Книги, где фигурирует Феодора:
«Битва за Рим» Феликс Дан
«Юстиниан. Топот бронзового коня» Михаил Казовский
«Отравленная туника» Николай Гумилёв
«Императрица» Пол Уэллмен
«Феодора» Джек Олек
«Феодора» Пол Уэллмен
«Феодора. Циркачка на троне» Гарольд Лэмб
Еще в шестом веке нашей эры римский историк Прокопий написал портрет императрицы Феодоры, в котором в мельчайших подробностях описал ее раннюю жизнь в качестве актрисы и шлюхи. В книгах, посвещённых ей ольшинство авторов оращаются именно к его работам, чтобы в ярчайших красках и пикантных подробностях расписать насыщенную карьеру Феодоры, которая отличалась таким богатым воображением, что классицисты обычно предпочитали следовать примеру Гиббона и оставляли точные детали "скрытыми во мраке ученого языка".
Однако, все произведени и Олек не исключение, показывают нам удивительный путь, который проделала девушка в прямом смысле "Из грязи в князи", прежде чем стать настоящим образцом христианского благочестия. Святые приветствовали ее как одну из своих, и церкви по всей империи были удостоены чести признать ее своей основательницей. В мозаиках она была представлена как икона силы и святости. По сей день знаменитый портрет ее в Равенне, усыпанный драгоценностями, с устремленным в вечность взглядом, служит удобной стенографией для всего мира поздней античности.
Потрясающее произведение о сильном несгиаемом духе и тяжелом пути познания, который проделала эта великая женщина.
Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Никколо Аламанни и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.
«Тайная история», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола». И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.
Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого». Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и ещё более — как литературный тип».
Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых» и «Церковная история».
Из житийной литературы сведения о Феодоре содержатся в жизнеописаниях патриарха Севера и Якова Барадея. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.
Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».
Обновлено: 7 января 2020 г., 01:59