Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 мая 2016 г. 00:22

2K

5

Че Гевара, язык Эйнштейна, вспорхнувшее платье Мэрилин Монро, улыбающийся Гагарин. Самые знаменитые фотографии той эпохи и среди них великолепная, космическая улыбка Юрия Алексеевича Гагарина, нашего Юры.
картинка DollakUngallant
Я смотрю на фотографию человека, ставшего символом начала новой эры человечества (умные глаза, белозубая улыбка). Простой сельский парень из бедной семьи буквально за час стал настоящим героем и величайшей знаменитостью. Хлебнул славы столько, что любому другому человеку хватило бы семь раз захлебнуться.
Смотрю и думаю: а что человеческого стоит за этой улыбкой первого космонавта? Чем жил этот человек, что переживал, чем беспокоился, чему радовался?
Автобиографическая книга «Дорога в космос», автором которой является Ю. А. Гагарин, почти ничего не расскажет об этом. Читая книгу, скоро начинаешь сомневаться, что она написана самим Гагариным. Дополнительно к тому: Н.П. Каманин, генерал-полковник авиации, заместитель главнокомандующего ВВС по космосу, отец-воспитатель первых космонавтов, отслеживающий каждый их шаг в своих дневниках, изданных под названием «Скрытый космос», нигде не упоминает о работе Гагарина над книгой.
Впрочем, даже если Юрий Алексеевич в первый после полета в космос сумасшедше загруженный год, чудесным образом все же сумел уделить время писательству, то уж точно плод его труда «с усилием» кем-то был отредактирован (здесь не покажутся странными упоминания в тексте книги о процветающем журнале «Проблемы мира и социализма»).
И не удивят периодические вставки по тексту книги «а в это время шахтер Иван Мусил выдал на-гора тысячу тонн угля, а в колхозе «Красная нива» намолотили рекордный урожай.
И чем-то совершенно естественными покажутся упоминаемые народы социалистических Чехословакии, Польши, которые устами своих лидеров заявляют о связи судеб народов с советским народом на вечные времена и дифирамбы «первооткрывателю космической эры» дорогому нашему Никите Сергеевичу Хрущеву…
И все же книга «Дорога в космос» не показалась мне агиткой из серии времен Н.С. Хрущева хотя бы потому, что заставила задуматься о судьбе Гагарина.
Юрий Гагарин сразу после полета перестал быть человеком, он стал символом. Символом великой победы советского народа или человеком-символом, открывшим человечеству новую эру или орудие партии пролетариата, как угодно.

«Главная задача Гагарина, Г. Титова и первой женщины-космонавта стать великими агитаторами за коммунизм» Н.П. Каманин.

Визиты в другие страны, поездки по всем республикам СССР, тысячи встреч, торжественные обеды и ужины, торжественные заседания, чествования, выступления на стотысячных митингах, возложения венков, встречи с тружениками, награждения, встречи с прессой, интервью… Главная мысль: как он это выдержал?!! Сколько понадобилось на это сил и чем пришлось пожертвовать?
Когда я об этом задумался, я понял в чем трагедия Юрия Алексеевича. Его трагедия в том, что он так и не стал классным летчиком.
Мало того, колоссальные перерывы в летной практике почти полностью дезавуировали его летные навыки.
Как летчик Ю.А.Гагарин налетал всего ничего. После Оренбургского летного училища с января 1957 года по октябрь 1959 года налетал 265 часов, получил классную квалификацию «Военный летчик 3 класса». За всю жизнь Гагарин налетал 320 часов. То есть за последние 7 лет – 45 часов.
И при всем при этом в 1964 году его назначают заместителем начальника Центра подготовки космонавтов по летной подготовке.
Навыки пилотирования первому космонавту, откровенно говоря, были не нужны. Весь полет прошел в автоматическом режиме. Его задачей было доказать жизнеспособность человека в космосе, ну и дальше стать «великим агитатором»…
А к концу 1962 году по результатам состоявшихся космических полетов, исследований, проведенных под эгидой научно-технической комиссии Генерального штаба Министерства обороны СССР «высветилась» необходимость создания орбитальных и воздушно-космических самолетов. И, как следствие, потребовалось увеличение объема летной подготовки космонавтов.
Конечно, начальник летной подготовки космонавтов должен был летать сам и летать хорошо. Безусловно уровень подготовки летчика Гагарина не соответствовал должности. К великому сожалению специальная программа восстановления летных навыков Ю.А. Гагарина закончилась его гибелью и трагедией для всего народа.
Я сравниваю фотографии Ю.А.Гагарина сразу после полета и фото 1968 года. Удивительно, что между ними всего семь лет. Кажется, что прошло 20 лет - такая разница в облике этого человека.
Чувство профессиональной пригодности колоссально важно для мужского самолюбия. Каким бы материальным успехом ни была прикрыта внешняя жизнь мужчины, внутри себя он должен ощущать себя способным самостоятельно и умело что-то делать лучше других…Только тогда в удовлетворительном состоянии находится его самоощущение.
Пусть человеческая трагедия, трагедия летчика Гагарина, простого человека, сделавшегося в один день идолом, самым знаменитым человеком современности, когда-нибудь найдет своего исследователя.

Прочитано в рамках
Человек в космосе. МФМ-16 Клуба книгопутешественников

Комментарии


Никогда не думал о нем с такой точки зрения. Спасибо!


Всегда пожалуйста. Я и сам,честное слово, впервые ТАК подумал о нем...


С интересом вас прочитала, здОрово пишите!


Спасибо на добром слове. Однако Вы явно переоцениваете мои скромные возможности...


Интересная рецензия и интересный взгляд)


Спасибо. Совсем неинтересная книжка заставила интересно посмотреть на всеобщего любимца:)


какой хороший поворот событий)


Да, Настенька, хороший. Однако, писалась рецензия с грустью. К сожалению, знаю по себе что такое быть невостребованным в любимом деле.


Когда я об этом задумался, я понял в чем трагедия Юрия Алексеевича.
Его трагедия в том, что он так и не стал классным летчиком.

Что значит взгляд профессионала!
Олег, об этом практически напрямую пишет автор биографии Гагарина Л. Данилкин в книге из ЖЗЛ . Он из множества книг, статей и прочих материалов пытается вытащить Гагарина человека.
Так вот мне показалось, что Гагарин и сам сознавал, что как летчик он не был лучшим, да и то, что было, растерял. Но не хотел в погонах полковника ( а вот-вот должен был стать генералом, всё было подписано!) летать за столом.
Собственно, лучшие летчики даже из числа коллег, с которыми он служил на Севере, на отбор в отряд космонавтов вообще не пошли. И не потому, что испугались. А потому, что узнав, что им предстоит, поняли, что в этот таинственный космос не факт, что попадут, а как профессионалы себя утратят.
Вообще достойная книга.
Без сенсаций и открытий, но хоть немного виден человек, которого можно любить уже за одну его улыбку.


Да, Елена, спасибо за оценку и совет книжки ЖЗЛ. Я когда прочитал, что после назначения в ЦПК замом по летной, он решил восстановить летную подготовку, взлетел без инструктора, а смог самолет посадить только после третьей попытки, что его после этого отстранили от полетов, я понял ЧТО он испытал!!!
Вот это трагедия!! Как же ему тяжело было!
И все-таки не бросил, не плюнул. Добился права летать и восстанавливать летную форму по специальной программе...Не получилось.
Бываю на Чкаловском в ГЛИЦ, бывал в Оренбурге, лежал на медкомиссии в госпитале в Сокольниках, здания все те же. Людей кто его видел уже там не встретишь, рассказать о нем некому, но всегда думаю (особенно на Чкаловском): вот здесь он ходил, вот здесь сидел на постановке задачи, здесь слушал предполетные указания...Это как то эмоционально встряхивает.
Да! Когда в Иваново еду, мимо Киржача проезжаю с особым чувством...


Рассказать о нём уже некому...
Как пишет Данилкин, даже те немногие, кто остался, либо вообще не говорят, и это достойно уважения (жена и дочери). Либо говорят всё теми же штампами,что и сорок лет назад. Привыкли, уже и сами поверили.
Так бывает.