21 мая 2021 г., 12:21

5K

Шикарные особняки, подвесные домики и бывшая коммуналка: как устроены резиденции для писателей

45 понравилось 5 комментариев 3 добавить в избранное

Где писали свои шедевры Трумен Капоте, Джонатан Франзен, Чарли Кауфман и другие знаменитые авторы.

Когда писателю для работы над книгой нужно сбежать от быта, он приезжает в арт-резиденцию. В таких местах любили бывать как классики вроде Эрнеста Хемингуэя и Трумена Капоте, так и современные звезды литературы вроде Майкла Шейбона или Филипа Рота. Рассказываем о культовых резиденциях США и Европы, и их самых известных гостях.

Что такое арт-резиденции и зачем они нужны

В конце XIX — начале XX века в США и Европе стали появляться арт-резиденции, места для уединенного творчества. Это оборудованная всем необходимым студия, в которой художники, музыканты, писатели и скульпторы могут спокойно работать. Проживание в них часто бесплатное, плюс авторам выплачивается стипендия. Резиденции могут быть как специализированными, например только для художников, так и междисциплинарными. Некоторые находятся в старинном особняке, а другие в заброшенной коммунальной квартире.

Резиденция — это в первую очередь место для вдумчивой работы над проектом. Написанное можно обсудить с другими гостями, такими же людьми искусства, которые могут помочь советом и критикой. Если в момент возникновения резиденции были способом самоорганизации небольших групп художников, то к середине XX века они превратились в самостоятельные культурные центры. У многих есть собственный лекторий или выставочный зал, а отбором гостей занимается целый экспертный совет. Но смысл резиденций остался прежним: здесь можно самоизолироваться от бытовых проблем и сконцентрироваться на творчестве.

Монпарнас: окраина Парижа, ставшая центром мирового искусства

История Монпарнаса началась в XVII веке, когда это был невысокий холм, заваленный большой кучей строительного мусора. Здесь собирались парижские студенты, чтобы выпить вина и почитать стихи. Место сборищ они в шутку назвали горой Парнас (Montparnasse). В греческих мифах на горе Парнас обитали музы поэзии и пения, а также Вакх, бог вдохновения и виноделия. В 1760 году холм выровняли, чтобы провести бульвар, и Монпарнас превратился из пустыря в пригород Парижа.

Долгое время Монпарнас оставался бедной окраиной. В XIX веке здесь стали собираться «проклятые поэты», такие как Шарль Бодлер и Поль Верлен, которых привлекало дешевое жилье и развлечения. А в начале XX века район стал прибежищем молодых художников. Они селились в специально оборудованном жилом комплексе «Улей», который был основан скульптором и филантропом Альфредом Буше. Там было 120 студий-ателье, которые Буше сдавал за смешную цену: два месяца аренды стоили как пара обедов. В этом комплексе жили и работали Марк Шагал, Александр Архипенко, Амедео Модильяни. Вслед за художниками на Монпарнас стали стекаться творческие люди Франции, а потом и всего мира.

картинка Arlett
Жилой комплекс «Улей» на Монпарнасе, где жили Марк Шагал и Амедео Модильяни. Источник: tellerreport.com / Nelly Maurel

Многие кафе и рестораны Монпарнаса стали местами, где рождалась литература ХХ века. Самым знаменитым было кафе «Клозери де Лила». В нем бывали Оскар Уайльд, Теофиль Готье и Эмиль Золя. За столиком этого кафе Эрнест Хемингуэй написал роман «И восходит солнце» и спорил с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. В закусочные и рестораны по соседству в разные годы приходили Владимир Маяковский, Уильям Фолкнер, Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Джеймс Джойс и многие другие. Обсуждали написанное, спорили и потом возвращались в свои дешевые комнаты, чтобы продолжать работать.

картинка Arlett
Современный вид кафе «Клозери де Лила», где бывали Оскар Уайльд, Эмиль Золя, Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Фицджеральд. Источник: loseriedeslilas.fr

Говоря строго, Монпарнас не был арт-резиденцией в современном смысле. Это было спонтанно образованное сообщество творцов, которые собрались в одном городском районе. Но приезжали они сюда для того же, для чего приезжают в резиденцию — ради места, где можно спокойно работать, не слишком беспокоиться о плате за аренду и еду. Этот Монпарнас, который вспоминают Хемингуэй в «Празднике, который всегда с тобой» и Миллер в «Тропике Рака», закончился вместе с началом Второй мировой войны. Многие художники и писатели были убиты нацистами, другие бежали из Парижа.

Яддо: американская резиденция, где нужно соблюдать тишину

картинка Arlett
Резиденция Яддо в штате Нью-Йорк, США. Это место посещали Сильвия Плат, Ханна Арендт, Трумен Капоте и Джонатан Франзен. Источник: dreamstime.com

Резиденция Яддо в городе-курорте Саратога-Спрингс была основана в 1900 году финансистом Спенсером Траском и его женой, писательницей Кейт Траск. После смерти своих детей они остались без наследников и решили превратить поместье в место «отдыха и восстановления сил для авторов, художников, скульпторов, музыкантов». В 1926 году, уже после смерти четы Траск, Яддо открылся в качестве арт-резиденции.

Цель Яддо в том, чтобы дать авторам возможность работать не отвлекаясь, поэтому здесь довольно строгие правила. С 09:00 до 16:00 — часы работы, в которые просят соблюдать тишину. После этого времени можно немного пошуметь и пригласить гостей, но только до 22:00. В Яддо почти нет сторонних активностей, только прогулки по лесу, плавание в бассейне, игра в бильярд или пинг-понг. Бассейн был построен только благодаря писателю Джону Чиверу, который ценил атмосферу Яддо и в благодарность передал резиденции гонорар за экранизацию рассказа «Пловец». Чтобы поработать в спокойной обстановке, Яддо посещали Сильвия Плат, Ханна Арендт, Трумен Капоте, Марио Пьюзо, Сол Беллоу, Колм Тойбин, Джонатан Франзен и Дэвид Фостер Уоллес. Особо любил Яддо Филип Рот, написавший здесь романы «Случай портного», «Большой американский роман» и «Грудь». Последний Рот даже посвятил резиденции и ее директору Элизабет Эймс.

МакДауэлл: еще одна американская резиденция с 32 студиями

картинка Arlett
Резиденция Макдауэлл в штате Нью-Гэмпшир, США. Здесь бывали Майкл Шейбон и Джеффри Евгенидис. Источник: resartis.org

Конкуренцию Яддо составляет резиденция Макдауэлл в штате Нью-Гэмпшир. В 1907 году ее основали пианистка Мэриан Макдауэлл и ее муж, композитор Эдвард Макдауэлл. Супруги говорили, что пейзажи Нью-Гэмпшира помогают им писать музыку, поэтому приобрели здесь ферму и построили поместье. После смерти Эдварда Мэриан собрала средства с помощью некоммерческих организаций и превратила поместье в арт-резиденцию.

Всего в поместье 32 студии. Это отдельные домики, выполненные в разных архитектурных стилях. В одной из студий Джонатан Франзен работал над «Поправками» в 1997 году, а спустя 20 лет Чарли Кауфман написал значительную часть «Муравечества». Майкл Шейбон побывал в поместье Макдауэлл как резидент 13 раз и написал там почти все свои романы, включая «Потрясающие приключения Кавалера & Клея», «Союз еврейских полисменов» и «Лунный свет». Джеффри Евгенидис начал писать в Макдауэлле роман «Средний пол». Также гостями резиденции были Эдгар Доктороу, Торнтон Уайлдер и Энн Пэтчетт.

C 1960 года Макдауэлл вручает медаль за выдающийся вклад в культуру и искусство. Экспертный совет выбирает кандидата из семи дисциплин, которые поддерживает резиденция: архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр, литература, кинематограф и междисциплинарное искусство. Первым медалистом Макдауэлл был Торнтон Уайлдер, а недавно ими стали Дэвид Линч, Арт Шпигельман, Тони Моррисон и Элис Манро.

Фонд Яна Михальского: архитектурное чудо у швейцарских гор

В 1986 году Вера Михальски вместе с мужем Яном основала издательство Noir Sur Blanc. Ян и Вера публиковали французские переводы авторов из Восточной Европы и переводы на польский крупных западных писателей — Чарльза Буковски, Генри Миллера и Умберто Эко. После смерти Яна в 2004 году Вера создала фонд его имени. Главную цель она описывает так: «Остановить эрозию самого процесса чтения у широкой публики, главным образом в Швейцарии, но и в других регионах мира».

Главное здание фонда расположено в общине Монрише, у подножия гор Юра в Швейцарии. Здесь находятся главный офис, библиотека и выставочный центр. Также здесь вручается литературная премия Яна Михальского, одна из крупнейших в Швейцарии. Ее получали такие писатели, как Джулия Ловелл, Ольга Токарчук и Сергей Жадан. Сумма премии: 50 тысяч швейцарских франков, около 4 миллионов рублей. В 2017 году Фонд открыл резиденцию для писателей. Она продолжает миссию издательства Михальского: поддержка культурного диалога между Западом и Востоком. Поэтому многие резиденты фонда — писатели из России, Украины и Беларуси. Среди них были Саша Филипенко, Сергей Лебедев и Елена Петровская.

картинка Arlett
Резиденция для писателей в комплексе фонда Яна Михальского в Швейцарии. Источник: fondation-janmichalski.com

От остальных резиденций фонд отличается необычной архитектурой. Это восемь помещений, «домиков на деревьях», которые подвешены к бетонному навесу и окружают основное здание фонда. Они спроектированы архитектурными бюро из разных стран мира и сами по себе являются произведениями искусства. Жильцами этих модулей чаще всего становятся писатели и переводчики, но ими могут быть и специалисты других дисциплин. С момента основания резиденции каждый год совет фонда определяет тему, на работу с которой отдается часть грантов. В этом году темой стали отношения человека и природы, влияние людей на окружающую среду и исследование социально-экологических процессов.

«Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»: актуальное искусство в коммуналке

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» находится в Коломне, в доме, где в советское время был расположен продуктовый магазин «Огонек». В винном отделе этого магазина работал грузчиком Венедикт Ерофеев, которого отчислили из Коломенского педагогического института за прогулы. С этим отчислением в 1963 году закончилось восьмилетнее студенчество Ерофеева, он бросил учебу и стал чернорабочим. «Признанный гений творческой свободы Веня Ерофеев стал гением места музея-резиденции» — так описывают создатели музея роль Ерофеева для «Арткоммуналки».

История резиденции началась в 2011 году, когда ее основательница Наталья Никитина решила сделать в этом доме музей коммунального советского быта. Она использовала подлинные предметы той эпохи, которые остались ей в наследство от родственниц. На сайте музея его миссия формулируется так: «Арткоммуналка — это актуальное искусство на коммунальной кухне 1960-х, приправленное уксусом и горчицей, залитое индийским чаем со слоном». Здесь проходят образовательные занятия, мастер-классы, встречи с экспертами, лекции и экскурсии. А в выставочном зале можно увидеть работы, созданные художниками-резидентами.

картинка Arlett
Комната в «Арткоммуналке», где останавливался Венедикт Ерофеев. Источник: artkommunalka.com

«Арткоммуналка» работает в формате резиденции для писателей и художников, которые приезжают сюда по специальному гранту каждые два-три месяца. Общение здесь входит в обязанности автора — по итогам проживания нужно представить публике результаты работы. Предпочтение отдается искусству неформальному и открытому новым идеям, в стиле самого Венедикта Ерофеева. Поэтому гостями «Арткоммуналки» становились авторы, занятые новаторской и экспериментальной прозой, такие как Дмитрий Данилов, Денис Осокин и Евгения Некрасова.

Сергей Зобов

Источник: Bookmate Journal
В группу Статьи Все обсуждения группы
45 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 5

Короче говоря, современная версия Дома творчества писателей. :)

Любой каприз за ваши деньги

Писать можно где угодно. Даже в туалете, даже на манжете. А поселишься, бывает, в особняк --- не идет строка никак.

Как бы хотелось хотя бы мимо пройти...

Почитали.. помечтали