16 марта 2021 г., 16:16

4K

Грибоедов, Кафка, Мелвилл и другие писатели, которые прославились после смерти

40 понравилось 1 комментарий 5 добавить в избранное

Как из-за цензуры, гендерных стереотипов и непринятия церкви авторы оставались неизвестными.

Иногда трудно поверить в то, что авторы общепризнанных шедевров так и не узнали о том, что стали популярны, — кто-то слишком рано умер, кто-то устал искать славы, а кто-то и вовсе на нее не рассчитывал. Рассказываем про знаменитых писателей, не оцененных по достоинству при жизни.

Александр Грибоедов (1795–1829)

Сейчас сатирическая пьеса «Горе от ума», высмеивающая московские нравы начала XIX века, известна каждому школьнику, но сам Александр Грибоедов — не только драматург, но и поэт, композитор и дипломат — не застал ни ее полноценной публикации, ни полноценной постановки в театре. Грибоедов завершил «Горе от ума» в 1825 году, и его друзья высоко оценили пьесу. Официально опубликовать ее, впрочем, было невозможно по соображениям цензуры, как и разыгрывать в театре.

Автору удалось увидеть лишь одну постановку, в 1827 году, и ту неполную, с серьезными сокращениями. Два года спустя 34-летний Грибоедов был убит во время резни в персидском посольстве, а его самое знаменитое произведение без купюр было опубликовано через 33 года после его смерти, только в 1862 году.

Джейн Остин (1775–1817)

Английская романистка Джейн Остин вряд ли могла предвидеть сумасшедшую популярность, которой есть у нее сегодня. И хотя технически при жизни Остин удалось опубликовать три романа и даже немного этим заработать, все они были подписаны «By a Lady» («Написано дамой») — женщина могла напечататься в то время только анонимно или под мужским псевдонимом.

Увы, ожидания Остин от литературной карьеры оправдывались редко: сначала ее дебютный роман «Сьюзан», позже переработанный в «Нортенгерское аббатство», слишком долго пролежал у издателя, пока не вышла другая книга с тем же названием. Потом она согласилась продать права на публикацию «Гордости и предубеждения» гораздо дешевле, чем могла бы, — Остин не знала тогда, что тираж ее предыдущей книги, «Чувство и чувствительность», успешно и быстро разойдется. О жизни писательницы подробнее можно узнать из книги английской исследовательницы и телеведущей Люси Уорсли «В гостях у Джейн Остин».

Герман Мелвилл (1819–1891)

Нельзя сказать, что Герману Мелвиллу категорически не везло с писательством — многие его рассказы и заметки были опубликованы. Но вот роман «Моби Дик», теперь считающийся шедевром, при жизни автора получил скептические оценки критиков. Мелвилл использовал свой опыт морской службы и реальную историю об огромном и неуловимом белом ките для того, чтобы создать сложный, философский, полный литературных аллюзий текст. Сложность романа (и особенно его объем — почти тысяча страниц) помешала роману завоевать популярность.

картинка Arlett
Герман Мелвилл / stock.adobe.com

Только празднование 100-летия со дня рождения Мелвилла в 1919 году возродило интерес к его персоне и творческому наследию, и с тех пор он считается одним из главных американских прозаиков.

Эмили Дикинсон (1830–1886)

Эмили Дикинсон при жизни удалось опубликовать лишь несколько стихотворений, да и те под псевдонимом, а сейчас она признана одной из лучших американских поэтесс. Произведения Дикинсон — более 1 800 стихотворений — были найдены после ее смерти сестрой Лавинией, которая решила во что бы то ни стало опубликовать их. Это удалось сделать с помощью любовницы брата Дикинсонов — Мейбл Лумис Тодд.

И хотя Тодд, несомненно, заслуживает всяческих похвал за сохранение творческого наследия Дикинсон, она вместе с наставником поэтессы Томасом Хиггинсоном отредактировала и пригладила стихотворения в соответствии с традиционными представлениями о поэтическом синтаксисе. К счастью, большая популярность сборников поэзии Дикинсон и исследовательский интерес привели к тому, что в последующих переизданиях новаторские элементы стиля поэтессы были сохранены.

Генри Дэвид Торо (1817–1862)

Современник Эмили Дикинсон Генри Дэвид Торо стал последователем философской школы трансцендентализма, призывающей уйти от цивилизации обратно к истокам. В качестве социального эксперимента Торо ушел жить в маленькую хижину в лесу и позже написал книгу «Уолден» о том, как провел там два года, два месяца и два дня. Несмотря на умеренно положительные отзывы критиков, тираж книги еле разошелся и больше не переиздавался при жизни автора.

В XX веке, однако, «Уолден» стали считать одним из важнейших текстов американской литературы — как отметил писатель Джон Апдайк, книга теперь настолько сильно ассоциируется с возвращением к природе, антикапиталистическим и гражданским протестом, что «рискует стать такой же священной, как Библия».

Сёрен Кьеркегор (1813–1855)

Кьеркегора называют одним из самых интересных и значительных мировых мыслителей. Но, как и многие другие авторы в нашем списке, датский философ прожил сравнительно недолгую жизнь (он умер, когда ему было всего 43), и практически вся она прошла в его родном Копенгагене. Кьеркегор не путешествовал, и только после его смерти его идеи стали активно распространяться за пределами Дании, чему поспособствовали переводы на главные европейские языки.

В самой Дании тексты Кьеркегора были относительно известными, но многие соотечественники негативно восприняли его антирелигиозный пафос и критику церкви. В итоге Кьеркегор стал мировой знаменитостью только в первой половине XX века — работы мыслителя повлияли как на философов, так и на литераторов: Симону де Бовуар, Мартина Хайдеггера, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра, Германа Гессе и других.

Франц Кафка (1883–1924)

Пожалуй, самый знаменитый и цитируемый пример — при жизни Франца Кафки было опубликовано несколько его рассказов (в том числе «Превращение»), но публикой и критиками они остались незамеченными. Писатель долгое время болел туберкулезом и, зная о своей скорой смерти, завещал уничтожить свои тексты. Писатель Макс Брод, долго пытавшийся убедить Кафку в его таланте, пренебрег его последней волей и все равно опубликовал их, превратив писателя в знаменитость посмертно.

картинка Arlett
Франц Кафка в 1910 году / vieusseux.it

Несмотря на то что ни один из романов Кафки — «Процесс», «Замок» или «Америка» — не был завершен, все они получили широкое признание. Известно также, что одна из последних любовниц Кафки, Дора Диамант, тоже проигнорировала его просьбу уничтожить хранящиеся у нее дневники и письма, но в итоге их конфисковало гестапо, и до сих пор их местонахождение остается загадкой.

Мэри Энн Шеффер (1934–2008)

Американка Мэри Энн Шеффер много лет работала в книжной индустрии, но первую и единственную книгу, «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» написала уже за 70. В качестве темы Шеффер выбрала нацистскую оккупацию острова Гернси, где как-то застряла, пережидая нелетную погоду. В итоге в 2006 году получилась рукопись эпистолярного романа о молодой писательнице Джулиет, которая изучала историю Гернси и его жителей, организовавших сопротивление нацистам под прикрытием книжного клуба.

К сожалению, здоровье Шеффер стало резко ухудшаться, и она не смогла самостоятельно внести требуемые издательством правки — вместо нее этим занялась ее племянница Энни Бэрроуз, чье имя в итоге тоже появилось на обложке. Шеффер не стало в 2008 году, незадолго до того, как роман был опубликован и возглавил список бестселлеров The New York Times, а в 2018 году книга была экранизирована с Лили Джеймс в главной роли.

Текст: Катерина Рубинская

Источник: Bookmate Journal
В группу Статьи Все обсуждения группы
40 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 1

Грустная тема.
В писателе, творчество которого отвергается или не понимается при жизни, есть что то от посмертного и сумеречного существования: в них вкладывается жизнь и большая часть души... и эта душа, при жизни - в ящик и забвение, в пустоту.
Английский поэт Джон Китс, не понятый при жизни и осмеянный, умер от критики и лишь после смерти в нём разглядели Гения.
Это же можно сказать и о муже Мэри Шелли - Перси Шелли.
Его стихи и поэмы признали гениальными после смерти, и во многом именно его творчество одухотворило вдохновение прерафаэлитов.
Шелли при жизни делал кораблики из стихов своих, не нужных миру, и пускал их по реке.
А судьба Андрея Платонова, нашего самого мрачного гения, которого сравнивают с Кафкой?
Его оснрвные вещи были под запретом до конца ссср почти, а его пьесы и вовсе не так давно были опубликованы.
Ионеску отдыхает...