Вручение 18 октября 2020 г.

В 2020 году в состав жюри вошли:
— Владимир Обручев (Москва) — редактор, издательство «Бомбора»;
— Мария Черняк (Санкт-Петербург) — литературовед, доктор филологических наук;
— Андрей Танасейчук (Саранск) — литературовед, переводчик, лауреат премии «Двойная звезда»;
— Сергей Соболев (Липецк) — критик, издатель, лауреат премии «Двойная звезда»;
— Роман Арбитман (Саратов) — писатель, критик, сценарист, лауреат премии «Двойная звезда»;
— Михаил Шавшин (Санкт-Петербург) — прозаик, критик, лауреат премии «Двойная звезда».
Секретарь премии — Елена Бойцова (Санкт-Петербург).

Поскольку в 2019 году книг для формирования списка финалистов в номинации «Биографический жанр» не набралось, в этом сезоне организаторы приняли решение вручить в категории «Литературно-критический жанр» две равноценные награды.

Страна: Россия Место проведения: БелФест-2020, г. Пушкин Дата проведения: 18 октября 2020 г.

Литературно-критический жанр

Лауреат
Мария Галина 3.8
В книгу, которая открывает новую серию «Лезвие бритвы», вошли статьи прозаика, поэта, переводчика и литературного критика Марии Галиной из двух циклов, «Фантастика/Футурология» и «Hyperfiction», публиковавшиеся на страницах журнала «Новый мир» с 2010 по 2018 годы. Писательница проходится по всему генеалогическому древу фантастики: среди героев ее эссе Жюль Верн и Питер Уоттс, Чайна Мьевиль и Эдуард Веркин, король Артур и разумный океан Солярис. Человек широчайшей эрудиции, остроумный и наблюдательный критик, особое внимание Мария Галина уделяет литературному и общекультурному контексту, неожиданным параллелям и тонким взаимосвязям явлений. В 2018 году цикл «Hyperfiction» удостоен Международной премии имени Аркадия и Бориса Стругацких.
Лауреат
Мариэтта Чудакова 4.4
"...В том-то вся и соль, что я решительно не знал, о чем этот второй роман должен был быть: что поведать человечеству? Вот в чем беда"

М. А. Булгаков в этом вопросе близок к поискам квадратуры круга - автор ищет тему важную для себя самого, способную преодолеть цензурные преграды.

К тому времени, как пишутся эти строки, автор уже прекрасно знает, "о чем" этот второй роман: не более менее, как о Бога и о Дьяволе. Мастер и Маргарита.

Впервые читатель держит в руках книгу, которая приоткроет завесу тайны великого романа или... сделает его еще более загадочным.

Каков был первоначальный замысел автора?
Как был переписан роман?
Как "МиМ" связан с русской и европейской литературой?
Кто такой Воланд?
Какая судьба первой публикации романа?

На эти и другие вопросы ответит Мариэтта Омаровна Чудакова, автор первой научной биографии М.А. Булгакова, литературовед и, наверно, самый известный исследователь творчества Булгакова.

Издание содержит сканы архивов Музея М.А, Булгакова: рукописи, фрагменты писем Правительству СССР, фото первой редакции романа, интерьеры кабинета автора и многое другое!

Добро пожаловать в загадочный мир маэстро русской литературы, непревзойденного М.А. Булгакова!
Константин Фрумкин 4.2
Культуролог, литературный критик, экономист и футуролог Константин Фрумкин известен читателям фантастики по многочисленным аналитическим статьям, публиковавшимся в самых разных изданиях, от «Нового мира» и «Дружбы народов» до альманаха «Полдень, XXI век», а так же по капитальной монографии «Философия и психология фантастики», выдержавшей два издания. В новую книгу автора вошли статьи и эссе, объединенные общей темой: отражению в фантастической литературе современного общества во всем многообразии его проявлений. К. Фрумкин сопоставляет на первый взгляд несопоставимое, проводит неожиданные и шокирующие параллели между книгами А. и Б. Стругацких и Алистера Кроули, Владимира Савченко и Максима Горького, Мишеля Уэльбека и Роберта Хайнлайна, исследует инструментарий и эволюцию российской интеллектуальной фантастики, раскрывает неявные подтексты романов Виктора Пелевина и Густава Майринка. И, разумеется, размышляет о будущем: фантастики, литературы и человеческого рода вообще.
Дмитрий Хаустов 4.5
Великий британский писатель Джордж Оруэлл одним из первых распознал и исследовал феномены тоталитаризма и идеологии, бурно расцветшие в трагическом XX веке. Внимательное и вдумчивое чтение произведений Джорджа Оруэлла - необходимая, насущная задача для всех, кто хочет научиться распознавать опасности, которые таит современное общество и государственные режимы. Опыт такого внимательного чтения предлагает разделить с читателем историк философии и литературы Дмитрий Хаустов. Продолжая традицию философского комментария, вслед за Беньямином, Агамбеном и Бибихиным, автор вводит нас в проблематику политического мышления Джорджа Оруэлла и рассматривает его творчество - и прежде всего роман "Тысяча девятьсот восемьдесят четвертый" - как новое слово в политической антропологии.
Сагит Шафиков 4.0
Феномен Станислава Лема выходит далеко за границы художественной прозы, в частности в жанре научно-фантастической литературы. Его проза слишком отличается от прототипически развлекательной продукции научной фантастики, чтобы безоговорочно принадлежать ей. Лем превращает науку в литературу и литературу в науку, вводя в каждое повествование огромную дозу информации о принципиально возможных технических достижениях и научных открытиях будущего времени. Основанные на глубоком проникновении в материю, будущие открытия кажутся фантастическими только потому, что пока еще отсутствует инфраструктура для их создания. При этом Лем как литератор, футуролог и философ интересуется не столько научно-технической, сколько социальной стороной этих цивилизационных достижений, которые, безгранично расширяя свободу человека, могут привести его к катастрофе.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, а также для всех, кому интересно творчество С. Лема.
4.5
Имя Валерия Шлыкова знакомо читателям журнала «Найди лесоруба», отмеченного в 2019 году премией «Еврокон» как лучший фэнзин Европы. И отлично знакомо тем, кто внимательно следит за конкурсом «Фанткритик»: десять раз его статьи и рецензии занимали призовые места. В. Шлыкова характеризует обостренный интерес к философским проблемам, которые поднимает фантастика, прогностическим функциям «жанровой» литературы, чуткое внимание к языку и стилю авторов НФ. В дебютную книгу многообещающего петербургского критика вошли материалы, в разные годы удостоенные литературных премий и посвященные сложным, неоднозначным авторам, классикам и современникам от Альфреда Дёблина до Владимира Сорокина, от Станислава Лема до Яцека Дукая.