Опубликовано: 23 августа 2018 г., 20:14 Обновлено: 23 августа 2018 г., 20:18

13K

Как американская школа прививает любовь к чтению

145 понравилось 59 комментариев 26 добавить в избранное

Автор: Екатерина Волошина

Чтению книг в американской начальной школе, где обучаются студенты 4-11 лет, уделяется грандиозное внимание. Чтению не только как навыку (читать-считать-писать), но и чтению именно книжек как важному фактору развития и познания.

Подивитесь хотя бы тому факту, что в школе есть отдельный сотрудник, который следит за успехами школьников в чтении – reading officer. Он регулярно тестирует студентов, отмечает динамику, достижения, в общем, осуществляет системный мониторинг.

Вероятно, из-за того, что гаджеты совсем заполонили быт детей, читают они все менее и менее охотно, и школа борется за книги всеми силами, за каждую страницу и каждое словечко.

Начинается все это в K-grade (вроде как нулевой класс), в нем учатся пяти-шестилетние дети. Сначала – буквы, потом – короткие слова, отдельно слоги читать не учат, спасибо английскому языку, односложных слов в нем достаточно.

На парадных школьных мероприятиях есть небольшая официальная часть, минут на 5-7. Директор напоминает о миссии школы, рассказывает о достижениях и обязательно – о том, как важно чтение. Как обычно, простым языком, без намека на высокопарность, очень приземленно: «Родители, пожалуйста, не забывайте читать книги – детям и вместе с детьми. Читайте книги так часто, как можете, если получается – то каждый день. Поощряйте ребенка, хвалите за успехи в чтении. Пусть ребенок читает всем, кто есть в доме – вам, друзьям, гостям, бабушкам-дедушкам, домашним животным. Мы стараемся делать все, чтобы научить ребенка получать удовольствие от чтения, но без вашей поддержки и сотрудничества нам не обойтись. А теперь давайте вручим награды и пойдем по классам есть угощения!»

Кстати, подобные напоминания есть в Календаре на неделю. Календарь - это листок, который учитель вкладывает в папку ученика по понедельникам: важнейшие события предстоящей недели, новые слова и понятия, какие навыки необходимо тренировать, плюс заметка "Родители, пожалуйста, не забывайте читать вместе с детьми и для детей".

Школа проводит уйму акций на популяризацию чтения, по крайней мере, я могу судить по мероприятиям для нулевого и первого классов.

Например, в течение года родителям высылаются буклетики с книгами по приятным ценам (и рекомендованными для определенного возраста), раз в 3-4 месяца. Книги можно либо заказать онлайн, либо передать чек с учителем. Учитель сам заказывает книги и передает заказ школьнику.

Кроме этого, пару раз в год устраиваются книжные ярмарки, на которых также можно купить книжки по ценам слегка ниже магазинных.

В конце прошлого учебного года школа устроила распродажу старых книг из библиотеки, нужно было освобождать полки для новых поступлений. Цены были невероятными: 50 центов за книгу в мягкой обложке и 1 доллар – в твердой. Дети набрали что-то на свой вкус, дочь – про принцесс и про какого-то кота, сын – про роботов и зверушек. Книги были в отличном состоянии: видно, что не новые, но без единого пятнышка, страницы ровные и чистые, обложки с чуть потрепанными уголками. Через неделю после распродажи школа решила не мелочиться и просто раздала нераскупленные книги всем студентам. Я обнаружила в рюкзаках детей по 3-4 книги с пометками библиотеки. Это учительница положила, сказала, что можно оставить себе, объяснили дети.

Как-то раз в школе отмечали день рождения Доктора Сьюза (псевдоним Теодора Гайзеля, это вроде как американский Корней Чуковский). После школы детей с родителями ждал праздничный обед со спагетти, фрикадельками и салатом (бесплатно для всех), фотосессии, конкурсы, распродажа книг. На выходе - традиционный деньрождественский торт (бисквит с мягкой сахарной глазурью) и каждому ученику - книжка в подарок, Доктора Сьюза, конечно.

Уже в нулевом классе учитель вкладывает студентам в папки книги для чтения дома, с пометкой «вернуть», обычно напоминают о возврате через месяц. Более взрослые школьники могут сами выбирать книги в библиотеке, малышам же с выбором помогает учитель.

В классе моего сына учительница устраивала ежемесячный конкурс для тех, кому родители прочли больше всего книг дома. Родителю нужно заполнить простой бланк, который высылает учитель, с упоминанием прочитанных за месяц книг и указанием автора. Победившая семья получает купон на пиццу.

Мы за весь год не победили ни разу, вероятно, потому что в прошлом году дети самостоятельно читали неважнецки, а мы читали им книги только на русском языке (поскольку русский деградирует стремительно), и выбирали длинный жанр. Поэтому в месяц получалось по 1-2 книги, а иногда и меньше одной, «Незнайку на Луне», например, читали целых полтора месяца! Это вам не детские книжки американских писателей на 30 страниц, таких и за один вечер можно парочку нащелкать!

В конце прошлого учебного года, когда дети даже из нулевки K-grade уже неплохо читали, в каждом классе выбирались 5 учеников с лучшими результатами по скорости и качеству чтения, их награждали грамотами и медалями. Это было торжественное общешкольное собрание, с приглашенным фотографом, родителями, и медали вручал лично директор.

Вся эта большая и продуманная политика – поощрения, объяснения, стимулирования, доступа к огромному количеству книг дает отличные плоды. Мне бы хотелось, конечно, причаститься к этим достижениям, мол, мои дети унаследовали любовь к чтению от матери, но будем откровенны: заслуга школы – бесценна.

Сейчас, в первом классе, шестилетних детей не оторвать от чтения. В любую свободную минуту они хватаются за книгу. Если мы собираемся гулять, дети обуты-одеты и ждут у двери, пока мать мечется по дому в поисках бальзама для губ, они берут со столика книгу, и я обнаруживаю их сидящими на полу за чтением. Они читают в машине. Они читают перед сном. Они берут книги в магазине и читают прямо на ходу, пока мы идем к кассе. Они приносят из школьной библиотеки 1-2 книги еженедельно, и это не считая дюжины книг, которые мы берем из общественной городской библиотеки.

Но про общественные библиотеки позвольте мне рассказать (и показать) отдельно – поверьте, это прекрасная история, достойная внимания.

Источник: Сноб.
В группу Статьи Все обсуждения группы
145 понравилось 26 добавить в избранное

Комментарии 59

Какая-то странная статья. Есть у меня друзья давно живущие в Штатах, есть друг американец. Они мне совсем другое рассказывают. Американцы читающая нация?))

rotmistr1980, Вы знаете, тут дело в том, что в Штатах нет единой системы образования, в каждом штате, даже в каждой школе всё по-своему. Поэтому, вполне совместимо то, что говорят Ваши знакомые с тем, о чём рассказывает автор статьи.

Bookvoeshka, Возможно, но есть волшебная фраза "в среднем по стране". И я никогда не поверю, что они там все читают. Там точно нет моды на чтение даже в принципе.) Кстати американские издания ругают свою систему образования утверждая всё то же самое - читать стали меньше, экзамены сдают хуже.

Bookvoeshka, Да нам всем вредит технический прогресс. Гаджеты убивают нас.

rotmistr1980, Вспоминается притча про слепцов и слона)))

Zilka4ertik, Вариант:
Шестеро слепых приходят во дворец раджи и там впервые в жизни встречаются со слоном. Каждый из них ощупывает животное руками и рассказывает о своих впечатлениях: «Первый слепой протянул руку и коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй слепой протянул руку и коснулся хобота слона: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий слепой протянул руку и коснулся бивня слона: «Какой острый! Слон похож на копье». Четвертый слепой протянул руку и коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый слепой протянул руку и коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало». Шестой слепой протянул руку и коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на веревку». Завязался спор, поскольку каждый слепой считал свое описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон — это большое животное», — сказал он. — «Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придется сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон». Просветленные мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».

rotmistr1980, И в России, "самой читающей" читали очень по-разному. Семья, окружение.... А мысли высказаны очень правильные

TatianaShuvalova, Тут главное слово - ЧИТАЮТ. У них вообще такой моды нет. Если вы не считаете комиксы литературой.

rotmistr1980, Вам бы уже забыть рассказы Задорнова ))) И посмотреть реалистично на происходившее и происходящее вокруг. И, ксатати, сколько книг (и каких) вы прочли в прошлом месяце?

TatianaShuvalova, Я знаете ли не поклонник Задорнова. Да и профессия моя к такому глупому юмору не располагает. Говорю только о том, что знаю. Всё остальное в моём профиле.

rotmistr1980, мне тоже кажется, что они скорее считающая, чем читающая нация

Все же "прививают" следует в кавычки взять, чтоб достоверно было...

Отличный опыт. Самое главное - это все ведь очень просто воплотить и в наших школах.

И да, нельзя заставить полюбить книги, привить любовь, но сделать их популярными - реально.

KorobeSta, увы... на мой взгляд, очень-очень НЕ просто это применить в наших школах...
Совсем другой подход к процессу образования и организации работы с детьми. Я,конечно, сама в школе не работаю, но по некоторой информации, которая иногда доходит, сейчас в школах (по крайней мере, красноярских) очень много чего школы перекладывают на родителей, мол, соберите деньги на ремонт класса (и сделайте его!), прибейте доску объявлений, организуйте и съездите с детьми на экскурсию (САМОСТОЯТЕЛЬНО! БЕЗ ПЕДАГОГА!!!) и т.п.
Иногда складывается ощущение, что преподавателям (не всем, конечно) хочется поскорее провести уроки и убежать от этих учеников подальше, и какое там "внеклассные мероприятия" или "прививать любовь к чтению"...
Это мое мнение.

Dreika_Sirius, Чтобы перенять этот метод, нужна заинтересованность, конечно.

Dreika_Sirius, В каждом случае по-разному. Мне, например, удавалось прививать любовь к чтению у своих детей, так некоторых родителей это даже БЕСПОКОИЛО! На родительском собрании папа прямо вдохновенную речь толкнул о том, что России не нужны гуманитарии... И они у нас сейчас в основном безработные, это правда. Но можно ведь быть технарем или поваром и любить читать книжки?

Dreika_Sirius, Подход к работе с детьми включает, в том числе, и адекватную оплату этой работы. Не знаю как в американских или красноярских, но в наших школах внеклассная работа в зарплатной ведомости не значится. Так что я бы тоже отказалась тратить на чужих детей личное время забесплатно.

Alivka_V, Многое можно сделать в рамках урока.

KorobeSta, О, с этим не спорю (это было бы не честно по отношению к нашей учительнице зарубежной литературы, которая действительно успевала на уроках все и чуть больше). Речь именно о внеклассных занятиях, на которые сетовал комментатор, и которые большая-большая печалька для нашей школы

Dreika_Sirius, Хочется сказать по поводу экскурсий. Мой папа работает учителем физики и математику у старших школьников (8-11 класс). Раньше он всегда своих учеников возил на ВУЗовские олимпиады. Мой папа встречал желающих поехать у школы, все пересчитывались и ехали вместе на электричке в Москву. Бывало, что ехал еще кто-нибудь из родителей, если группа большая набиралась. Все всегда обходилось без инцидентов, папа следил за поведением, самочувствием, тем, чтобы никто не потерялся, помогал с организационными формальностями в ВУЗе, после олимпиады водил учеников пообедать и т.п. Иногда точно также ездили на выходные в лес с палатками или на какую-то экскурсию. Все это делалось безвозмездно. Однако, уже несколько лет как подобные мероприятия запретили. Теперь выезды должны быть только на автобусе определенного вида, все ученики должны предоставить разрешение от обоих родителей, список выезжающих должен подаваться в гороно минимум за 10 дней до выезда, учитель должен иметь сертификат о прохождении курсов первой помощи и т.д. и т.п. Не знаю, только ли в его школе такие требования ввели, но ездить куда-то с учениками стало очень и очень геморно. Поэтому мой папа теперь просто рекомендует родителям съездить с детьми туда-то и туда-то.

"спасибо английскому языку, односложных слов в нем достаточно." , спасибо русскому языку, за достаточное количество односложных слов: чай, бар, пар, раб, лак, лаз, зал, барс, глаз, кадр, краб, царь, флаг, шарф, фарш, фарс, шарж, вальс, смрад, власть, класть, бок, рог, мот, кот, пот, рок, сок, боль, борт, ворс, гном, гром, грот, лоск, мост, соль, стог, сток, стон, мост, рост, трос, дождь, кость, гвоздь, горсть, гроздь, трость. жук, сук, лук, луг, гул, мул, фут, врун, груз, друг, клуб, слух, стук, куст, стул, руль, куль, пульс, рубль, струп, грусть, кит, рис, лис, лик, мир, пир, тир, низ, бриз, клич, крик, лист, пирс, риск, слив, кисть, скрип, фильм, фильтр, дым, мыс, сыр, сын, рык, сыч, мышь, рысь, смыв, стыд, стык, смысл, смыть, хлыст, грызть, скрыть.

Monenhild, Очень патриотично. Чем бы еще с английским языком помериться ?! :D

nancyka, Есть одно достижение РЯ - более 20 названий рыб, заканчивающихся на мягкий знак: окунь, язь, карась, пескарь, линь, тарань, омуль, макрель, лосось, таймень, форель, сельдь, угорь, кефаль, голавль, пелядь, стерлядь, сырть, чехонь, горбыль, сингиль... Как тебе такое, Илон Маск английский язык?

benpb_bl, Дык, английский вообще не заморачивается специальным выделением мягкости или твердости на письме. Обходится как-то :D

nancyka, — Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели… Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете — кто перед кем сколько должен присесть?
— Ну, эт на глаз…
— Дикари.

benpb_bl, И не говорите, уважаемый. Дикари, ей-ей, дикари ;))

У американце есть чему поучиться. Тоже классику читают, но по выбору и интересную. Потом обсуждают, а не повторяют четко по рецензии мужика, умершего двести лет назад. Вроде с развала Союза почти 30 лет прошло, а методика такая же "учитель знает правильно, а свое мнение засунь подальше".

lapina_ekaterina, В нынешней школе, как и в советской, нет спроса на мнение ученика. Право на собственное мнение имеет личность. А в практике российской школы личностям нет места. При общении в соцсетях всегда несложно определить, когда сталкиваешься с училкой. Замечу, что учителя тоже попадаются, но редко. ))

lapina_ekaterina, Это что, подумаешь, оценка ниже в журнале. Попробуйте выдать хоть на миллиметр другое мнение от общепринятого на ЕГЭ по лит-ре. И даже если оно будет прекрасно обосновано и подкреплено цитатами - вам не засчитают практически всю часть С. И всё, о бюджете можешь забыть.

Отдельный сотрудник, который следит за успехами в чтении, это замечательная мысль! Это надо заимствовать. А вот конкурс по количеству прочитанного организован несправедливо, учитываться должно количество страниц, а не книжек. Когда мой сын учился в первом классе, мы вели дневник читателя и там указывали именно количество страниц, по этому показателю учительница потом хвалила передовиков (пиццы никакой не было, конечно, а то бы показатели резко повысились ;) ).

Bookvoeshka, Кстати, именно такой конкурс описывается в "Маленьком друге" Донны Таррт, там героиня не смогла победить, хотя читала много, а победила девчушка, читавшая маленькие книжки для малышей

Bookvoeshka, В идеале - по количеству прочитанных байт. Я именно такую статистику и веду ;)

vgadalov, тогда те, кто читает книги с картинками, будут побеждать тех, кто читает без картинок - снова несправедливость

5 лет назад я опубликовал статью о реформе средней школы. Вот отрывок из нее о чтении книг.

"Подробнее осветим наболевший вопрос – отношение к книге.
Думаю, каждому взрослому запомнилось, какой необыкновенный праздник в детстве представляло для него знакомство с книгой, чтение. Хорошая книга показывает прекрасное, впечатляет, воспитывает, учит и вдохновляет. Она описывает образцы величия, духовное богатство Человека. Все это неизмеримо возвышает читателя, поддерживает и развивает лучшие порывы его души.
Книга дает наиболее обширные и глубокие сведения по всем вопросам и представляет их в легко доступной форме. В ней содержатся произведения искусства, научные знания, философские мысли, политические доктрины, религиозные догмы. Только в книгах наиболее полно содержится описание всего духовного богатства человечества за всю его историю; в Интернете этого нет. Изобретение книги резко ускорило развитие земной цивилизации.
Чтение формирует и развивает ум и способность глубоко чувствовать (общение с себе подобными не дает возможности подняться выше среднего уровня; «вливаясь в массу, личность умаляется в нравственном и в духовном отношении» (Карл Густав Юнг. Книга позволяет остаться наедине со своими чувствами и мыслями, что очень ценно для их формирования и совершенствования. Она прививает любознательность, способствует целенаправленной работе человека над собой. Книга – один из лучших воспитателей.
Ребенка необходимо «бросить в океан» различной литературы – с малых лет привить привычку и любовь к чтению. Не приобщать к чтению значит сужать в его жизни круг «добрых чародеев», увлекательный мир юных переживаний, возвышенных мыслей и стремлений – обеднять эмоционально и интеллектуально, лишать его череды светлых праздников в жизни.
Не читающий книг несведущ в самых важных вопросах – «светлой головы не имеет», по определению испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета. Не читать книг – значит быть малообразованным и некультурным.
Если книг не читают, кроме разве что низкопробных, бульварных, которые «ни уму, ни сердцу», то это, несомненно, вина в первую очередь школы! Если учащийся не пристрастился к чтению, то мыслящего человека из него не получится. Чтобы стать настоящим ученым, поэтом, художником, политиком, нужно любить «копаться» в книгах.
Без знаний из серьезных книг человек падок на слухи, «сенсации», разные «необычности», «экстрим» – нерациональные представления о себе и окружающем. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», заметил французский мыслитель Дени Дидро. Человечество увлеклось больше спортом, играми и вредными привычками, чем чтением. Поэтому поражающая ныне неграмотность и нередкая низменность нравов – следствие и того, что не читают.
Чтение хороших книг, оптимальным образом удовлетворяя разнообразные запросы души и ума, нормализует и психическое здоровье.
Массовое пренебрежение к книге можно сравнить с таким катастрофическим явлением, как уничтожение Всемирной библиотеки! Если представим, что каким-то катаклизмом нанесен серьезный урон материальной основе цивилизации, то при сохраненном духовном богатстве (книга – его банк) оставшимися в живых она за века была бы восстановлена: построить проще, чем придумать. А если потерять духовную культуру, она в прежнем содержании и объеме не будет возрождена никогда! Поэтому духовное богатство необходимо обязательно сохранить, чтобы пользоваться им!
Многие люди не читают книг и вследствие их дороговизны. Но… «духовная пища» должна быть доступнее материальной, поскольку не так обязательна (что не обязательно, то дешевле – «золотое правило» рынка). Образовательные же книги для учащихся, в том числе учебники должны вообще иметь символическую цену, если не быть бесплатными. Человечество оказалось бы действительно человечным, пойдя на такие не столь уж большие финансовые потери.
Необходим массовый, возможно, бесплатный международный рекламный журнал на национальных языках или специальные радио- и телепередачи под эгидой ЮНЕСКО для разумной популяризации полезных всем изданий: чем лучше то или иное творение, тем значительнее его рекламирование (а не наоборот, как сегодня)".

AndrejMastyga, Книги, входящие в школьную программу, и так стоят символических денег. Другой вопрос, что программу надо пересматривать давно уже.
А почему передачи должны быть под эгидрй ЮНЕСКО? И почему это должны быть теле- и радиопередачи, если речь идет о реформе средней школы? Почему просто не поинтересоваться, как справляются с проблемой в других странах, и не перенять хороший опыт, воплотимый в наших реалиях?

Не могу назвать американцев образованными и интеллектуальными людьми. Я жила несколько лет в Америке. Они профессиональны в узкой специализации, во-первых, потому что у них очень дорогое образование, они больше материально ориентированы. Добротную литературу там читает только элита и советская эмиграция.

sketchTIIkY, У нас почему-то считается, что читать надо всенепременно добротную литературу (многие под этим подразумевают исключительно классику). А по мне, лучше уж читать книги попроще, чем под телек пивко потягивать.

KorobeSta, Это да, что с чем сравнивать.
( Пессимист говорит: "Хуже некуда", а оптимист: "Есть! Есть куда!")

KorobeSta, Почему же? Тот, кто так считает, ошибается. Классика- это классика. Это скорее образовательно - историческая литература, а не добротная. Мы должны знать своё наследие, а оно бывает разнообразным.

Как-то я слушала лекцию Татьяны Толстой о её преподавательской деятельности в США. Так вот. Она говорила, что ей крайне редко было интересно со студентами. Они примитивно мыслили, ничего не хотели делать и она хотела бросить всё. Но затянуло на 10 лет. Ей предлагали там остаться и продолжить преподавание , но Толстая вернулась.

По-моему, в современном мире, где есть интернет, мы читаем столько, сколько нашим предкам и не снилось! Это не всегда книги, но различные познавательные статьи, посты известных людей и прочее.