12 сентября 2016 г., 16:10

8K

Тайны Красной Шапочки. Что скрыл от нас автор самой знаменитой сказки?

285 понравилось 20 комментариев 61 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Александр Мельников

Почему маленькая девочка не боится говорить с волком? Она что, не видит, что это страшный зверь? За кого она его принимает и почему не пытается убежать?

Эти вопросы задают себе многие родители, читая детям «Красную Шапочку». Встреча и разговор с волком на лесной дорожке кажутся неестественными даже для сказки — девочка беседует с ним без страха, как с соседом. Это при том, что волков всегда боялись. И почему героиня принимает волка за бабушку? Она что, так глупа или слепа?

А был ли волк?

Чтобы понять эти странности, нужно вернуться к народной сказке, на основе которой Ш. Перро создал свою «Красную Шапочку» . Называется она «Сказка про бабушку» и начинается примерно так же, как и у Перро: «Однажды женщина приготовила хлеб и сказала своей дочери: «Собирайся и отнеси тёплую булочку и бутылку молока бабушке». Девочка собралась и пошла. На перекрёстке двух дорог она встретила бзу (bzou), который спросил её: «Куда ты идёшь?»

Кто этот бзу? Непонятно это было и фольклористу Ахиллу Мильену, записавшему сказку в 1885 г. в Бургундии. Рассказчики объяснили ему, что на местном диалекте так называют волков-оборотней. Согласитесь, это объясняет, почему девочка запросто говорит с волком: она уверена, что перед ней обычный мужчина, и даже не догадывается, что это оборотень в виде человека. В этом свете иначе смотрится и знаменитый диалог с бабушкой, лежащей в постели. Девочка видит перед собой бабушку, которая постепенно превращается в волка. И когда она спрашивает старушку, почему та такая волосатая, то видит, как на коже у неё появляется густая растительность. Когда спрашивает про когти, видит, как они вырастают из ногтей, про уши — видит, как они удлиняются и становятся треугольными, про рот и зубы — видит, как расширяется рот и в нём появляются клыки.

картинка Arlett

Сказки и политика

Почему же Ш. Перро отказался от оборотня, который в сказке кажется более органичным и понятным, и поменял его на волка? Причина — в эпохе. Людовик XIV проводил радикальную реформу построения единого французского общества. Для этого в стране активно боролись с народными суевериями, колдовством, верой в оборотней и прочей бесовщиной. И оборотень в сказке остаться просто не мог — ведь в нём предписывалось видеть не представителей тёмных сил, а просто душевнобольных, которые в припадке нападают на людей по ночам.

На первых рубежах этой борьбы с суевериями был Шарль Перро — академик, писатель и очень влиятельный чиновник. Он правая рука могущественного Жана-Батиста Кольбера, а сам Кольбер — правая рука «короля-солнца». Тогда не было более влиятельного человека во Франции. Перро проработал с ним более 20 лет, но и после смерти Кольбера продолжал руководить академией и принимал активное участие в идеологической политике. По мнению ряда учёных, сборник сказок Перро был частью такой политики, призванной смягчать нравы. Вместо грубых и порой жестоких народных сказок, полных всякой нечисти и непристойностей, писатель подготовил свои, облегчённые варианты сказок, которые достаточно быстро пошли в народ. Во Франции даже в те годы, в конце XVII века, много читали, была популярна так называемая «Голубая библиотека» — грошовые книжечки для народа. И сказки Перро были самыми читаемыми, их переиздавали многократно.

Сказочник-чиновник не только выкинул из народных сказок грубости, суеверия и заменил страшных ведьм обаятельными феями (см. инфо­графику), он ещё ввёл привлекательные и умильные детали. Так, обычную деревенскую девочку из народной сказки он сделал обаятельной милашкой и подарил ей красивую красную шапочку (у её простонародной героини голова была непокрытой). Благодаря этому гениальному ходу сказка стала одной из самых популярных в мире. Но, кроме того, Перро сочинил для каждой сказки стихотворные нравоучения — как в баснях. И, по сути, волшебная история про девочку и оборотня превратилась в басню о том, что девицам не стоит слушать злых людей, ведь они подобны волкам, и к ним можно «попасть на третье блюдо». А в баснях звери дейст­вуют наравне с людьми — это закон жанра. Для Перро волк — лишь символ злого человека, соблазняющего невинных девочек. И дабы воспитательный эффект был более сильным и шокирующим, он отрезал у сказки счастливый конец: у Перро девочка с бабушкой погибают.

Интересно, что законы по­строения сказки (а они сущест­вуют, как и законы природы), позже отомстили ему. Когда «Красная Шапочка» пошла в народ, ей снова придумали хороший конец (девочку и бабушку спасают охотники, случившиеся рядом), а нравоучение выкинули. Именно в таком виде её записали и издали братья Гримм, и именно этот вариант кажется нам каноническим. Почти во всех изданиях в нашей стране приведена именно версия братьев Гримм с хорошим концом, правда, в качестве автора указан... Шарль Перро.

В группу Статьи Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

285 понравилось 61 добавить в избранное

Комментарии 20

Класс!
А давайте разберем по частям и другие сказки.
Ведь в каждой лжи есть и звено правды.

Супер статья! И так хорошо написана!!!

Помнится, нам в универе ещё рассказывали, что у Перро девочка изначально было значительно старше, ибо сказки в то время писались для взрослых.

Uchilka, Да! Я тоже такую версию слышала. И красная шапочка была принадлежностью девиц лёгкого поведения, отсюда и мораль - легкомыслие не доводит девиц до конца.

Bookvoeshka, Точно! Про девиц и легкомыслие! Нам и про другие его сказки говорили, да так навскидку я ничего не помню, к сожалению.

Интересная статья, приятно узнать что-то новенькое. Теперь загадка, а что в других сказках то поменяли? :)

Как же я люблю такие разборы старых сказок! Как-то по интернету гуляла подборка, пересказывающая изначальное содержание сказок. Не знаю, правда там была написана или нет, но прочитала с огромным интересом)

Интересная статья, спасибо!
Вот бы оригинал сказки услышать без подтасовок :)

Для тех эпох в сказках были характерны восставшие мертвецы, поедание людей, убийства, отрезание частей тел и другие страшилки. Да и о смерти говорилось как о чем-то обыденном, мимоходом.
Вот пример из сказки братьев Гримм:

"Старый король велел повара четвертовать; но печаль терзала его сердце, и он вскоре умер. А сын женился на прекрасной девушке, которую принес с собой в кармане в образе цветка".

Отличная статья!
Было бы интересно прочитать подобное и о других известных сказках. Ведь это определенно не единственная сказка, которая пережила изменения.

_______________________________________________

Если бы мне раньше рассказали о том, как изначально звучала эта сказка, то может она мне и полюбилась. Потому что когда мне ее читали и показывали изображения, то я не понимала, как она не может понять, что перед ней волк. И в итоге считала ее дурочкой. А после прочитанного понимаешь, почему она его не узнавала и кажется все вполне логичным.

Да изначальный вариант с оборотнем все объясняет...А то вопросы, вопросы... Спасибо за статью... познавательно .

А все таки, красная шапочка или красная накидка с капюшоном?)