11 августа 2021 г., 16:11

1K

Как великие философы решили бы ваши проблемы: 5 простых советов для сложных ситуаций

43 понравилось 2 комментария 6 добавить в избранное

Когда жизнь наступает на горло, меньше всего думаешь о философии. Пытаешься обрести поддержку среди близких, максимум — гуглишь «как жить, если …». Искать ответы в тяжеловесных философских трактатах точно не захочется.

Хорошо, что авторы книги Что бы сказал Ницше? Как великие философы решили бы ваши проблемы сделали это вместо нас. Оказывается, великим мыслителям есть что сказать даже по поводу рутинных проблем — как решить спор из-за комфортной температуры в комнате, что посмотреть на досуге и какую машину купить. Конечно, ни Аристотель, ни Кант не писали об этом в своих трудах, — но можно предположить, какие советы они могли бы дать, опираясь на основные идеи в их учениях.

Как исцелить разбитое сердце?

Вы страдаете. Возможно, испытываете почти физическую боль. Как справиться с этим? Самый жизнеутверждающий совет дал бы Фридрих Ницше, которого тоже в своё время отвергла возлюбленная. Боль — важная часть жизни, значит, нужно найти в ней смысл. Ницше сказал бы, что страдание — это возможность стать сильнее. Боль утихнет, произойдут новые радостные события, и вы будете ценить их ещё больше.

Посочувствовал бы вам и Будда, который стал бы отличным духовным наставником. Гаутама знает, что мир полон страданий, — если бы не расставание, нашёлся бы другой повод посетовать на жизнь. Чтобы перестать страдать, избавьтесь от желаний и привязанностей. Не будет слишком ярких радостей, не будет и глубокой боли.

Более резкий совет дала бы Симона де Бовуар, не привыкшая жалеть ни себя, ни других. Делать другого человека смыслом своей жизни — большая ошибка, ваше счастье должно зависеть только от вас. Симона предложила бы вам оглянуться вокруг и заметить, как много любопытного происходит в мире. Вы можете найти утешение, отвлекаясь на другие вещи или на других людей (а почему бы и нет?).

картинка Arlett
Иммануил Кант и Иеремия Бентам

Можно ли «идти по головам» ради продвижения по службе?

Вы хотите получить повышение, но для этого придётся «подвинуть» коллег. А вдруг этот поступок сочтут аморальным? Вы не хотите никому вредить, но и от собственных интересов отказываться не собираетесь.

Мы стараемся следовать золотому правилу нравственности: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Конфуций поддержал бы вас в этом стремлении и отметил, что ваши действия ни в коем случае не должны вредить коллегам. С ним согласился бы Иммануил Кант: согласно его категорическому императиву, мы должны воспринимать других людей как цель, а не как средство. Значит, использовать их для реализации своих желаний неправильно.

Но есть и другое мнение: к примеру, Никколо Макиавелли сказал бы вам, что ради достижения высшего блага не только можно, но и нужно нарушать правила. Моральность действия определяется финальным результатом. Иеремия Бентам называл это утилитаризмом: морально правильным считается то, что приносит наибольшее счастье или наименьший вред наибольшему количеству людей. Поэтому, если вы уверены, что ваше повышение благотворно повлияет на работу всей команды, — дерзайте! В конце концов, Ницше не стал бы сомневаться вовсе — нужно реализовывать свой потенциал, не оглядываясь на других, потому что выживает сильнейший…

картинка Arlett
Фридрих Ницше. Источник

У меня было тяжёлое детство, поэтому я такой вредный

Кто виноват в том, что вам нагрубил водитель такси: сам водитель или предыдущий пассажир, который вывел его из эмоционального равновесия? А может быть, родители этого человека, которые не научили его справляться со своими эмоциями?

Сейчас модно оправдывать плохие поступки старыми травмами и тяжёлым детством — и это не лишено смысла. Но если любое действие вызвано чем-то другим, мы окажемся в бесконечной цепи событий. Кто в ответе за то, что мы совершаем прямо сейчас?

Фридрих Ницше даёт однозначный ответ: нельзя позволять нашему прошлому и культурной среде определять, кто мы есть. Нужно превзойти самих себя — взять ответственность за совершаемые поступки и «стать режиссёром своей жизни». Отвечать за всё плохое и хорошее всё равно придётся самим.

картинка Arlett
Ролан Барт и Аристотель

Что художественного в куче мусора?

Если в художественной галерее вы наткнётесь на непонятный объект — не торопитесь ругать современное искусство. О том, что такое искусство, спорят до сих пор — можно хотя бы подслушать мнение экспертов, чтобы не выносить совсем голословные суждения.

Самое простое объяснение искусства дал Платон — это имитация реального мира. Имитация, конечно, не может быть лучше оригинала, поэтому зачем вы тратите время, глазея на картины, — идите в ближайший парк!

А вот по мнению Аристотеля, функция искусства — не только изображать реальный мир, но и добавлять новые смыслы. Если, созерцая статую Давида, вы чувствуете эмоциональный и интеллектуальный отклик, — значит, это произведение искусства. И все остальные предметы нужно оценивать по этому критерию. Его бы поддержал Ролан Барт, сказав, что художник не может повлиять на судьбу своего творения. Только зритель решает, есть ли смысл в конкретном произведении, и является ли оно искусством.

Совершенно иначе думает Джордж Дики. Он уверен: право называть что-то искусством есть только у «художественного мира» — людей, разбирающихся в истории и теории искусства. Значит, путь от мастерской до места в галерее проходят те артефакты, которые были одобрены экспертами, — нравится вам это или нет.

К счастью, вы можете прислушаться к любому из мнений. Или не слушать никого — никто же не заставляет вас смотреть на то, чего вы не понимаете?

картинка Arlett
Артур Шопенгауэр и Сократ

Я боюсь смерти. Это нормально?

Конечно, нормально. Как и все остальные чувства, которые вы испытываете. Но если этот страх мешает жить — стоит с ним разобраться.

Проще всего справиться со страхом смерти удаётся последователям религий. Религии обещают нам загробную жизнь, — значит, конца нет, а есть новая форма существования. У этого решения есть свои минусы: загробная жизнь тоже может пугать. Особенно если вы не уверены, что жили добродетельно, и боитесь расплаты за возможные грехи…

Сократ бы сказал, что смерть — хорошее состояние. Если после неё ничего нет, вы сможете отдохнуть после бурной жизни. А Эпикур добавил бы: пока мы живы, смерти не существует, а когда она придёт, не будет нас. И зачем волноваться?

Некоторые философы видели в смерти исключительное благо. К примеру, Артур Шопенгауэр считал, что жизнь — бессмысленная цепочка страданий, а значит, смерть — счастливое избавление. К тому же вы уже были «там» до своего рождения, а значит, ничего нового (и ничего страшного!) с вами не случится.

Всё-таки лучший способ избавиться от страха смерти — не думать о ней, а быть слишком занятым тем, чтобы жить и наслаждаться. Попробуйте!

Источник: ЛитРес: Журнал
В группу Статьи Все обсуждения группы
43 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 2

Задумка очень интересная. Только боюсь, что сборник цитат от философов по озвученным темам может легко превратиться в нравоучения по типу "что по мнению автора сказали бы философы". А это может быть далеко то правды.

Эпикур вообще неиссякаемый источник здравых мыслей.

Чем больше читаю древних философов, тем сильнее недоумеваю - всё уже придумано и сказано до нас, причем на редкость изящно, чего ещё недостает, чтобы начать это применять?

"Ничего не будет достаточно тому, кому достаточного мало". 

"Для того, кто не знает, куда плыть, попутного ветра не бывает".

"Друг - это одна душа, обитающая в двух телах"

"Величайшее несчастье - быть счастливым в прошлом"

"Гнев есть кратковременное безумие"

"Аллах дал нам  два уха, но всего один язык  - чтобы мы много слышали, но слова берегли"

"Если не можешь изменить обстоятельства - измени свое отношение к ним "

"Сколько можно рассуждат, каким должен быть человек? Пора стать им!"

"Когда мы говорим с тем, с кем говорить нельзя - теряем мы слова.

Коогда молчим с теми, с кем можно говорить -теряем мы людей.

Мудрый не тратит понапрасну слов и также не теряет людей".