12 апреля 2015 г., 03:44

454

По странами и регионам №2. Юкио Мисима - "Золотой Храм"

17 понравилось 44 комментария 1 добавить в избранное

Приглашаем всем к обсуждению книги.
Понравилась ли вам книга? Какие мысли и эмоции она у вас вызвала? Как вы относитесь к главным героям, к их мировоззрению? Как вы считаете, возможна ли история, описанная в книге в какой-либо другой стране, кроме Японии?

В группу Литературный клуб... Все обсуждения группы
17 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 44

Не прошло и ... я присоединяюсь к обсуждению)
Роман мне понравился, но не сюжетной линией и не персонажами, а подлинным мастерством автора в передаче самых тончайших и невидимых (даже не осознаваемых самим человеком) движений души, а также неповторимым извращенным эстетизмом повествования.
Конечно, на мой взгляд, "Золотой храм" - очень непростой для чтения роман. Хотя бы тем, что Мисима углубляется в самые мрачные, жестокие переживания персонажей с дотошностью нейрохирурга, его взгляд на окружающий мир и людей настолько изощренный и точный, что по прочтении главы устаешь так, будто сдавал 2 экзамена по самым сложным дисциплинам подряд в один день. Я бы сравнила свои ощущения от прочтения романа с ковырянием в инфицированной ране без наркоза. Отвратительно и болезненно, но прекратить нельзя.
Что касается персонажей, то считаю, что в мыслях/чувствах Мидзогути многие читатели найдут что-то близкое себе. Что греха таить: каждого из нас время от времени посещают мрачные, нехорошие чувства.
Мидзогути - сложный человек, но не такой уж и уникальный. Как ранее здесь замечали читатели, ГГ был лишен полноценного общения и воспитания, замкнулся в своем внутреннем мире, из-за чего стало искажаться его восприятие действительности. Заикание еще больше усугубило его положение, как бы отгородив его от других, дало ему "право" считать себя изгоем из-за этого.
Что касается Цурукавы и Касиваги, то они действительно даны для контраста, хотя по сути, черты характера каждого друга есть и в самом Мидзогути, о чем свидетельствуют его частые метания от одного к другому. Жизни Цурукавы и Касиваги являются альтернативами жизненного пути ГГ.
Возможна ли эта история в какой-либо другой стране? Я думаю, что возможна, но вряд ли мотивы героя были бы такими, как их интерпретировал Мисима. Но что-то похожее могло быть. Для обывателя сожжение храма может быть обусловлено следующими мотивами: сумасшествием, местью или завистью. Но вряд ли стремлением освободиться от гнёта Прекрасного. Именно этим и уникален взгляд Мисимы-человека, Мисимы-писателя, Мисимы-японца.
Присоединяюсь к восхищению по поводу статьи Чхартишвили/Акунина "Жизнь и Смерть Юкио Мисимы", очень интересная и точная. особенно понравились эпиграфы к каждой части - так называемая дань любви Мисимы к творчеству М.Ф. Достоевского. Да и после прочтения его статьи как-то и почти нечего дополнить, потому что многое подмечено верно и лаконично.

Markress, Спасибо, что нагнали наш поезд и присоединились к обсуждению)
Вот вы проанализировали героев, ориентируясь на само произведение. А какое у вас лично сложилось отношение к ГГ, его друзьям, родителям, настоятелю?

Chagrin, Извините, что с опозданием его нагнала) Читала роман и в рамках игры "Вокруг света с Джеймсом Бондом".
Мидзогути - человек не из приятных, но понять я его могу и некоторые мысли-чувства, переданные в романе, мне близки.
Более неприятен для меня Касиваги. Обыкновенный "ковёрный философ", болтун, мизантроп, который считает, если ему не повезло с ногами, то за это должны отвечать все "везунчики" в этом вопросе, а особенно женщины. Я вообще терпеть не могу мужчин, которые самоутверждаются путем унижения женщин, которые в них влюблены. Хотя не могу не отдать должное его проницательности.
Цуракава, хоть и прописан очень блёкло и невыразительно, мне импонирует больше всех. И это чувство усиливается еще и благодаря присутствию и в его душе метаний и мрачных мыслей. Он не ангел, а обычный человек, который избрал путь позитивных мыслей и чувств, но неудача в личной жизни сразу подкосила его, сделав слабым. По мне это типичное несчастье "светлых" людей - сталкиваясь с неприятностями они довольно часто погибают или превращаются в Мидзогути/Касиваги.
Отец Мидзогути вызывает жалость, сострадание из-за своей болезни, неблагополучности, смиренности. Но, как уже выше упоминалось, среди буддистов смирение - высшая добродетель. Я понимаю его поведение в связи с изменой жены, о котором вспоминает ГГ. Отец, понимая, что он болен и не способен осчастливить свою жену ласками, позволяет ей делать это с другим. Думаю, ему далось это не без боли, но он мужественно и благородно принял такое решение. Очень трогательный момент - оберегание сына от созерцания прелюбодеяния матери. Отец тогда и не осознавал, что его сын понял что там творилось в полуметре от них, как болезненно он перенесет это.
Мать - обычная женщина, которой всегда приходилось тяжело трудиться. Из-за этого она и алчная, корыстная, поверхностная. Могу ее оправдать этим, хотя она, как и ее сын, не из приятных людей.
А настоятель - такой настоятель) О чем и сплетничают обычные японцы в общественном транспорте. Уважения не вызывает.
Вот такие впечатления)
Меня особенно заинтересовали мотивы поступков Мидзогути в сравнении с мотивами большинства в подобных обстоятельствах. Немногие бы поверили, что им руководила тяга к Прекрасному, желание его уничтожить, тем самым усилить эротическую притягательность Прекрасного. Большинство трактовало это историю как месть послушника настоятелю, который отказал ему от протекции.

Что-то я опять много понаписала) Есть о чем задуматься, такое всегда приятно читать.