16 января 2012 г., 20:23

68

Виталий Горяев: Линия жизни. С 17 до 30 января в ЦДХ. Выставка выдающегося русского художника, иллюстратора.

0 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Многим известны произведения выдающегося русского художника, иллюстратора Виталия Горяева (1910—1983). Он иллюстрировал стихи Агнии Барто, «Приключения» Тома Сойера и Гекльберри Финна Марка Твена, «Трех толстяков» Юрия Олеши, «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагина, рассказы О.Генри и многие другие книги. Иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского вошли в золотой фонд отечественной книжной графики.
Легкий, изящный, гибкий рисунок Виталия Николаевича Горяева при внешней простоте таил в себе непередаваемую словами загадку. О его графике можно было бы сказать словами поэта: «Любить иных — тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин, и прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен». Мы смотрим его знаменитые иллюстрации к стихам А.С. Пушкина, или к «Трем толстякам» Юрия Олеши, или к «Идиоту» Ф.М. Достоевского, или к детским стихам Агнии Барто, к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. Какая, казалось бы, несопоставимая разница авторов, тем, взглядов на природу и человека! Непостижимо, как удавалось Виталию Николаевичу так полно и точно выйти в полярные миры писателей, столь несхожих, найти свое прочтение их произведений и нас всех заставить увидеть их глазами художника.

Дальше...

В середине 1930-х Горяев начал работать в сатирическом журнале «Крокодил», где прослужил более четверти века. Там собралась славная команда художников — М.Черемных, Кукрынисксы, Ю.Ганф, Л.Сойфертис, А.Каневский и другие. Со многими из них Виталий Николаевич дружил. В войну В.Н. Горяев сначала работал в «Окнах ТАСС» (1941-1942 гг.), а потом отправился на фронт во фронтовую газету, где очень сдружился с Александром Твардовским, с которым продолжал встречаться и после войны.
Книжная иллюстрация стала главным делом жизни Виталия Николаевича в 1950-е годы . Он задумал большую серию иллюстраций к книгам гениев русской литературы XIX века - А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Развитие этого грандиозного замысла заняло почти тридцать лет. Это были циклы иллюстраций к стихам, поэмам и пьесам А.С.Пушкина, к «Петербургским повестям» и «Мертвым душам» Н.В.Гоголя, к «Преступлению и наказанию», «Подростку» и «Идиоту» Ф.М.Достоевского.
Вот его многочисленные портреты пером, карандашом и углем А.С.Пушкина: Пушкин гуляющий, Пушкин пишущий, Пушкин созерцающий, в котелке и крылатке, в фас, в профиль, с друзьями и один, юный и зрелый, и даже его «Последний портрет», трагический и мучительный. Здесь Пушкин так узнаваем, будто пришел из нашей обшей памяти и подсознания. И все же столь разный, как бывает разным живой, не заботящийся о позе человек.
Легкие, как бы альбомные рисунки В.Н. Горяева из пушкинской серии сохраняют аромат великой Александровской эпохи, эпохи победы в Отечественной войне 1812 года и первого бурного расцвета культуры и искусства Российской империи.
По-другому построены иллюстрации к «Петербургским повестям» и «Мертвым душам» Н.В. Гоголя и к великим романам Ф.М.Достоевского. В.Н. Горяев способен создавать атмосферу литературного произведения специфическими изобразительными средствами: композицией, ритмом линий и пятен, контрастами, всей архитектоникой графического листа. Он в совершенстве умеет дать предельно заостренный портрет Чичикова или майора Ковалева, Башмачкина или Ноздрева, князя Мышкина или Подростка. Магия его иллюстраций — в непередаваемом словами чувстве творческой свободы, с какой он живет и работает. В каком-то смысле он Моцарт рисунка. У него чувствуется великая школа, но нет ничего школьного, вымученного, механического, головного. Это вольное соединение фантазии и эмоциональных впечатлений… Он ищет в неясных зрительных впечатлениях, в своей памяти, в природе, творческой протоплазме тот единственный и неповторимый рисунок, который высветится ярким светом и заживет своей самостоятельной жизнью.
Горяев вошёл в историю искусств, в первую очередь, как книжный график и иллюстратор. Мало, кто знаком с его живописью. То, что зрители увидят на ретроспективной выставке «Виталий Горяев. Линия жизни», которая проходит в ЦДХ с 17 до 30 января 2012г. и посвящена 100-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти Виталия Горяева, едва ли не впервые представит столь полно творческое наследие мастера – прекрасного графика и оригинального живописца. А это около 1500 работ (!), разделенных по десятилетиям. В отдельный блок войдут около 60 работ – карикатур В. Горяева для журнала «Крокодил». В витринах будут представлены редкие оригиналы книг с иллюстрациями В. Горяева!

В группу Анонсы Все обсуждения группы
0 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!