Янош Гараи — венгерский поэт и драматург.
В 1823—1828 г. обучался в г. Печ, затем, в 1829 году, в университете Пешта.
Активный журналист, в 1838 году переехал в По́жонь (ныне Братислава, Словакия), где редактировал политический журнал Hírnök (рус. Вестник). В 1839 году вернулся в Пешт, где был избран членом-корреспондентом Венгерской академии наук. В 1842 году стал членом литературного общества Пешта (Kisfaludy Társaság).
Основатель Пештского общества драматургов.
В 1834 году написал гекзаметром героическую поэму под названием «Csatár».
Гараи обогатил венгерскую литературу многочисленными лирическими стихами, балладами и сказками. Первый сборник его стихов был опубликован в Пеште; прозаические рассказы появились в 1845 году. В 1847 издал сборник исторических баллад «Az Árpádok. Történeti balladák- s mondákban» («История Арпадов в балладах и преданиях»).
Писал во всех жанрах — от эпоса до юмористических стихов. Из многочисленных произведений Гарая наиболее значительны баллады на исторические темы («Копт») и комическая поэма «Отставной солдат», построенная на фольклорных мотивах, — о Яноше-Хари, имя которого стало в Венгрии нарицательным (Яношем-Хари обычно называют бескорыстного лгуна и фантазёра). В отличавшейся бытовым колоритом лирике Яноша Гараи с очевидностью проступает тяготение к жизненной простоте и правдивости. Из патриотических публицистических стихотворений Гарая лучшее — «Свободен ныне Венгрии народ» (1848), посвящённое борьбе за национальное освобождение страны.
По мотивам комической поэмы «Отставной солдат» Яноша Гарая композитор Золтан Кодай в 1926 г. написал оперу «Хари Янош», а позже симфоническую сюиту под тем же названием.
В 1848—1849 г. был профессором венгерского языка и литературы в Университете Пешта. В своих стихах поддерживал революцию 1848 года. После подавления Весны народов, подвергался преследованиям властями Габсбургов.
После четырёх лет болезни, умер в большой нужде в 1853 году.
Янош Гараи — венгерский поэт и драматург. В 1823—1828 г. обучался в г. Печ, затем, в 1829 году, в университете Пешта. Активный журналист, в 1838 году переехал в По́жонь… Развернуть
Генрих Мартин Вебер — немецкий математик.
Генрих Вебер, сын известного гейдельбергского профессора истории Георга Вебера (1808—1888), родился 5 марта 1842 года в Гейдельберге, учился в Берлине и Гёттингене, был профессором сперва в Кёнигсберге, потом в Страсбурге. В Страсбург он приехал ещё молодым человеком и там провел свою долгую жизнь.
Основные работы Вебера относятся к алгебре, теории чисел и анализу. Знаменит прежде всего своей книгой «Lehrbuch der Algebra», часто именуемой как «Алгебра» Вебера — 2300-страничный трехтомный труд по алгебре и теории чисел.
Генрих Мартин Вебер — немецкий математик. Генрих Вебер, сын известного гейдельбергского профессора истории Георга Вебера (1808—1888), родился 5 марта 1842 года в Гейдельберге,… Развернуть
Георг Вебер — немецкий историк и филолог.
Был учителем, а потом директором Высшей городской школы в Гейдельберге. Известность учёного он приобрёл сочинением «Кальвинизм и его отношение к государству». Главная работа Вебера — «Всеобщая история для образованных классов».
Георг Вебер — немецкий историк и филолог. Был учителем, а потом директором Высшей городской школы в Гейдельберге. Известность учёного он приобрёл сочинением «Кальвинизм и его… Развернуть
Василий Виноградов - педагог и автор учебно-методических пособий для начальных народных училищ, публицист, краевед, автор-составитель научно-популярных иллюстрированных изданий (путеводители, календари, фотоальбом), связанных с историей Нижнего Новгорода и его окрестностей.
Василий Виноградов - педагог и автор учебно-методических пособий для начальных народных училищ, публицист, краевед, автор-составитель научно-популярных иллюстрированных изданий… Развернуть
Александр Васильевич Михайлов — русский и советский филолог, историк русского языка, литературы и письменности; член-корреспондент АН СССР (02.12.1922).
Родился 22 марта (3 апреля) 1859 года в Санкт-Петербурге. Окончил Холмскую гимназию в 1880 году и историко-филологический факультет Московского университета в 1884 году. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1888 году сдал магистерский экзамен и в следующем году был направлен слушать лекции в Венском и Берлинском университетах. Изучая славянские рукописи во многих европейских городах, в 1890 году он обнаружил в Венской придворной библиотеке сербский список «Учительного евангелия» XIV века.
Вернувшись в 1892 году в Россию, был направлен Министерством просвещения изучать древлехранилища Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых провинциальных городов с целью изучения библейских рукописей. В 1895 году он был определён лектором русского языка в Варшавский университет.
В 1904 году защитил магистерскую диссертацию «К вопросу о литературном наследии святых Кирилла и Мефодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях», а в 1913 году — докторскую диссертацию на тему «Опыт изучения Книги Бытия. Паремийная редакция»; в 1915 году был отмечен Академией наук большой Ломоносовской премией. С 1905 года — экстраординарный, а с 1913 года — ординарный профессор. В 1914 годы был уволен из университета по прошению и с 1915 года стал преподавать в Московском университете.
Состоял членом Комиссии по составлению диалектологической карты русского языка. Возглавлял кафедру русского языка и русской литературы историко-филологического факультета Московского университета с 1919 по 1922 год. Преподавал также в Костромском педагогическом институте (1920—1923) и педагогическом факультете Смоленского университета (1923—1924).
С 1908 года состоял членом комиссии по изданию памятников древнерусской письменности; с 1914 года — членом Московского археологического общества. Также он входил в состав Диалектологической комиссии, Словарной комиссии и Библейской комиссии. Для Библейской комиссии он, как инициатор научного издания славянской Библии (ещё в 1903 году), о в течение 1915—1922 годов подготовил правила издания древнеславянских текстов.
Умер 10 августа 1927 года в Москве.
Александр Васильевич Михайлов — русский и советский филолог, историк русского языка, литературы и письменности; член-корреспондент АН СССР (02.12.1922). Родился 22 марта (3… Развернуть
Забел Есаян (девичья фамилия Ованесян) родилась 4 февраля 1878 года, в разгар русско-турецкой войны, в одном из кварталов константинопольского района Ускюдар — Силидаре, в семье Мкртича Ованесяна. Посещала начальную школу Святого Креста (Սուրբ Խաչ). С 1895 года жила в Париже, где изучала литературу и философию в Сорбонне.
Вдохновленная французским романтическим движением XIX века и возрождением армянской литературы на западно-армянском диалекте, она стала заниматься поэтическим творчеством. Её первые прозаические стихотворения («Ночная песня») появилась в журнале «Цахик» («Цветок») в 1895 году. Она публиковала короткие рассказы, литературные эссе, статьи и переводы на французском и армянском языках в периодических изданиях «Меркюр де Франс», «Юманите», «Масис», «Анаит», «Аревелян мамул». Корректировала французско-армянский словарь. Автор романов «В зале ожидания», (1903), «Вечерняя заря Скютари» (1903). Романы «Фальшивые таланты» (1905), «Даровитые люди» (1907) вызвали большой интерес к автору. Есаян разоблачала преступную политику султана Абдул-Хамида II по отношению к армянам. Живя в Париже, вышла замуж за художника Тиграна Есаяна. У них было двое детей: Софи и Грант.
После младотурецкой революции в 1908 году Забел Есаян вернулась в Константинополь. В 1909 году она побывала в Киликии, в городе Адане и опубликовала серию статей о киликийской резне. Трагической судьбе армян в Киликии посвящены её произведения: роман «Среди руин» (Աւերակներու մէջ, Константинополь, 1911), повесть «Проклятье» (1911), рассказы «Сафис» (1911) и «Новая невеста» (1911). Это не просто описание увиденного, но и обобщения и раздумья.
Есаян была единственной женщиной в списке армян, намеченных для ареста и депортации 24 апреля 1915 года в Османской империи младотурецким правительством. Но Забел, вместе с группой общественных деятельниц и жен арестованных, смогла избежать заключения и перебраться в Болгарию, а затем на Кавказ, в Тифлис, где занималась вопросами устройства армянских беженцев, записывая их рассказы о зверствах, которые имели место во время геноцида армян. Одновременно вела большую общественную деятельность, собирая для пострадавших деньги, одежду, питание и медикаменты.
В Константинополе. В первом ряду справа налево: Григор Зограб, Левон Шант, Есаян.
1918 год застал её на Ближнем Востоке в организации переселения беженцев и сирот. Во время этих поездок ею написаны повести «Последний стакан» (Վերջին բաժակը), «Моя душа в изгнании» (Հոգիս աքսորեալ, 1919), «Мелиха Нури ханум» (последняя увидела свет в 1927 году в Армении, а через год была переведена на французский язык и издана в Париже).
Её поддержка Советской Армении была искренней. В романе «Отступающие силы» (Նահանջող ուժեր, 1923) она описывает жизнь простых людей того времени. В 1926 году она побывала в Армении и вскоре после этого опубликовала свои путевые впечатления под характерным названием «Прометей освобожденный» (Պրոմէթէոս ազատագրուած, Марсель, 1928). В 1933 году она решила обосноваться в Советской Армении вместе со своими детьми. В 1934 году приняла участие в первом съезде советских писателей СССР в Москве.
Живя в Армении, Есаян преподавала в Ереванском государственном университете западно-европейскую и армянскую литературу и продолжала писать. Её лекции собирали слушателей со всего города. Этому периоду принадлежат её повесть «Огненная рубашка» (Կրակէ շապիկ, Ереван, 1934; русский перевод: М., 1936), автобиографическая книга «Сады Силидара» (Սիլիհտարի պարտէզները, Ереван, 1935), роман «Барпа Хачик».
Забел Есаян известна и как редактор, литературный критик и переводчик, в частности, она блистательно перевела Метерлинка. В свою очередь, её произведения переводились на английский, болгарский, немецкий, русский, турецкий, французский языки. «Есаян — первая выдающаяся женщина-романист в нашей литературе, чуть ли не самый крепкий мастер романа у нас, наделенная аналитическим умом и даром проникновения в психологию», — отмечал видный армянский писатель Акоп Ошакан.
В 1937 году, во время сталинского террора была арестована по обвинению в национализме и антисоветской агитации. Обстоятельства её смерти не выяснены. Принято считать, что в январе 1939 года Есаян была приговорена к расстрелу, а 8 мая 1939 года приговор был заменен на десять лет ссылки в Сибирь, где она предположительно утонула в 1943 году. Краткая литературная энциклопедия (1964) и Большая советская энциклопедия (1972) в качестве даты и места смерти приводят 1937 г., Ереван.
В 2009 году в Армении о её жизни был снят документальный фильм «В поисках Забел Есаян» (режиссёры Лара Агаронян и Талин Суджян).
Забел Есаян (девичья фамилия Ованесян) родилась 4 февраля 1878 года, в разгар русско-турецкой войны, в одном из кварталов константинопольского района Ускюдар — Силидаре, в семье… Развернуть
Эдуард Карлович Пекарский — русский и советский лингвист, этнограф, фольклорист польского происхождения; член-корреспондент (1927) и почётный член (1931) АН СССР.
Секретарь Отделения этнографии Русского географического общества, автор трудов по этнографии якутов и эвенков, составитель фундаментального словаря якутского языка.
Эдуард Карлович Пекарский — русский и советский лингвист, этнограф, фольклорист польского происхождения; член-корреспондент (1927) и почётный член (1931) АН СССР. Секретарь… Развернуть
Василий Васильевич Андреев — виртуоз-балалаечник, общественный деятель, организатор и дирижер Великорусского оркестра народных инструментов, всю жизнь посвятивший возрождению традиции игры на балалайке. Отсутствие профессиональной музыки для народных инструментов подвигли Андреева к созданию пьес для балалайки и фортепиано, среди которых большую часть составляют вальсы. Его сочинения по сей день пользуются популярностью как в авторском виде, так и в виде переложений для различных составов.
Василий Васильевич Андреев — виртуоз-балалаечник, общественный деятель, организатор и дирижер Великорусского оркестра народных инструментов, всю жизнь посвятивший возрождению… Развернуть
Виктор Николаевич Васильев — российский и советский учёный-этнограф и фольклорист, исследователь культуры народов Севера России.
Василий Михайлович Скворцов — русский публицист, издатель, православный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения; издатель газеты «Колоколъ» и журнала «Миссіонерское Обозрѣніе»; тайный советник.
Родился 12 января 1859 года в семье священника. В 1879 году окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1884 году окончил Киевскую духовную академию; в 1885 преподавал в Каменец-Подольской духовной семинарии, служил миссионером Киевской и Полтавской епархий.
В 1895 году был определён на должность чиновника особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода (в обер-прокурорство К. П. Победоносцева).
В 1896 году основал ежемесячный журнал «Миссіонерское Обозрѣніе», который издавался и редактировался им в течение 20 лет.
В 1906 году основал ежедневную церковно-политическую газету «Колоколъ»; с 1910 года издавал бесплатное популярное приложение — «Голосъ истины. Еженедельное иллюстрированное церковно-народное апологетическое изданіе».
Как участник право-монархического движения, состоял членом Русского Собрания, товарищем председателя Союза правой русской печати; в 1909—1-й половине 1915 — член Главной палаты Русского народного союза имени Михаила Архангела. Принимал участие во Всероссийских съездах русских людей и других монархических мероприятиях, входил в состав Редакционной комиссии «Книги русской скорби», сотрудничал с журналом «Прямой путь».
С 1915 года несколько изменил свою политическую ориентацию, став на позиции терпимости и защиты прав инородцев, вышел из состава РНСМА и совместно с В. Г. Орловым организовал Отечественный патриотический союз, в который разрешалось вступать инородцам, включая евреев.
Во время гражданской войны на юге России, в мае 1919 года, возглавил правую организацию «Союз русских национальных общин».
В эмиграции с 1921 года жил в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев, в городе Панчево (Сербия). Член Всезаграничного церковного собора в Сремских Карловцах (1921). С 1925 года преподавал в Сараевской семинарии.
Умер 3 мая 1932 года в Сараеве. Похоронен там же 4 мая 1932 года.
Василий Михайлович Скворцов — русский публицист, издатель, православный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения; издатель газеты «Колоколъ» и журнала… Развернуть
Иоанн Флегонтович Гиляревский - священник.
Родился в 1874 году в селе Нармочь Меленковского уезда Владимирской губернии в семье священника Флегонта Ивановича Гиляревского (1848-1912) и Марии Андреевны, урожденной Суворовой (1850-1901). У Ивана было четыре брата - Дмитрий, Вячеслав, Александр и Андрей, и две сестры - Ольга и Варвара.
В 1884 году священник Флегонт Гиляревский был переведен из села Нармочь в село Воймига Гаврилово-Посадского уезда (сейчас Ивановская область). Там он жил со своей семьей до конца жизни. В семье было семеро детей – пятеро сыновей (Дмитрий, Иван, Вячеслав, Александр и Андрей) и две дочери (Ольга и Варвара). После смерти родителей в Воймиге жила младшая дочь Варвара со своей семьей. Ее муж, Александр Михайлович Тихомиров, наследовал священническое место о. Флегонта и служил в той же церкви.
В 1896 году Иван закончил Владимирскую духовную семинарию и женился на Марии Ерастовне Доспеховой, дочери священника. У о. Иоанна и Марии Ерастовны родились трое детей: дочь Нина (1900-1980), сыновья Василий (погиб во время Великой отечественной войны) и Борис (умер в младенчестве).
С 1897 года служил священником Воскресенской церкви погоста Листвено Судогодского уезда Владимирской губернии. Помимо забот о приходе, о. Иоанн преподавал Закон Божий в народных школах Судогодского уезда.
Скончался в 1920 году, оставив сиротами 20-летнюю Нину и маленького Васю.
Иоанн Флегонтович Гиляревский - священник. Родился в 1874 году в селе Нармочь Меленковского уезда Владимирской губернии в семье священника Флегонта Ивановича Гиляревского… Развернуть
Князь Николай Николаевич Голицын — действительный статский советник, историк и библиограф. Из четвёртой ветви рода Голицыных.
Соколов Дмитрий Иванович (1788-1852) Со второй четверти XIX в. начинается изучение истории горного образования в целом и Горного института в частности. В 1830 г. увидела свет монография профессора Горного института Соколова Д.И. «Историческое и статистическое описание Горного кадетского корпуса», которая по сей день является ценным источником по истории учебного заведения.
Соколов Дмитрий Иванович (1788-1852) Со второй четверти XIX в. начинается изучение истории горного образования в целом и Горного института в частности. В 1830 г. увидела свет… Развернуть
Николай Григорьевич Филянский — украинский поэт, переводчик, прозаик, музеевед.
Сын священника. Окончил геологическое отделение физико-математического факультета Московского университета (1899). Одновременно учился в художественной студии В. Серова и архитектурной мастерской профессора Шехтеля. В 1906—1917 годах работал на Урале геологом.
После Октябрьского переворота в 1918 г. вернулся на Украину. Заведовал агрошколой в с. Яреськи на Полтавщине, работал в лесничестве в с. Сорочинцы. Активно работал в музеях Украины: в Полтавском краеведческом музее (с 1924 года), в Социалистическом музее им. Артёма в Харькове (с 1926 г.); с 1931 был организатором и, до ареста, директором музея истории Днепростроя в Запорожье. В 1936—1937 годах принимал участие в оформлении экспозиций Центрального исторического музея в Киеве.
Несмотря на лояльность к Советской власти, 11 октября 1937 г. был арестован. Расстрелян 12 января 1938 года в Киеве.
По ходатайству вдовы реабилитирован посмертно 21 ноября 1959 г. Военной коллегией Верховного суда СССР «за отсутствием состава преступления».
Литературное творчество начал в Москве, тяготея к символизму. Печатался преимущественно в «Украинской хате». В 1904 году совершил путешествие по Украине и написал труд «Наследие Украины», изданный в Москве в 1905 г.
Стихи начал печатать с 1906 года в журналах и газетах «Родной край», «ЛНВ», «Сияние», «Луч» и др. Издал в Москве два сборника преимущественно мистически-религиозных стихов: «Лирика» (1906) и «Calendarium» (1911). Однако лучшие стихи показали бесспорный лирический талант автора, его стремление воссоздать духовный мир своего современника самобытным художественным языком.
В 1920-х гг. печатал стихотворения в журнале «Красный путь», издал сборник стихов, полных любви к родному краю «Целую землю» (1928), который отразил творческий рост Филянского как тонкого лирика, усиление в его творчестве патриотически-общественных мотивов. Как поэт в своей художественной палитре соединил достояние украинской классической поэзии с новейшими художественными поисками в области формы.
Автор книг путевых очерков археологически-исторического и экономического характера «От порогов до моря» (1928). Перевёл либретто оперы «Пиковая дама», стихи Григория Сковороды на современный язык и т. д.
Николай Григорьевич Филянский — украинский поэт, переводчик, прозаик, музеевед. Сын священника. Окончил геологическое отделение физико-математического факультета Московского… Развернуть
Товарищ статс-секретаря по I отделению Собственной Его Величества канцелярии и директор инспекторского департамента гражданского ведомства, тайный советник, камергер (1831); писатель-мистик, переводчик; масон.
Внебрачный сын известного мистика Ивана Владимировича Лопухина (1756 – 1816) от крепостной Матрены Ефимовны Никитиной (1760 – после 1820), ставшей впоследствии (1813) его женой. Приёмный сын купца 3-й гильдии (1811) Ивана Кирилловича Ковалькова (Коваликова) (1764 – после 1819) и Анисьи Ефимовны, урожд. Никитиной (ок. 1779 – ?).
Женат на N Сергеевне, урожд. Плещеевой.
Погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Дети: Александр (1826 – 1902); Наталья (1827 - 1829); Мария, в замуж. Селиверстова (? - 1896); Александра.
Товарищ статс-секретаря по I отделению Собственной Его Величества канцелярии и директор инспекторского департамента гражданского ведомства, тайный советник, камергер (1831);… Развернуть
Журналист, переводчик, критик, писатель, присяжный поверенный.
Окончил Харьковскую гимназию, поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1858 был исключён за участие в студенческих волнениях.
Вскоре выехал за границу — в Германию, Францию и Бельгию, где жил, постоянно наезжая в Россию, до 1863 г. Н. Н. Мазуренко установил связь с А. И. Герценом и вскоре стал деятельным корреспондентом «Колокола», «Полярной звезды», «Голосов из России».
В 1861 г. Н. Н. Мазуренко возвратился в Россию, познакомился с Н. А. Добролюбовым, вручив ему рекомендательное письмо его товарища по Главному педагогическому институту харьковского актёра Л. Н. Самсонова. Стал бывать у Добролюбова и, вероятно, сблизился с зарождавшимся революционным подпольем. После похорон Добролюбова (после 20 ноября 1861) Н. Н. Мазуренко вновь уехал за границу, но вскоре возвратился в Россию.
В начале 1863 г. он возвратился в Петербург и вскоре уехал на много лет в провинцию (Харьков, Таганрог), где занимался адвокатурой. В «Современнике» (1863, № 3) под псевдонимом-анаграммой «Окнерузам» был напечатан рассказ «Записки хуторянина» — картина жизни земледельцев в степи. В газете «Народное богатство» (1863, № 256 и 258) была помещена статья «По поводу сатир М. Е. Салтыкова-Щедрина» (они «с удовольствием и пользою прочтутся не только нашими детьми, но, пожалуй, и внуками»). В газете «Очерки» (1863, № 56, 57, 58) — статья «Молодое поколение. Отрывок из письма одного из подрастающих детей отцу — Тургеневу» с резко отрицательной оценкой романа «Отцы и дети».
Кроме того, Мазуренко Николай Николаевич напечатал ещё несколько статей в «Заграничном вестнике» и некоторых других изданиях. В связи с отъездом из Петербурга дальнейшая литературная деятельность практически прекратилась.
В 1900 г. он вновь приехал в Петербург.
В начале XX в. Николай Николаевич печатал воспоминания. Страницы, посвящённые А. И. Герцену, Н. А. Добролюбову и М. Е. Салтыкову-Щедрину, сохраняют интерес и переиздавались в советское время. Написанные им воспоминания о Герцене, Огарёве и Бакунине пока не найдены.
Начиная с 1900 г. тяжело нуждавшийся Н. Н. Мазуренко без разбора сотрудничал в «Новом времени», «Слове», «России», «Биржевых ведомостях», «Петербургском листке», «Юридическом вестнике», «С.-Петербургских ведомостях» и других изданиях, переводил для издателя В. И. Губинского с английского и французского и так далее.
К концу жизни Николай Николаевич Мазуренко эволюционировал вправо, особенно после 1905 г., когда он стал прославлять манифесты Николая II.
Составил технический рус.-фр.-нем.-англ. словарь (Киев, 1902).
Автор книги «Всероссийские земские соборы. Исторический очерк» (СПб., 1905). В книге рассказывается о всероссийских сословно-представительских учреждениях России в середине 16‒17 вв. Написал очерк «Первая харьковская университетская история. (Из воспоминаний старого студента)» («Исторический вестник», 1907, т. 109, № 9).
Умер после 1914 г. (по некоторым данным в 1918 г.).
Журналист, переводчик, критик, писатель, присяжный поверенный. Окончил Харьковскую гимназию, поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1858 был исключён… Развернуть