И сказал Господь: не ведись ты на то, что по книге снимается фильм.
И не послушала я его.
Есть у меня этот грех, я всегда последняя узнаю обо всех стоящих новинках. Эта книга к новинкам не относится, но все же моего взгляда она избежала, что фильм, конечно, исправил. К сожалению.
Традиционно говорят, что нужно выделить хорошие стороны книги, чтобы потом, с чистой совестью, написать долгожданное "но", из-за которого, собственно, и пишется плохая рецензия. Итак, давайте же я выскажу свое (возможно) не слишком популярное мнение, начав с хорошего. Чем меня привлекла книга? Я человек простой - мне нужен интересный мир (галочку поставим), интересные персонажи, интересный сюжет. И с первого взгляда так оно и есть - стимпанк во всей его красе, нетипичные герои, постапокалипсис и, право слово, что ещё нужно человеку в нашем мире? И стимпанк есть. Эхем. Из хорошего все.
Проблемы у вас начнутся буквально на третьей странице, когда нам представляют главного злодейского злодея Валентайна, который почти прямым текстом признается, что он - не тот, за кого вы его считаете. Это был первый мой красный флаг. Дальше - больше, конечно.
- Времени нет. Вернее, оно есть, но оно делится на древнее прошлое, семь лет назад и весьма растяжимое настоящее. В это растяжимое настоящее вмещается весьма волшебные события: обмоченные штаны высыхают и сами стираются, раны лечатся и исчезают через пару минут, а также проходятся полные курсы пилотирования. Примерно можно предположить, сколько проходит времени, но лишь примерно.
- События разворачиваются слишком быстро и приходят к концу буквально через две страницы после начала конфликта, не давая читателю привязаться к персонажам, событиям или отношениям между ними. Несокрушимый терминатор, посланный в погоню, умирает от великого фехтовальщика Тома, хотя буквально минуту назад пули отскакивали от его брони, как от стены горох. Кстати говоря о Сталкерах - живых восставших мертвецах, тема, которую можно было бы провести сквозь всю книгу, описав чудовищность происходящего. По сути, некоторые книги строятся только исключительно на вопросе этичности экспериментов над человеческим телом. Думаете, что-то из этого вышло? Ноуп, тема не была затронута вообще. Рабовладельчество существует просто для нагнетания обстановки и показателя, как мир плох. Ни рабов, ни их образ жизни, ни то, почему мы вообще, собственно, должны страдать из-за них, не объяснено. Может эти люди преступники все, кто знает? Фантастические маневры злодейского злодея Валентайна с довольно сомнительным оправданием его поступков просто неправдоподобны. Представьте: человеку в возрасте пришлось проникнуть на вражескую территорию, замаскироваться, пройти незамеченным на самую верхушку города, убить двух хилых стражей главного чертового флота последнего бастиона, обойти все корабли, установить на каждый из них взрывчатку (если их там не три, то это уже смешно), взорвать, выжить, а потом ещё и быть в состоянии победить в дуэли. Поистине уникальный человек.
- Дети не отвечают за поступки родителей. Это правило любого разумного человека, не говоря уже об уважающем себя писателе. А если героиня решает самоубится за несколько секунд до происходящего из-за того, что ей, видите ли, божественное провидение так сказало, то это тем более неправильно. Неправильно и непонятно - всю историю Кэтрин была дурой, прямо скажем, и умерла по дурацки, ничего, по сути, не поменяв. Вводить персонажа ради драмы не просто глупо, это нарушает все правила хорошего тона. Так ладно бы ещё жертва Кэтрин вылилась во что-то, так нет же. Абсолютно все произошедшие события и так, и так бы случились без её помощи, ну, кроме, может быть, битвы Валентайна и Эстер, которая из-за этого по каким-то мистическим причинам не произошла. А Валентайн все равно умер, что в дуэли, что так. Ладно бы ещё это имело далеко идущие последствия – например, Гильдия Историков бы взбунтовалась и прибрала бы к рукам власть в городе, но так и города-то теперь нет, и Гильдии нет, ну так и смысл?.. Добавлять её ради любовного квадрата? Ну а зачем, если вводить безобразную линию любви между Эстер и Томом, абсолютно позабыв об этом самом квадрате?..
- Язык ужасен. Просто отвратителен. Это язык не литературы, а в лучшем случае сценария для книги. Мало того, что каждое движение объясняется и разжевывается для идиотов (что-то вроде: "Она сощурила глаза. Похоже, что она не доверяла ему"), так ещё и написано оно какими-то рублеными предложениями, подчас абсолютно не подкрепляющиеся никаким эмоциональным подтекстом. Вот, например:
Пиви выхватил пистолет и застрелил его.
– Я сказал: верни джентльмену куртку! – рявкнул мэр, обращаясь к трупу.
Прямо за душу берет, правда? Кровь стынет в жилах от такого описания. Или как насчет:
Когда Пиви увидел, что с сэндвичей не срезана корочка, он сбил Кортину с ног ударом кулака.
Если вы думаете, что получите хоть какой-то комментарий по поводу происходящего, то вы ошибаетесь; после этого сюжет, как бешеный бронепоезд, мчащийся без рельс по пустыне прямиком в болото, понесется дальше, даже не обернувшись.
- Романтические отношения... я смеялась. Сначала громко и сердечно, потом цинично, а потом смех перерос в истерику. Подобной чуши я не встречала даже не давно, я никогда не натыкалась на такое, а я ведь читала книгу Мураками с его знаменитыми постельными, вводящими в кому, сценами. Я не буду сильно это расписывать, достаточно просто привести пример:
Под стащил маску, и Кэтрин увидела, что он неожиданно хорош собой: огромные темные глаза и небольшой, идеальной формы рот. Кэтрин уставилась на него, чувствуя себя очень глупо. Он такой храбрый, старается помочь несчастному арестанту, а она его отвлекает какой-то ерундой.
(Пару минут назад он искупался в буквальном дерьме. Его героическим поступком было именно это - купание в дерьме. Держу вас в курсе новомодных романтических течений 21 века)
Ученик-инженер зачарованно рассматривал ее длинные темные волосы – они рассыпались по плечам, когда Кэтрин сняла шапку.
(А я напоминаю, что рядом с ними стоят чаны с дерьмом. очень романтично, ну вы понимаете, ещё пару амуров и райских птичек - и сцена была бы идеальной для рассказов внукам)
Отдельное спасибо за разрушение моей мечты о том, что наконец-то я нашла персонажа, который разрушит стереотип о том, что если в книге девушка и парень проводят пять минут в одной комнате, то они - родственные души, чей брак был заключен на небесах. Их отношения вообще фееричны и не требуют объяснений.
- Ах, ну и понятное дело, спасибо за абсолютнейший хронический идиотизм героев. Их приблизительный возраст (разнится, но в общем) 15. Чтоб вы знали, к этому моменту Гарри участвовал в Кубке Огня, а Китнисс в 16 будет участвовать в первых Голодных Играх. А теперь, пожалуйста, проведите сравнение между ними.
Алкогольное бинго. Пейте каждый раз, когда:
- упоминается уродливость шрама Эстер;
- то, что вы предугадали 50 страниц назад, случается;
- Эстер хочет убить Валентайна;
- Том защищает Лондон;
- Кэтрин меняет свою позицию в пределе одной страницы;
- умирает персонаж, которого вы узнали в этой главе (бонус, если вину испытывает главный герой/героиня или все внезапно начинают испытывать сожаление);
- Кэтрин делает глупость;
- Том делает глупость;
- разверзается сюжетная дыра на ровном месте;
- и, наконец, самый опасный пункт - кто-то из голодранцев на отшибе мира упоминает сверхсекретный проект МЕДУЗА (не бойтесь, это происходит где-то раз в полглавы)
В заключении хочу сказать, что да, я знаю, что teen adult имеет свои клише от которых сложно скрыться. Но подростки не идиоты. Если у вас будут дети, то я с чистой совестью говорю вам - дайте эту книгу детям в 7 лет. Они поймут, поблагодарят и будут радоваться ещё полгода.
Но ни в коем случае не давайте детям после 14, ибо ждет вас ужасная кара и просыпание посреди ночи от того, что ваше чадо попытается собственной головой разбить стены дома.
3/10. и это ещё я добрая.