Больше рецензий

SeverianX

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 марта 2024 г. 17:01

6K

4 Приключения человеческой девочки в племени неандертальцев

Данный роман лишь первая часть из масштабного цикла Джин М. Ауэл «Дети Земли», состоящего из шести частей. Пока не определился, буду ли я читать последующие книги, т.к. по мнению некоторых друзей, со временем цикл перерастает в что-то среднее между дамским романом и гимном феминизму. Честно признаться, меня подобное не интересует совсем. Что же меня заинтересовало в первом романе? Конечно же, описание мира древних людей. Я, как биолог, особо интересуюсь антропологией, и было интересно узнать точку зрения автора.

В центре сюжета девочка Эйла, которая из-за катаклизма потеряла свою семью и была принята в племя охотников-неандертальцев. Было интересно сравнить на контрасте две ветви человечества. Да, вопреки расхожему мнению, неандертальцы не отдельный вид и не наши предки. Они точно такие же Homo Sapiens, только другой подвид. Мы даже могли свободно скрещиваться, о чем и говорится в романе. В нашем с вами геноме есть небольшой процент генов этой более древней группы. В романе мы видим закат эпохи палеоантропов, которые постепенно проигрывают эволюционную гонку неоантропам. Эйла, пусть и не сразу, но становится частью Клана Пещерного Медведя. Ни она сама ни окружающие не питают иллюзий по поводу ее отличий от остальных. Эйла – Другая, и этим все сказано. У нее высокий лоб, почти нет волос на теле, светлые длинные волосы на голове и голубые глаза. К тому же она гораздо выше своих сверстников-неандертальцев и не так крепко сложена. Соплеменники считают ее уродливой. Эта чуждость воздвигает между девочкой и окружающими непреодолимый барьер. Буквально с самого начала она заслуживает глубокую неприязнь со стороны сына вождя – Бруда. Юноша завидует ее сильному тотему, Пещерному Льву, и не может принять ее независимость. Дело в том, что у неандертальцев мужчины занимают главенствующее положение, а женщины не могут и слова сказать против. Бунтарский нрав Эйлы не может это принять, чем она заслуживает неодобрение старших племени. Противостояние Эйлы и Бруда нарастает от главы к главе и достигает своего апофеоза к финалу. Однако в племени у Эйлы есть и союзники: целительница Иза, ставшая ей приемной матерью, и могущественный шаман Мог-Ур. Иза решает обучить Эйлу мастерству целительницы, в чем та достигла небывалых успехов. Высокое положение покровителей девушки сильно ограничивает козни Бруда. По ходу сюжета Эйле предстоит пройти через множество испытаний, оставивших на ней глубокий след.

На мой взгляд, роман написан под влиянием феминистского движения, развернувшегося на Западе как раз в 70-80-е годы. В первом романе это не слишком раздражает, так как логически объяснено, но это нужно иметь в виду.

Самым большим плюсом для меня стало описание первобытного мира. Автор любовно, с душой рассказывает об этом прекрасном и диком мире, столь непривычном для нас. Великолепные описания природы цепляют за живое.

Автор довольно скрупулезно отнеслась к научной части романа. Например, ей довольно точно удалось описание внешности неандертальцев. Этого кстати не сделали создатели экранизации. Ну неужели нельзя было подобрать низкорослых и коренастых актеров с низким лбом? Нет же, весь каст в фильме высокие и стройные. Досадный ляп. Образ Мог-Ура точно срисован с конкретной археологической находки. Учёные нашли останки неандертальца с одной рукой, искалеченной ногой и с одним глазом. Он погиб в результате обрушения пещеры. Достоверной чертой является и общение неандертальцев при помощи жестов, так как подбородочный выступ, а, следовательно, и членораздельная речь, были у них плохо развиты. Правда не обошлось и без неточностей. Современные учёные считают, что неандертальцы жили не в самих пещерах, холодных и очень привлекательных для крупных хищников, а скорее рядом с ними. В пещеры они прятались лишь во время непогоды. Ход с «родовой памятью» скорее всего чистая выдумка автора, так как никаких научных подтверждений этому нет. Неандертальцы действительно обладали более крупным мозгом, но вот лобные доли, а, следовательно, и абстрактное мышление, были развиты слабо. Ещё одна неточность, созданная для нагнетания конфликта, – это запрет женщин на охоту. Нет никаких подтверждений этому, а если опираться на логику, то в столь суровых условиях было бы просто глупо отстранять половину взрослых от столь важного дела. Ну и конечно же, большой сбор племен, описанный в романе, попросту не мог существовать. Племена жили изолированно, а при добывании пищи собирательством и охотой толпа в 200 человек элементарно выела бы все вокруг за пару дней. Подобные сборища были присущи более общительным кроманьонцам. Ещё одним спорным моментом является тотемная культура. Известно лишь небольшое число археологических находок, говорящих в пользу этой теории. Скажу больше, по всему миру подобных находок было меньше, чем в одной пещере кроманьонцев. Однако стоит понимать, что все-таки перед нами художественное произведение, а не научный труд.

Итог: Если воспринимать «Клан Пещерного Медведя» лишь как художественное произведение, то мы получим увлекательную историю злоключений девочки в чуждом ей племени. Персонажи прописаны по–своему интересно. Автор даже попыталась показать разницу в мышлении двух ветвей человечества. С научной точки зрения роман все же слабоват, хотя, стоит признать, что автор явно старалась.