Вручение 2015 г. — стр. 2

ЖЮРИ:
Олег Генисаретский - доктор искусствоведения, Председатель жюри
Юрий Арабов - прозаик, поэт, сценарист
Олег Аронсон - кандидат философских наук, искусствовед
Ксения Голубович - литературный критик, переводчик
Гасан Гусейнов - доктор филологии, переводчик
Павел Лунгин - кинорежиссер
Кирилл Мартынов - кандидат философских наук
Виктор Осипов - философ
Зинаида Стародубцева - искусствовед

Страна: Россия Дата проведения: 2015 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Михаил Рыклин 4.7
При написании "Пристани Диониса" мне в качестве ее российской аудитории виделись не анонимные читатели, а друзья, хорошо знавшие Анну Альчук.
Я понял, почему автор "Колымских рассказов", записав пережитое а lа fresco, затем принципиально не переделывал, не переписывал их. Прямая работа памяти в корне отличается от выстраивания литературного произведения; она дает о себе знать короткими выплесками, каждый из которых потом не поддается воспроизведению.
Обычно книги пишутся о внешнем их автору предмете -но у этой книги такого объекта нет: им стала собственная жизнь.
"Пристань" - книга на два голоса: она постепенно вызрела в авторе и была записана уже сложившейся, подобно сновидению.
Михаил Рыклин
Анатолий Рясов 2.8
"Пустырь" - третий роман Анатолия Рясова, написанный в традициях русской метафизической прозы. В центре сюжета - жизнь заброшенной деревни, повседневность которой оказывается нарушена появлением блаженного бродяги. Его близость к безумию и стоящая за ним тайна обусловливают взаимоотношения между другими символическими фигурами романа, среди которых - священник, кузнец, юродивый и учительница. В романе Анатолия Рясова такие философские категории, как "пустота", "трансгрессия", "гул языка" предстают в русском контексте.
Александр Секацкий 4.4
Книга Александра Секацкого посвящена анализу важнейших процессов современности. Здесь представлена новая философия денег, исследуется тихая революция в сфере эротики и сексуальности, очерчиваются контуры новообретенной синтетической медиа-среды. Словом, автор дает абрис того мира, в котором все меньше места остается подлинному, "классическому" субъекту, однако пришедший ему на смену хуматон как последняя версия человеческого в человеке чувствует себя в этой новой реальности словно рыба в воде. Самое главное часто происходит на задворках громких событий, а затем обнаруживает себя внезапно, как нечто непоправимое и окончательно свершившееся.
Виктор Пивоваров, Ольга Серебряная 4.7
Эта в своем роде уникальная книга - результат переписки между философом Ольгой Серебряной и художником Вик­ тором Пивоваровым. Вот что пишет о ней известный лите­ратурный критик Самуил Лурье: "...Всегда были и до сих пор встречаются такие люди, для которых мысли... реальней все­го другого и дороже всего. И прекрасней. И процесс их соз­дания и обмена ими — наивысшее из наслаждений. Главное, эта книжка создает волшебную иллюзию: будто все можно вы­сказать. Будто реальность поддается пониманию (даже если не вся, то недоступные зоны можно хотя бы обозначить и недо­ступность их осознать...)".
Ирина Сироткина 4.3
Откуда берутся авангардные дух и устремленность, как их удержать и сохранить? Чем достигается и поддерживается в себе постоянная открытость изменениям? Как дается, чем добывается творческая и — просто свобода? В поисках ответов на эти вопросы все чаще обращаются к телу, его движениям, внутреннему или "мышечному" чувству. Начиная с Аристотеля принято считать, что у человека всего пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Однако многие пытались и пытаются раздвинуть пределы человеческих возможностей, найти новое, "шестое" чувство, которое помогло бы воспринять еще неизведанное. По своей важности шестое чувство может считаться первым — ведь от него зависят наша способность различать Я и не-Я, наше ощущение собственной активности или субъектности, чувства прямого контакта с миром и близости с другим человеком.
Художники авангарда стали одними из первых, кто оценил значение шестого чувства — потенциал движения, физического действия как источника смысла и экспрессии. Владимир Маяковский свидетельствовал: стихи пишутся в движении, всем телом; Василий Кандинский изучал движение как один из базовых элементов искусства, а Михаил Матюшин использовал кинестезию для "расширения" восприятия. Всеволод Мейерхольд, Виктор Шкловский и многие другие представители авангарда строили свое знание как умение, прием, knowing-how, savoir-faire. В этом им помогли их собственные витальность, энергия, динамизм. Оспаривая тот факт, что знание-умение иерархически подчинено знанию теоретическому, художники авангарда положили начало "двигательному повороту" в гуманитарном знании. Авангард, будучи проектом не только художественным, но и антропологическим, переосмыслил идеи теософии и антропософии о "высшей чувствительности" — непосредственном восприятии иного, высшего мира, о развитии у человека нового, шестого чувства.
Сергей Степанищев 0.0
Эта книга – сборник философских медитаций на разные темы, порой далекие одна от другой. Тем не менее, за каждым из представленных текстов можно различить одного рода продолжающееся усилие, подход к письму как к демонстрации письма, которое, таким образом, чтобы совпадать со своим совпадением с собой – таковы правила игры – должно продолжаться, т.е. в каждый следующий момент открывать перспективы, не предполагающиеся ничем из случившегося, но открывать их таким образом, чтобы ретроспективно, после открытия, они с очевидностью бы из случившегося выводились. Название отсылает к важной особенности постлаканианской философии, видящей мышление присутствующей в ситуации пустоты в качестве того, что открывает последнюю в качестве содержащей бесконечность возможностей, потому что множество без элементов является подмножеством любого множества, в том числе и себя самого
Михаил Трофименков 4.7
В книге «Кинотеатр военных действий» кинокритик Михаил Трофименков прослеживает общую судьбу кинематографа и борьбы за независимость во второй половине XX века, рассказывает о кинематографистах, ставших свидетелями, участниками и жертвами военных переворотов, герильи, репрессий, неоколониальных войн; о солдатах, партизанах и революционерах, ставших кинематографистами. Масштабное полотно свидетельствует о событиях в десятках стран на четырех континентах: Алжире, Вьетнаме, Палестине, Иране, Чили, Аргентине, Франции, Италии, Германии, Японии… везде, где во имя великих идей лилась кровь и экспонировалась пленка.
Игорь Чубаров 4.0
Эта книга посвящена антропологическому анализу феномена русского левого авангарда, представленного прежде всего произведениями конструктивистов, производственников и фактографов, сосредоточившихся в 1920-х годах вокруг журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» и таких институтов, как ИНХУК, ВХУТЕМАС и ГАХН. Левый авангард понимается нами как саморефлектирующая социально-антропологическая практика, нимало не теряющая в своих художественных достоинствах из-за сознательного обращения своих протагонистов к решению политических и бытовых проблем народа, получившего в начале прошлого века возможность социального освобождения. Мы обращаемся с соответствующими интердисциплинарными инструментами анализа к таким разным фигурам, как Андрей Белый и Андрей Платонов, Николай Евреинов и Дзига Вертов, Густав Шпет, Борис Арватов и др. Объединяет столь различных авторов открытие в их произведениях особого слоя чувственности и альтернативной буржуазно-индивидуалистической структуры бессознательного, которые описываются нами провокативным понятием «коллективная чувственность». Коллективность означает здесь не внешнюю социальную организацию, а имманентный строй образов соответствующих художественных произведений-вещей, позволяющий им одновременно выступать полезными и целесообразными, удобными и эстетически безупречными.

Книга адресована широкому кругу гуманитариев — специалистам по философии литературы и искусства, компаративистам, художникам
4.4
Феноменология – одно из самых влиятельных философских направлений ХХ века, сформировавшееся в трудах Гуссерля и Хайдеггера. Психотерапия и деконструкция, экзистециализм и теория искусства, философия науки и религиозная мысль в той или иной степени испытали ее влияние. Одной из самых ярких и масштабных форм феноменологии за пределами Германии стала французская феноменология. В настоящем издании представлены переводы важных работ, написанных ведущими французскими, бельгийскими, швейцарскими феноменологами (Э. Левинас, М.Анри, Ж.-Л. Марион, М. Мерло-Понти, М. Ришир, Р. Бернет, А. Мальдине и Ж. Бенуа), а также комментарии к ним. Составители назвали этот сборник «(Пост) феноменология», чтобы подчеркнуть, что речь идет не о преодолении феноменологии, которая всегда существует, выходя за свои собственные границы, превосходя самое себя, а, скорее, - о раскрытии новых горизонтов для феноменологических исследований.
Игорь Яковенко 0.0
Монография посвящена исследованию проблем модернизации России на современном этапе ее истории. Подробно рассматриваются социально-культурные основания и детерминативы модернизационных процессов. Раскрывается логика перехода от советского этапа модернизации к постсоветскому этапу развития российского общества. Фиксируются значимые социальные и культурные тренды. Обозначаются проблемы и перспективы исторической эволюции российского общества.
Егор Nебо 5.0
Книга представляет собой сборник, состоящий из более чем 200 коротких историй, объединённых одним героем.

Главный герой романа - Александр Николаевич Бырынзило - только тем и занимается, что смотрит вверх, видит в облаках Бога и отчаянно пытается в него поверить. Хочет стать бессмертным и одновременно избавиться от всяких дум.

Мысли одолевают несчастного (или, наоборот, счастливого) сценариста. Он то и дело покачивается в своем кресле-качалке, кушает лобио, размышляя о медитации, прошлом и будущем, звездах и планетах. И о бессмертии души. Именно для этого - бессмертия - он и написал роман. В далеком 2082 году он планирует вернуться на грешную землю.
1 2