Томас Кранмер

Thomas Cranmer
О персонаже

Томас Кранмер (1489— 1556) — один из отцов английской Реформации, архиепископ Кентерберийский.

Доктор богословия в Кембриджском университете, затем архиепископ Кентерберийский (с 1533 года). Содействовал установлению королевского верховенства в церковных делах (Генрих VIII был в 1534 году провозглашён парламентом главой Церкви Англии), проведению реформации и секуляризации церковного имущества. При Генрихе VIII и Эдуарде VI Кранмер провёл ряд церковных реформ в духе протестантизма, не завершившихся, однако, полной реорганизацией английской церкви. Издал две Книги общих молитв (1549 и 1552 годы), ставших обязательными для богослужения в соответствии с Актами о единообразии. После введения в 1549 году новых богослужебных книг в Корнуолле и Девоне вспыхнуло восстание.

Томас Кранмер родился 2 июля 1489 года в небольшой деревне Аслактон в графстве Ноттингемшир. Родители Кранмера — Томас Кранмер и Анна Хэтфилд — не принадлежали к аристократическому сословию. Кранмер не был единственным ребёнком в семье, у него было ещё два брата: старший — Джон и младший — Эдмунд.

В возрасте четырнадцати лет мать решила отправить юного Томаса на обучение в Кембридж, в колледж Иисуса и Святой Девы Марии. Немногое известно о событиях, которые происходили на протяжении обучения Кранмера в колледже, однако известно, что в 1511 году он получил степень бакалавра искусств, а уже в 1515 году Томас Кранмер стал магистром искусств и получил место в совете Колледжа Иисуса. Женитьба Кранмера на «Тёмной Джоан» (как её называли), родственнице одной землевладелицы, была несовместима с его прежней должностью, поэтому он был вынужден остаться на должности лектора всё в том же колледже. Судя по всему, Кранмер не собирался связывать свою жизнь с церковной карьерой. Однако всего через год после женитьбы Джоан умерла при родах. Личная трагедия семьи Кранмера побудила его уйти в теологию. Уже в 1520 году Томас вернулся на прежнее место в совете, где получил церковный сан и стал университетским проповедником. В 1525 году он получил докторскую степень по теологии.

Известно, что до начала Реформации Кранмер симпатизировал идеям Эразма Роттердамского, а также с критикой относился к взглядам Мартина Лютера.

В 1529 году Томас Кранмер продвинулся по карьерной лестнице благодаря помощи в бракоразводном процессе Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Он предложил проконсультироваться у европейских университетов по вопросу о законности брака короля с женой его умершего брата Артура. Кранмер полагал, что необходимо убедить богословов, что брак был недействителен с самого начала, и поэтому расторжение его является абсолютно формальным. Слухи о размышлениях Томаса Кранмера дошли до короля, вследствие чего Кранмера возвысили до ранга дворцового священника. На протяжении всего правления Генриха VIII Кранмер способствовал расторжению браков со всеми последующими жёнами короля.

В 1532 году Кранмер был отправлен в посольство в Германию, где встретил свою вторую жену Маргарет — племянницу главы евангелической церкви Нюрнберга Андреаса Озиандера. Кранмер женился на Маргарет тайно, держа в секрете от англичан.

В том же году умер архиепископ Кентерберийский Уильям Уорхэм, и Генрих VIII незамедлительно выдвинул кандидатуру Томаса Кранмера на роль архиепископа, и её одобрил тогдашний папа Климент VII. Для Кранмера это было неожиданностью, однако он принял должность. Став архиепископом и заручившись поддержкой своего влиятельного друга Томаса Кромвеля, Кранмер определил русло реформирования Английской церкви. Однако, при Генрихе VIII Кранмер не мог слишком открыто высказывать свои протестантские идеи. В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви».

Следующим шагом стала конфискация церковных земель и принудительное закрытие многих монастырей. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих VIII или оставил себе, или раздал или продал «новому дворянству», которое оказывало поддержку монарху; на секвестированных землях были проведены огораживания. Английская Церковь оставалась духовно близка с Католической, но Библия теперь стала доступна на английском языке.

После смерти Генриха VIII престол наследовал Эдуард VI, которому на тот момент было всего девять лет. Регентом при нём стал явный протестант — Эдуард Сеймур. С этого момента можно говорить о втором этапе Реформации. В 1549 году при содействии парламента был издан «Акт о единообразии», который был направлен на установление книги единых молитв, подготовленную Кранмером. Сложно назвать её индивидуальным трудом Томаса Кранмера, так как она содержит заимствования из Сарумского обряда, даже некоторые труды лютеран: Озиандера и Юстуса Йонаса. Также в 1549 году были разрешены браки для священников. Книга общих молитв, которая представляла из себя сборник молитв и литургий, изначально предполагалась в качестве единого канона для богослужений и предназначалась для всех диоцезов Церкви Англии, использовавших прежде на местах несколько разновидностей литургических форм латинского обряда. «Книга общественного богослужения», наряду с 39 Статьями англиканского вероисповедания и ординалом — доктринальный источник вероучения Церкви Англии.

Известность Кранмеру принёс и трактат «О Защите истинного и правоверного учения о таинстве причастия», твердо обозначивший его не только как протестанта, но и как пламенного реформатора-богослова. Трактат изначально был издан на латыни и только через три года после казни Кранмера, в 1559 году, был переведён и издан на английском языке.

Плохие времена настали для Кранмера, когда в 1553 году на престол взошла Мария Тюдор. Являясь ревностной католичкой, королева сурово расправлялась со всеми деятелями Реформации. Досталось не только самому Томасу Кранмеру, но и таким деятелям, как Хью Латимер, Николас Ридли. Мария активно занялась реставрацией католицизма и начала с реконструкции монастырей, закрытых при Генрихе VIII.

При реставрации католицизма по повелению королевы Марии Тюдор Кранмер был обвинён в государственной измене. 13 ноября 1553 года он был задержан и заключён в тюрьму вместе с двумя другими епископами — Хью Латимером и Николасом Ридли, его сторонниками. Всех троих приговорили к сожжению.

Католики требовали раскаяния Кранмера и публичного отказа от своих убеждений — во-первых, физически, а во-вторых, гноя в заключении. На его глазах в 1555 году сожгли сначала одного епископа, а через несколько месяцев и другого. Марии Тюдор было необходимо его публичное отречение, дабы дискредитировать протестантизм и уменьшить число его приверженцев в народе.

Кранмера пять раз заставляли писать официальные отречения от протестантизма. По инициативе королевы был учрежден диспут в Оксфорде между заключенным Кранмером и торжествующими католическими богословами.

Исход этого диспута был предрешен заранее. Ему предоставили возможность апелляции к папе римскому в течение 80 дней. Но так как Кранмер находился в заключении, это было невозможно. Кранмер был лишён своего сана. За день до казни Кранмер написал два варианта своей предсмертной речи — католической и протестантской. Он предпочёл произнести протестантскую речь. Протестанты видели воочию Кранмера, нашедшего в себе отвагу самому направить в огонь свою правую руку, которой он был принужден написать огромное количество мнимых отречений.

21 марта 1556 года Томас Кранмер был сожжён на костре. В Лондоне близ Трафальгарской площади стоит памятник трём первым англиканским епископам, сожжённым при Марии Тюдор.

Обновлено: 15 мая 2020 г., 18:55