О персонаже
Степан Осипович Макаров (27 декабря 1848 [8 января 1849], Николаев — 31 марта [13 апреля] 1904, близ Порт-Артура) — русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. Погиб во время русско-японской войны.
История
Степан Макаров родился в семье морского офицера — штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова (1813—1878), служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера. В апреле 1858 года чета Макаровых переехала в Николаевск-на-Амуре, и в сентябре Степан поступил в местное морское училище.
С 1861 по 1864 Степан Макаров находился в ряде практических плаваний для получения практики, в том числе в заграничных вояжах и в Первой американской экспедиции. В 1865 году окончил Мореходное училище, которое готовило офицеров корпуса флотских штурманов.
В августе 1865 года Макарова назначили на корвет «Варяг» под командованием капитана 2-го ранга Р. А. Лунда. В ноябре 1866 года Макарова перевели на флагманский корвет «Аскольд» под командованием капитан-лейтенанта П. И. Полозова, на котором перешёл на Балтику через мыс Доброй Надежды.
В 1867 году был произведён в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса. После двухлетних учебных плаваний получил чин мичмана. Уже в 1867 году напечатал в «Морском сборнике» свою первую научную статью — «Инструмент Аткинса для определения девиации в море».
В первом же офицерском плавании на броненосной лодке «Русалка» в 1869 году Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля (толчком к этому послужила авария «Русалки», севшей на мель и едва не затонувшей). Молодой офицер предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовании специальных пластырей для заделывания пробоин. В дальнейшем Макаров много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов.
Получив под командование пароход «Великий князь Константин», лейтенант Макаров переоборудовал его, в соответствии со своим проектом, для использования как базы для спускаемых на воду минных катеров. Во время русско-турецкой войны Макаров с их помощью осуществил несколько успешных атак турецких кораблей. В декабре 1877 и в январе 1878 года под руководством и при личном участии Макарова были впервые использованы в боевых действиях против турецких кораблей в Батуме самодвижущиеся мины (торпеды).
Во время Ахал-текинской экспедиции (1880—1881) занимался организацией снабжения водным путём из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (своеобразный вариант побратимства у георгиевских кавалеров).
Командовал пароходом «Тамань» (1881—1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886—1889), на котором совершил кругосветное плавание. Занимался океанографическими исследованиями. В 1880 году награждён Малой золотой медалью Русского географического общества. (Золотую медаль того же общества он получил 15 лет спустя).
В 1890 году Макаров, одновременно с производством в контр-адмиралы, был назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891—1894 годах исполнял должность главного инспектора морской артиллерии. С 1894 года стал младшим флагманом Практической эскадры Балтийского моря, затем был командующим эскадрой в Средиземном море (1894—1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевёл корабли на Дальний Восток, командующим Практической эскадрой Балтийского моря (1896—98).
Макаров был одним из инициаторов использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Он был руководителем комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897—1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.
С 6 декабря 1899 по 9 февраля 1904 года Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. В этом качестве он составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 года.
После начала русско-японской войны назначен 1 (14) февраля 1904 года командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. В статье «Гайдамак» в Военной энциклопедии Сытина утверждалось, что тело адмирала Макарова было принято на борт крейсера, однако, в списке опечаток к 10-му тому (стр. 373) эта информация была опровергнута и там же, как и в другом, более позднем томе этого же издания было сказано, что «От М. осталось одно пальто».
Жена (с 1879 года) — Капитолина Николаевна Якимовская (1859—1946, Антиб), дочь отставного инженер-поручика Николая Фёдоровича Якимовского (1828—1895); кавалерственная дама ордена Св. Екатерины (меньшего креста). В браке родилось трое детей:
Ольга (1882—1886)
Александра (1886—1982), в браке с камергером Львом Викторовичем Голубевым имела сына Вадима.
Вадим (29.04.1891 (по ст. ст.) —1964), окончил Морской кадетский корпус в феврале 1917 году и, не приняв революцию, воевал в армии Колчака. В 1923 году поселился в Нью-Йорке. В США разрабатывал системы вооружения для флота, создал успешный бизнес. Почётный гражданин Бостона, сооснователь Общества русских морских офицеров в Америке. В 1962 году Вадим Степанович перенёс тяжелую операцию, а 2 января 1964 года скоропостижно скончался в Нью-Йорке.