7 января 2017 г., 00:00

764

Рубрика «7 по 7». 7-го числа каждого месяца историк и писатель Алекс Громов рассказывает о 7 книгах

52 понравилось 0 пока нет комментариев 7 добавить в избранное

Marta_Taro__Sladkaya_ulybka_zavisti.jpg Марта Таро Сладкая улыбка зависти

Новый роман известной писательницы построен вокруг событий, происходящих при русском императорском дворе после окончания наполеоновских войн. Император Александр I обеспокоен тем, как теперь наладить мирную жизнь и восстановить благополучие державы. Впрочем, и об усилении военной мощи империи тоже приходится думать, ведь Англия, недавняя союзница в борьбе против Наполеона, в будущем может оказаться соперницей. Поэтому доверенные сановники получают секретное поручение – организовать работу разведки в самом сердце Британии.

Однако у князя Сергея Курского, которому предстоит взять на себя основную тяжесть этой миссии, неспокойно на сердце. Двумя годами раньше он влюбился в юную красавицу, крестницу своего родственника, и чувство это было взаимным. Но потом оказалось, что Ольга – младшая сестра человека, для которого князь Сергей почти что враг. Еще до встречи с Ольгой он намеревался жениться на даме, чей муж, брат Ольги, погиб во время войны 1812 года. Но известие о смерти оказалось ложным, законный супруг вернулся, когда жена уже почти стояла под венцом с другим… Со временем страсти улеглись, но ни Ольга, ни Сергей не верят в возможность счастья.

И вот они снова встречаются, когда Ольгу представляют ко двору, и она становится фрейлиной императрицы. Казалось бы, недоразумения улажены, даже назначена дата свадьбы. Князь Сергей уезжает выполнять свою миссию. И тут в судьбу влюбленных вмешивается честолюбивая и коварная соперница, которая не останавливается ни перед чем. Что делать, где искать помощи? Ольга идет молиться у могилы блаженной Ксении Петербургской, прося о самом главном, и встречает там женщину, которую поначалу принимает за паломницу… «Княжна осторожно развернула вышитый крестиком холст и поставила икону на стол. С квадратной деревянной доски смотрела очень худая женщина в красной юбке и зелёной кофте. Теперь Ольга знала, кто вернул ей обручальное кольцо». Остается лишь собраться с силами и бороться за свое счастье.

bez_avtora__Rus_i_Afon._K_1000letiyu_pri Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе

В книге раскрываются подробности многовековых отношений Руси и Российской империи с Афонскими святыми обителями. Особое внимание уделено истории монастырей Святой горы Афон – Великой Лавре, Иверскому монастырю, Свято-Пантелеймонову монастырю, Монастырю святого Иоанна Златоуста, Павловскому Георгиевскому монастырю, Андреевскому и Ильинскому скиту… «Монастырь Пантократор, расположенный на северо-востоке Афонского полуострова, был построен братьями Стратигопуло (военачальником Алексием и благочестивым Иоанном) в конце XIV века. Точная дата строительства соборного храма во имя Преображения Господня неизвестна, расписан монастырь был в 1538 году. Пантократор представляет собой крепость с бойницами, разделенную на два внутренних двора. В одном из них находятся кельи, а в другом – главный храм, колокольня и трапеза».

Подробно рассказывается о сложившейся в России традиции паломнических поездок. С 1882 года Императорское Православное Палестинское общество занималось регулярной отправкой паломников к святыням Афона. Здешние монастыри посещали и благочестивые люди из разных сословий, и высшая знать, и великие князья, оставившие об этих путешествиях подробные записи в своих дневниках. «Святой монастырь Дионисия, расположенный на юго-западной части полуострова, был основан в 1389 году св. Дионисием из Коритцы. В 1535 году он был уничтожен пожаром и восстановлен вместе с храмом в 1547 году воеводой Молдавии Иоанном Петром. Соборный храм посвящен Рождеству Иоанна Предтечи, его создание также относят к XVI веку. Дионисиату принадлежит несколько часовен и келий на его территории и за его пределами, библиотека хранит большое собрание древних книг».

В издание включен обширный свод уникальных документов, многие из которых опубликованы впервые. Это древние рукописи и грамоты, иконы, посольские книги, географические карты, старинные фотоснимки и рисунки. К примеру, приводится датированная 13 октября 1625 года грамота афонского Дионисиева монастыря царю Михаилу Федоровичу с просьбой о пожаловании милостыни на выкуп церковных сосудов, заложенных для освобождения из турецкого плена иеромонаха их обители. Есть в книге и датированное 6 декабря 1875 года прошение настоятеля Ильинского скита на Афонской горе иеромонаха Андрея московскому генерал-губернатору В.А. Долгорукому о разрешении устроить в Москве часовню Ильинского скита на Афоне.

После революции прекратился поток русских паломников на Афон, «корреспонденция и пожертвования из России приобрели случайный характер». Тем не менее, некоторые контакты все же продолжались. Среди множества других интересных документов в издании размещены: письмо от 23 мая 1925 года заместителя наркома М.М. Литвинова генеральному консулу СССР в Константинополе В.П. Потемкину о необходимости составить на основе архивных документов записку по истории афонских монастырей; оформленный 16 июля 1952 года Перечень рекомендаций Совета по делам религий Русской православной церкви при Совете министров СССР Московской патриархии по защите прав русских монахов и имуществ монастырей на горе Афон.

bez_avtora__Chudov_i_Voznesenskij_monast И. М. Коробьина, Ю. В. Ратомская, З. В. Золотницкая, А. А. Оксенюк. Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля

Красочный фолиант посвящен двум утраченным памятникам древней архитектуры, находившимся в самом сердце Москвы и всей России. Как гласит предание, Чудов монастырь был заложен самим святителем Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, и избавлении Москвы от угрозы завоевания и разорения. А основательницей Вознесенского монастыря была супруга Дмитрия Донского – княгиня Евдокия, принявшая монашество после смерти мужа и впоследствии канонизированная как преподобная Ефросиния Московская.
Но оба великих монастыря были уничтожены большевиками на исходе 1920-х годов. «Взамен разрушенных монастырей и церквей возводились знаковые объекты нового времени, призванные и превзойти предшественника — как, например, Дворец Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя, — и служить внедрению новой парадигмы — как Школа красных командиров вместо снесенных в Кремле Чудова и Вознесенского монастырей. Знак времени — замена оплота духовного развития на кузницу армейского командного состава». В 1929 году был взорван Вознесенский монастырь и собор Чуда Архистратига Михаила, из которого архитектор П.Д. Барановский едва успел вынести раку с мощами святителя Алексия. В 1930 году Чудов монастырь был окончательно снесен. «В это время деятельность сотрудников Музея архитектуры в масштабах страны по спасению памятников — точнее, по сохранению памяти о них в фотографиях, обмерных чертежах, документах, проектах и рисунках, любых свидетельствах, которые могут помочь в дальнейшем уже новым поколениям осмыслить свою историю, нашедшую выражение в памятниках архитектуры, — позволила создать уникальный архив».
В издании представлены не только бесценные документальные свидетельства того, как возводились утраченные монастыри и какой облик они имели, но и размышления о возможности сохранения памяти о них. Например, «создания «археологического парка» на основе уцелевших элементов монастырских фундаментов. Может идти речь об экспозиции под открытым небом, объединяющей сохранившиеся документы и свидетельства, представленные в разных форматах, в целостный культурный ландшафт, который позволит посетителю самостоятельно реконструировать историческую картину в своем сознании».

В книге впервые публикуются уникальные произведения графики и исторические фотографии из собрания Музея архитектуры имени А. В. Щусева, а также подлинные фрагменты фресок собора Чудова монастыря из коллекций Государственной Третьяковской галереи и Государственного исторического музея.

o-o.jpeg Дмитрий Щедровицкий. Главный выбор

Новая книга известного ученого, исследователя Библии, посвящена тому, как в сакральных текстах отображается тема выбора между тьмой и светом, злом и добром. «В Нагорной проповеди сказано о двух путях жизни, двух видах человеческих устремлений: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. (Матф. 6. 24)».

Автор анализирует эту основополагающую тему с философской и богословской точки зрения, рассматривает ее психологические аспекты и исторические детали, знание которых помогает точнее понимать библейские тексты. «Речь здесь идет о служении как внутреннем, так и внешнем. Чем же мы можем служить тому, что находится в нашем внутреннем мире? – Мыслью, чувством и волей, внутренним восприятием. А чем – тому, что находится во внешнем мире? Тоже мыслью, чувством и волей, выражающимися в действии. Последнее есть следствие мысли, эмоции, желания – одним словом, внутреннего решения это действие совершить». Но при этом отмечается, что в приведенных выше словах из Евангелия граница между внутренним и внешним отнюдь не соответствует грани между светом и тьмой. В качестве реальной аналогии словам «…Свет, который в тебе, тьма…» рассказывается о необычном устройстве Иерусалимского храма, существовавшего в дни земной жизни Христа. Он отличался от остальных зданий формой своих окон. Ведь обычно для многих построек того времени было характерно, что окна расширялись внутрь помещения, края оконных проемов были специально скошены – чтобы внутрь помещения проникало как можно больше света. «А в Иерусалимском храме было наоборот: узкие изнутри, окна расширялись вовне – в знак того, что духовный свет должен исходить из Храма и освещать весь мир». Именно с такой точки зрения рассматривается в Евангелиях и духовное состояние человека.

o-o.jpeg Карина Сарсенова. Грядущий след

Книга известной писательницы и психолога посвящена исследованию сложного и захватывающе интересного процесса эволюции человеческой личности, а также общества и цивилизации в целом. Анализируется как зарождение новой цивилизации, накопление интеллектуального и духовного опыта, так и являющиеся не просто неизбежными, но часто очень важными для дальнейшего развития кризисные этапы. Их переживают и люди, сами по себе, и весь социум. Часто причиной кризисов бывает нарушение баланса, к примеру, когда эгоистические устремления начинают превалировать над соображениями гармонии. «На индивидуальном уровне кризис воспринимается новым уровнем самосознания, подведением итогов и выстраиванием следующих перспектив. Но кризис бывает ложным. Он лежит в основе патологического дискомфорта и имеет особую, обратимо развивающую силу… Личностный кризис всегда впряжен в кризис цивилизации. Кризис цивилизации – это кризис общей системы ценностей». При этом решительно обновление всего и вся часто лишь усиливает проявления кризиса, поскольку внесение новизны всегда требует одновременного вдумчивого рассмотрения устоявшихся ценностей и обязательного сохранения их необходимой части.

Часто рекомендуемое средство противодействия неконтролируемому эгоизму – совершение бескорыстных добрых дел – имеет свои особенности, которые надо учитывать, и требует разумного обращения. Ведь часто бывает так, что «люди совершают во множестве добрые дела, но сначала излишне привязываются к чувству удовольствия от них и к результату. Частая их ошибка – ожидание благодарности за доброе дело и разочарование в случае её отсутствия. Постепенно душа научается совершать благие поступки без ожидания награды, а исходя из потребности своей сути». На примере различных исторических цивилизаций автор показывает, как в реальности воплощаются в жизнь принципы постепенного возрастания коллективного духовного богатства человеческого социума, и тот влияние, которое этот неспешный, но чрезвычайно важный процесс совершенствования оказывает на ход развития общества.

o-o.jpeg Сейед Али Шоджаи. Если бы снеговики не таяли…

Эта сказка-притча помогает юным читателям задуматься о многих важных вопросах, прежде всего, о том, как мы сами способны создать себе кумира. Всё может начинаться как веселая игра, нести хорошие или, как минимум, безобидные намерения. Но если не уловить грань, за которой игра перестает быть милым развлечением, то можно ненароком утратить и здравый смысл, и ощущение реального бытия. Книга вышла в серии «Нейестан», объединяющей глубокие и поучительные истории, посвященные тому, что такое настоящая дружба и истинная преданность, как различить фантазию и реальность, как узнать, где ложь, а где правда…

Однажды в неком селении выпал свежий снег. Оно и понятно, ведь зима на дворе. Радостные ребятишки бросились играть в снежки, а потом и лепить снеговика. И так увлекла их эта затея, что им непременно захотелось слепить самого большого снеговика в мире. Получился ли он самым-самым – неизвестно, однако сил на украшение своего произведения дети не пожалели. Принесли снеговику и трость, и шляпу, сделали глаза из бусинок. Порадовались, сплясали вокруг и разбежались по домам. А наутро снежное существо вдруг обрело дар речи и начало предъявлять претензии: «Так вот, двое должны с утра до ночи обмахивать меня веером, а то мне будет жарко! С ночи до утра нужно охранять меня от собак! Не давайте им подойти ко мне близко! И ещё, запомните и передайте другим: я запрещаю в соседних деревнях лепить снеговиков выше меня ростом».

И жители деревни, услыхав властный голос, даже не задумались, что вообще-то снеговикам разговаривать не положено. И о том, что этого самого снеговика только вчера слепили их собственные дети и внуки, тоже не вспомнили. Дружно бросились исполнять приказания и оказались готовы отказаться от весны и теплого лета, остаться в вечном холоде, когда в других местах всё зеленеет и цветет. Ведь если собственный разум молчит, добрые советы не помогут.

o-o.jpeg Мохаммад Реза Юсефи. Рузане — дочь пшеницы

Новая книга известного детского писателя посвящена одному из эпизодов прославленной поэмы «Шахнаме», в котором повествуется о временах, когда люди еще не умели обрабатывать землю и выращивать пшеницу, ячмень и рис. Поэтому им приходилось питаться тем, что удавалось найти в дикой природе. Тогда правил людьми царь Хушанг, и жизнь его подданных зависела о того, смогут ли они собрать достаточно зерна, чтобы продержаться всю зиму. Когда созревали съедобные злаки, почтенная бабушка Пиране, лучше всех умевшая находить места, где они растут, собирала всех девушек, и они отправлялись искать пшеницу и ячмень. Но люди все равно жили впроголодь, ведь урожай не увеличивался. И однажды девушка по имени Рузане спросила, откуда берутся пшеничные колосья. Получив ответ, что они посылаются свыше, Рузане глубоко задумалась. Автор мастерски передает восприятие мира простодушным, но чистым сердцем человеком, – раз посылаются свыше, значит, падают с неба. А если они просто так из колоса упадут?.. «Девушки связали собранные колосья пшеницы и ячменя в снопы, взвалили их себе на спину и пошли вслед за Пиране. А Рузане взяла из своей связки один пшеничный колос и растёрла его в руке. Ветер унес шелуху, и на её ладони оказались золотые зёрна пшеницы. Девушки ушли вслед за Пиране, а Рузане осталась на месте. Она стояла и думала, новые, небывалые мысли волновали её. Наконец она подошла к тому краю степи, где земля была мягкая и чёрная, снова растёрла в руке колосья пшеницы, и снова шелуха улетела вместе с ветром». Рузане еще не осознает, что зерна – не только сиюминутная пища, но и залог будущего урожая, но ведомая внезапным озарением сеет их. Весной потрясенные царь и народ видят целое поле пшеницы… Наступает время, когда человек может кормиться не удачной находкой, но собственным трудом.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
52 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!