26 июля 2016 г., 16:00

3K

ПостНаука: Что такое врожденная грамотность?

136 понравилось 13 комментариев 24 добавить в избранное

o-o.jpeg Лингвист Светлана Бурлак о способах приобретения грамотности и отрицательных эмоциях при виде ошибок.

Существуют люди, которые всегда (ну, или почти всегда) пишут правильно, но при этом совершенно не помнят никаких правил, не ищут проверочные слова на безударные гласные или непроизносимые согласные, не заучивают списки исключений. Такое явление в быту часто называют «врожденной грамотностью» — как будто бы эти люди родились с умением правильно писать. Конечно же, это неверно: невозможно родиться со знанием правил орфографии и пунктуации какого-то определенного века (а то и десятилетия). В чем же дело? По-видимому, дело здесь в хорошей зрительной памяти: «врожденно» грамотный человек помнит слова как картинки. В принципе, в этом нет ничего невозможного. Это показали наблюдения над людьми с разделенными полушариями: в норме (у правшей) языковую информацию может обрабатывать только левое полушарие. Но оказалось, что некоторые очень распространенные слова люди иногда могут узнать и без помощи левого полушария — значит, они помнят их, как картинки. Вообще говоря, помнить слово, как картинку, могут не только люди, но и обезьяны: у бонобо Канзи, который учил язык-посредник «йеркиш», состоящий из клавиш с абстрактными изображениями (лексиграмм), на некоторых клавишах в качестве таких изображений были написаны слова. И Канзи их запомнил.

Видели ли Вы когда-нибудь, что делает «врожденно» грамотный человек, когда не может вспомнить в точности, как пишется то или иное слово? Он пишет на бумажке оба возможных варианта — и тут же один из них с омерзением замазывает, густо-густо, чтобы стало совсем не видно. Ключевое слово здесь — омерзение: действительно, неверно написанное слово вызывает у «врожденно» грамотного человека массу отрицательных эмоций. Об этом пишет Ирина Левонтина: «для многих грамотных людей сам вид безграмотного текста мучителен, как скрип пенопласта». Зато писать такому человеку очень легко: пока приятно — значит, всё правильно, а если вдруг рука по ошибке выведет не ту букву (или палец промажет по клавише), подкорковые структуры мозга, отвечающие за эмоции, сразу подадут сигнал: «фу, какая гадость!», и можно будет быстро всё исправить (главное, понятно, на что: на то, что не вызывает отрицательных эмоций).

Обычно считается, что «врожденную» грамотность можно приобрести, если много читать. В большинстве случаев это действительно помогает, но не всегда: если вы читаете слишком быстро, угадывая слова по общему, приблизительному контуру, «врожденной» грамотности вам не видать — слишком невелики различия контуров у слова, написанного правильно, и слова, написанного с ошибкой в одну букву. Что же делать, особенно теперь, когда едва ли не главным показателем успешности чтения во многих случаях считается его скорость? Мне кажется, что здесь могли бы помочь упражнения, направленные на детализацию картинки: взять список «словарных» слов, с непроверяемым гласным и согласными, и выписать из него, например, все слова, у которых гласные идут в алфавитном порядке. Или все слова, у которых во втором слоге буква «и». Или все слова, у которых все согласные буквы — «звонкие» (то есть такие, которые обычно обозначают звонкие звуки). Или — да что угодно, лишь бы внешний вид слова стал максимально детализированным. Невозможно написать «собака» с «а» после «с», если выписывал его как слово, в котором есть «о». Кстати, привычка «детализировать картинку» помогает и в жизни: такой человек не купит поддельный товар, чье название отличается от настоящего на целую букву.

А самое главное, чего делать ни в коем случае не следует, — это писать фонетическую транскрипцию. Особенно целых слов. Особенно в строчку — потому что в этом случае внешний вид слова с «неправильными» (с точки зрения орфографии) буквами примелькается, станет привычным и перестанет вызывать однозначные отрицательные эмоции. И вот тогда, встретившись со словом, вам придется всякий раз мучительно выбирать, какая же из двух одинаково привычных картинок является правильной. Вспоминать все правила и исключения — и так едва ли не для каждой буквы в слове. Ужасная перспектива, не правда ли? Так что, если не хотите мучиться, учитесь, глядя на правильные слова.

Источник: ПостНаука
В группу Статьи Все обсуждения группы
136 понравилось 24 добавить в избранное

Комментарии 13

Одна моя знакомая не понимала, как это можно правильно писать, не выучив все исключения и быть способным их перечислять в уме и вслух, когда возникнет вопрос о грамотности написанного. Ещё она верила в то, что под землёй находится самый настоящий ад со страдающими в нем душами людей и плевалась в сторону развлекательных изданий, как жёлтой прессы, в которой нет ни капли правды. Не верила в Бога, но зато - телевизионным новостям.

Да, очень похоже на правду. Действительно, когда не помню слова, пишу его варианты, и неправильный вариант вызывает отрицательные эмоции. Никогда об этом не задумывалась и считала, что "врождённая" грамотность есть следствие чтения книжек в детстве, тем более, что в детстве книжки читаешь медленно и всматриваешься в каждое слово. :-)

krama22, С чтением книг напрямую это никак не связано. Я очень много читала в детстве и много читаю сейчас, и делаю всегда кучу опечаток. И мне надо перечитать текст специально вдумчиво, напрягаясь (не в режиме обычного моего чтения, а режиме напряжённой ловли опечаток), раз 5 не меньше, чтобы их там не осталось. Знаю большинство правил, но неграмотное написание не вызывает обычно никаких отрицательных эмоций. При этом в чужих текстах ошибки/опечатки вижу, иногда даже коллеги просят их тексты проверить. Но мой родной текст, а проверяю даже 1 раз я далеко не всегда, обычно чудовищен для тех, кто испытывает отрицательные эмоции. В школе я, конечно, проверяла тексты и не один раз, поэтому твёрдую четвёрку по русскому языку всегда имела.

sebasdfg, Не все так могут. Потому нечего трендеть. Глупо все это.

У меня именно так. Не помню ни одного правила, да и в школе не особо их запоминала. А вот пишу в основном всё правильно. Как-то само так получается))

Раньше проблем с правильно/неправильно не возникало. Автоматически писала как положено. Теперь стала чаще задумываться. У меня очень хорошая зрительная память, зачастую именно благодаря ей я и выезжала в разных сложных ситуациях. Последние годы при чтении сталкиваюсь с явными ошибками в тексте книг. Даже печатных. Кажется, в издательствах работа корректоров нынче совсем не в почете. А жаль. Так и застревают в голове не те "картинки".

nancyka,

Автоматически писала как положено. Теперь стала чаще задумываться.

Когда начинаешь задумываться, отходя от "автомата", сразу ошибок налепишь)

Он пишет на бумажке оба возможных варианта — и тут же один из них с омерзением замазывает

Интересно, у таких людей омерзение от любых новых/похожих/созвучных слов? Тогда им можно посочувствовать =) Забавно было бы сравнить реакцию на свои и чужие опечатки.
Имхо, на грамотность еще сильно влияет дикция, как правило "фифекты" приводят к частым аналогичным ошибкам на письме.

Когда начинаешь задумываться, отходя от "автомата", сразу ошибок налепишь

Это точно ))))

Кстати, я тоже при сомнениях пишу слово в вариантах и выбираю тот, что "лучше выглядит". Правда, не скажу, что "неправильное" вызывает прямо-таки омерзение. Скорее так: "царапает". Как и куча ошибок в печатных изданиях. То ли на корректорах экономят, то ли сами корректоры не профи.
К опечаткам отношусь спокойно, но на явно неправильном написании слов спотыкаюсь. Как и на словах некоторых песен - певцы произносят порой слово близкое по звучанию, но совершенно иное по смыслу. И, скорее всего, это именно ошибка исполнителя, на которую никто не обратил внимания. ))

Только не омерзение, а чёткое чувство неправильности, неидеальности. Как пластический хирург видит неидеальные лица и фигуры, или гениальный флорист - неудачную цветочную композицию.

Однако можно иметь чувство неправильности и реагировать на него не негативно, а в стиле "да ладно, не важно". Что заставляет людей реагировать негативно (вон автор статьи даже до омерзения дошёл), это нетерпимость к неправильности, к неидеальности.

К сожалению, такая нетерпимость чаще всего является универсальной чертой человека, активизирующейся в любой ситуации, а не только при написании текста: при общении с людьми, при разработке стратегий, при взгляде на себя в зеркало, при воспитании детей.

Учась на филологическом, все время стеснялась того, что для себя в блокноте писала несколько вариантов слова, зрительно выбирая правильный - слова иногда были до абсурдности простыми. А вон оно чё)