился Дастин Хоффман в фильме «Тутси». При всей моей любви к фильму «Тутси» в этом баттле двух корпулентных женщин, сыгранных мужчинами, победу присуждаю Табакову. Хотя бы потому, что за перевоплощениями мужчины в образ дамы преклонных годов, присматривающей за детьми, в американском фильме мы следим прямо на экране, а вот факт, что за мисс Эндрю с ее ярко-красным маникюром скрывается Олег Табаков, лично я узнала спустя много лет, когда стала интересоваться не только содержанием фильма, но и титрами.

o-o.png

Дети становятся старше, меняются и киногерои Табакова, с которыми проводят параллели зрители. Современные подростки вряд ли, как и мои сверстники, смотрели в 15-летнем возрасте фильм «Шумный день», а вот поколение моих родителей помнят, насколько бунтарским и заразительным казалось поведение 15-летнего Олега, которого сыграл 25-летний Табаков. Картина «Шумный день» 1960 года снята по мотивам комедии В. Розова «В поисках радости». Олег на свой манер борется с мещанством, которое запустило щупальца и в его семью. Жена брата, одержимая идеями о хорошей жизни, скупает чешский мебельный гарнитур. После ссоры Олег хватает отцовскую саблю наголо и начинает крушить все эти богатства невестки. После своей личной классовой борьбы юный герой пишет стихи:

Как будто в начале дороги
Стою, отправляясь в путь.
Крепче несите, ноги,
Не дайте с дороги свернуть!
Я знаю: тропинки бывают,
Ведущие в тихий уют,
Где гадины гнёзда свивают,
Где жалкие твари живут.
Но нет мне туда дороги,
Пути в эти заросли — нет.
Крепче несите, ноги,
В мир недобытых побед!

Наверное, сейчас я бы такого «героя» прибила бы, но сложно не поддаться энергичному порыву юношеского максимализма восстать и громко заявить о своем, отличном от других мнении.

o-o.png

В пору юношеского романтизма, когда вместо «Войны и мира» мы взахлеб упивались подвигами «Трех мушкетеров», неподражаемым экранным воплощением романа для миллионов советских подростков становится трехсерийный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». За бурной историей четверых друзей, которая проносится перед мысленным взором читателей романа А. Дюма, образ короля Людовика XIII как-то меркнет. Он, конечно, всемогущий король, но важнее то, что он обманутый муж, от которого весь двор должен скрыть, насколько он неинтересен своей страстной жене-испанке.

Во время съемок фильма кастинг актеров несколько раз претерпевал изменения. Планировались одни актеры, потом вмешивались личные обстоятельства, виденье режиссера или бюрократические препоны и актерский состав менялся снова и снова. И только в двух актерах режиссер был уверен с самого начала: королевскую чету должны сыграть Алиса Фрейндлих и Олег Табаков.

Правда, с Табаковым всё-таки прошло не всё так гладко. У Олега Павловича было свое виденье роли. Он хотел сыграть Людовика — бюрократа, чинушу, туповатого и самонадеянного человека. В то время это прозвучало бы очень злободневно. Режиссер же этот образ представлял себе так: «Для меня Людовик XIII — экспонат энтомологической коллекции, такая пришпиленная бабочка. Его судьба прилепила к царскому креслу, как насекомое. Он должен быть королем, а по сути он — не король». Расхождения во мнениях были настолько обострены, что Юнгвальд-Хилькевич даже пробовал на роль короля Игоря Дмитриева. И всё-таки талант Табакова убедил режиссера вернуться к первоначальному плану и отдать роль ему. Табаков играл «человека очень маленького роста, который хочет быть выше. Он все время лезет из кожи вон, чтобы произвести солидное впечатление. Это карлик, который хочет казаться гигантом». Надо заметить, что рост Олега Павловича был 1,76, а у Алисы Бруновны — 1,53, но на экране гордая испанка берет верх над мужем не только с помощью интриг, но и визуально.

o-o.png

Школьная программа по литературе была бы гораздо мучительнее, если бы не существовало экранизации романа И. А. Гончарова «Обломов». В 1979 году почти одновременно с «Тремя мушкетерами» режиссер Никита Михалков снимает «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Михалков подошел к роману с хирургической беспощадностью, отсекая всё лишнее (на свой взгляд), превращая историю о человеке с тонкой душой, но зарывшемся в пелене лени и безделья, в мелодраму.

О том, что роль Обломова получит именно Олег Табаков, разговоры шли несколько лет. Замысел экранизации программного романа Гончарова к Михалкову пришел еще в 1977 году на съемках «Неоконченной пьесы для механического пианино», фильма, в основе которого в свою очередь также лежит переосмыслении русской классики — рассказов Чехова. Юрий Богатырев, который снимался во всех фильмах Михалкова, и был для режиссера подобием талисмана, вначале претендовал на роль Обломова, меланхоличный характер которого был близок актеру. Но Богатырев в итоге сыграл энергичного Штольца, а Табаков стал каноническим Обломовым.

Еще до съемок картины Табаков неоднократно играл на сцене в постановках «Обыкновенной истории» того же Гончарова и не просто знакомился с миром писателя, а всерьез в него погружался. Табаков создает на экране трагическую фигуру человека, осознанно тратящего свой талант зазря. Всё понимает, всё осознает, но лень требует бездействия. Филигранная игра, демонстрирующая намеками происходящие в герое изменения: как загораются глаза Обломова от неожиданно нахлынувшего на него чувства к Ольге Ильинской. Будто из темноты приоткрыли дверь в ярко освещенный зал и тут же захлопнули, не дав даже осмыслить, а что там было. Даже если бы у Олега Табакова была бы только эта роль, он уже был бы причислен к сонму Великих актеров. К счастью для зрителей, такая роль не одна.

«Обломов» стал для Табакова апогеем воплощенной на экране русской классики, но не единственным случаем. В 1967 году Сергей Бондарчук приглашает актера на роль Николая Ростова в свою эпическую экранизацию романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Табакову 32 года, а он играет юного героя, которого война закаляет, заставляет отказаться от своих идеалистических мечтаний, и при этом который смог выстоять под чередой бед и не сломаться. Николай Ростов на глазах зрителя вырастает, мужает, кардинально меняется. Из восторженного юноши превращается в зрелого мужчину. Перед актером, игравшего второстепенного персонажа, стояла сложная задача: не «раствориться» в киноэпопее, где почти два десятка сюжетно значимых персонажей, огромное количество самых разных локаций и больше шести часов действия. И Табаков прекрасно с этим справился.

o-o.png

Еще одна программная роль из русской классики так и не вырвалась на широкий экран, а осталась лишь на театральной сцене. Речь идет о постановке «Ревизора» Гоголя и роли Хлестакова. Табаков сам не раз исполнял эту роль, причем даже на международной сцене. В 1968 году Табаков едет в Чехословакию играть Хлестакова на сцене пражского театра. В Чехословакии зреет Пражская весна, на этом фоне расцветает русофобия, всё советское стремительно вытесняется. В то время Табаков служил в одном из самых либеральных театров столицы — в «Современнике», который вместе с Таганкой был олицетворением вольнодумства. И всё равно для чехов, отстаивающих свою независимость, русская классика на сцене в исполнении советских актеров была как красная тряпка для быка.

Спектакль поставил чехословацкий еврей Гонза Качера — популярный актер и режиссер из театра «Чиногерны клуб» («Драматический клуб»), который являлся одним из лидеров «пражской весны» в среде творческой интеллигенции. В роли Хлестакова Табаков покорил Прагу. Он играл человека безыдейного, этакого флюгера, который может быть и левым, и правым, и центристом — кем угодно, в зависимости от обстоятельств. Под этим персонажем чехи угадывали своих партийных вождей из стана консерваторов, что добавляло спектаклю остроты. Вот почему об этой постановке писали не только пражские газеты, но и европейские — французские, немецкие, итальянские.

Табаков дал в Праге более 30 спектаклей, но мировое турне, о котором вначале говорили, пришлось отложить, как и прервать чешские спектакли. Наступил август 1968 и в искусство вмешалась политика. В 1976 году Табаков вернется с «Ревизором» на европейские подмостки уже и в качестве режиссера, поставив спектакль на сцене театра Шеффилд (Великобритания), а затем с этим спектаклем (и с другими постановками) будет выступать в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США — более 40 разных постановок.

o-o.png

Повзрослевшего зрителя, кроме бытовых проблем, часто волнуют проблемы самоопределения. Ты за кого, за красных или белых, живешь в потоке конформизма или вынужден противостоять системе, а может готов примерить на себя шпионское хладнокровие. Самая известная советская шпионская эпопея — это «Семнадцать мгновений весны». Советский 12-серийный художественный телефильм Татьяны Лиозновой снят по одноименному роману Юлиана Семёнова. Олег Табаков играет роль Вальтера Шелленберга, главы гитлеровской внешней разведки и непосредственного начальника Штирлица.

По воспоминаниям актера, предложение сыграть эту роль и обрадовало, и озадачило его. С одной стороны, своей работой он хотел воздать долг, в первую очередь, своим родителям, участвовавшим в Отечественной войне в качестве врачей. А с другой стороны, он хотел показать фашистов как умного и оттого опасного врага. Его Шелленберг ироничен, обаятелен, прекрасно образован и воспитан. Фраза «А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться…», на которой обрывается серия, обрывала сердце не одного зрителя. Это был другой взгляд на врага, что только возвеличивало подвиг победителей.

После войны группа британских «охотников на шпионов», которая допрашивала Шелленберга, составила на него такую характеристику: «Подлый человек без понятий о верности и правилах приличий, доверять ему нельзя ни в коем случае. Виртуозный актёр. Умеет использовать своё обаяние, и когда пускает его в ход, то создаётся совершенно правдоподобная иллюзия, будто говоришь с приятным, безобидным и довольно оригинальным молодым человеком». Именно такой образ и воплотил Табаков на экране. Он был настолько похож на реального прототипа, что племянница Шелленберга после просмотра фильма даже прислала письмо Табакову с выражением высочайшего удовлетворения от его работы. Родственники также использовали советский фильм в качестве наглядного пособия, для того чтобы младшие члены семьи тоже помнили и знали своего «гениального» предка: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность ещё раз взглянуть на него!» — было сказано в письме.

o-o.png

В 2005 году 70-летний Олег Павлович приглашен на роль московского губернатора В. А. Долгоруцкого в одноименную экранизацию романа Бориса Акунина «Статский советник». Это третий фильм о приключениях аристократа и детектива Эраста Фандорина. Снят молодым режиссером из знаменитой творческой династии Филиппом Янковским, выпускником школы-студии МХАТ, курс Олега Табакова. Пригласить своего учителя в фильм было для Янковского и вызовом, и данью уважения. В его режиссерской карьере это был всего лишь второй полнометражный фильм, после картины «В движении». До этого молодой режиссер стал автором более чем 150 видеоклипов.

Олег Табаков в «Статском советнике» сыграл князя Владимира Долгоруцкого — в реальности его фамилия была Долгоруков, он на самом деле был князем и московским генерал-губернатором. Личность была очень популярная, народ его уважал и любил — во время войны с Турцией он организовывал комитеты общества Красного Креста, собирал пожертвования в пользу общества и для снаряжения добровольного флота, открыл госпиталь на 2 400 кроватей, позже учредил Высшие женские курсы и стипендию для студентов Московского университета, при нем на улицах Москвы появились газовые фонари и заработала конно-железная дорога. Двери его приемной были открыты как для чиновников, так и для простых людей, и каждого он старался выслушать. В 1877 году по просьбе жителей Новослободской улицы она была переименована в Долгоруковскую и до сих пор носит это название.

Личность историческая, и Табаков в своем образе верен и истории, и легенде, которая окутала эту личность. Эдакий добрый отец народа, мудрый и справедливый правитель. С другой стороны, перед нами детектив, авантюрная история, в которой всё немного наиграно и преувеличено. И в этой роли актер как бы разом обобщает весь свой предыдущий актерский опыт. Мы видим, как в московском градоначальнике проскальзывает хозяйская прижимистость кота Матроскина, праздная философия Обломова, предпринимательская хватка на грани мошенничества от Гарри Маккью и даже холодящая душу прозорливость Шелленберга.

Идут годы. Мы выросли, повзрослели, а может даже и постарели с ролями Олега Табакова. Но вся прелесть кино в том, что всегда можно отмотать пленку и снова пережить яркие моменты, окунуться в трепетные воспоминания или заново обрести радостные моменты сопереживания экранным персонажам. У нас для этого есть все средства. И ум.

Текст и изображения: колумнист LiveLib Елена Брижеватая

В группу Статьи Все обсуждения группы
84 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 19

Спасибо за такой теплый рассказ об одном из самых ярких и великих русских актеров! Окутывает чувство ностальгии)

Introvertka, Да уж, ностальгия есть. Не вижу среди молодых отечественных актеров такой глыбы. Ну может лет 50 должно пройти, чтоб оценить и их

"Но, господа, хватит дуэлей! На СЕГОДНЯ хватит дуэлей!"

Цитата со звуком)) Большое спасибо за статью!

ArchdaleEggler, Супер цитата!
Вот удивительно, как такой влиятельный человек смог сохранить достоинство в сложные политические периоды. Все-таки зависимость от государства у него была, да еще и какая.

Боже, какая красотища! Спасибо, Лен. Его нельзя не любить.

majj-s, Согласна с тобой!
Загляни ко мне в ТГ - там ссылка на довольно спорные, но очень увлекательные воспоминания о нем

Да, Табаков хорош во многих ролях. Мне особенно он запомнился в ролях злодеев - в "17 мгновениях" и еще в сказочке, в роли Кащея. В обеих этих ролях он умел казаться добродушным и быть беспощадным. А еще и создавать видимость собственной правды: вот посмотрите, как сейчас я скажу, где смерть моя находится - и самый благородный Ванечка тут же побежит ломать иглу и меня убивать... несмотря на честное слово, что не будет... И Кощей даже обижался, встретив по-настоящему хорошего человека : " Нет, ну так не честно...")

Хорошее эссе. И мысль, и чувство. И доброта, замечу, что так важно в наше время. Табаков... Люди эпохи. Эпохальные люди. Остро ощущаю их уход. Потому что это моя эпоха. Я был молод вместе с ними, рос вместе с ними, с ними старился... Без них уже не могу представить свою жизнь. Она будет бедной. Как и для многих сверстников. Что это были за люди! Склонялись не сгибаясь. Комплиментарничали, оставаясь правдивыми. Когда надо. И, когда надо, вдруг превращались в деятелей, создавали, возглавляли, руководили. Поневоле думаешь: о них мы знаем. Они были на слуху. И на виду. А сколько было таких же эпохальных людей в занавешенных сферах: изобретателей, инженеров, учёных, да просто умелых, одарённых работяг. Эпоха!.. Сейчас уже мало осталось таких... Мало? Может, проморгали, не оценили? Могу назвать вот так, сходу, лишь одну фигуру эпохального масштаба: Михалков. Да, скажут, противоречив... А что, эпоха была не противоречива? Он моложе многих своих современников, он на виду (на ветру). Но уйдёт он, не станет ли вам, кто ещё моложе, пустовато на свете? Не частица ли вашей жизни исчезнет? Если честно?.. Спасибо за прекрасный очерк жизни великого артист!

...великого артиста! (Исправление)

да здравствует табаков, поддерживавший мудрую политику, голосующий за кого нужно

Невероятно трогательная, глубокая, светлая, добрая, трогающая за душу статья. Олег Павлович мой самый любимый актёр, обожаю все его кинокартины, театральные постановки, озвучки просто самые лучшие!!! Сколько бы не читала о нём, мне всегда мало)) Вашу статью прочитала несколько раз. Огромное, огромное спасибо за Ваш потрясающий слог, всегда с громадным нетерпением жду Ваших статей, но эта для меня стала особенной. Спасибо.

Ravenclaw, Большое спасибо! Мне очень приятно получать такие высокие оценки. В данном случае я просто греюсь в лучах Великого артиста

Бри Лена, Мы все греемся))), но то как Вы выразили свои мысли и чувства это просто... невероятно искренно! Спасибо Вам ОГРОМНОЕ)

спасибо, очень интересно. Только фраза «А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться…» принадлежит Мюллеру и ни разу Шелленбергу.

Elalla, Совершенно верно, и Дастин Хоффман переодевался не в няню, а в актрису, чтобы роль получить в сериале. А в корпулентную няню переодевался Робин Вильямс. Грубые ляпы.