Повесть о плуте и монахе
Илья Бояшов
Лучшая рецензия на книгу
3 сентября 2018 г. 21:28
562
5 Читается на один зубок, запоминается на всю жизнь!
Притчевая форма и легкий язык заставляют вспомнить самую известную вещь Бояшова, "Путь Мури". По жанру "Повесть" очень близка к сказке, но, что характерно для автора, иносказание причудливо переплетается с реалистичным описанием. Однако здесь все же есть прямое указание на время действия - самые страшные годы нашей истории. Начало - правление Николая, последние годы царской России. Конец - по косвенным приметам - 1946 год. Трое героев-тезок - это аллегория одного из возможных путей: высокое служение, низменные пороки или середина, которая здесь далеко не золотая. Поначалу двое из трех героев кажутся карикатурами, а ближе к концу книги понимаешь, что в "новом царстве-государстве" - и третий, праведник, увы - тоже. В образе мальчика-сироты автор видит некое "перерождение". Переиздали бы…
На момент выхода произведение фигурировало как повесть, позже получило определение — роман, являясь типичным представителем среднеразмерной бояшовской прозы, которую сам автор именует как «маленький роман».
Форма: роман
Первая публикация: 2002
Рецензии
Всего 43 сентября 2018 г. 21:28
562
5 Читается на один зубок, запоминается на всю жизнь!
Притчевая форма и легкий язык заставляют вспомнить самую известную вещь Бояшова, "Путь Мури". По жанру "Повесть" очень близка к сказке, но, что характерно для автора, иносказание причудливо переплетается с реалистичным описанием. Однако здесь все же есть прямое указание на время действия - самые страшные годы нашей истории. Начало - правление Николая, последние годы царской России. Конец - по косвенным приметам - 1946 год. Трое героев-тезок - это аллегория одного из возможных путей: высокое служение, низменные пороки или середина, которая здесь далеко не золотая. Поначалу двое из трех героев кажутся карикатурами, а ближе к концу книги понимаешь, что в "новом царстве-государстве" - и третий, праведник, увы - тоже. В образе мальчика-сироты автор видит некое "перерождение". Переиздали бы…
17 января 2013 г. 22:30
315
4
Мораль сей басни такова: не называйте сыновей Алешами. Ничего хорошего это имя не приносит. Вот и наши три Алеши, плут, монах и царский сын, не нашли счастья на российских просторах.
Бояшов потрясающе обыграл старую тему "кому на Руси жить хорошо": прибауточный язык изложения создает эффект былинности, который пристал данному небольшому произведению. Автор постарался сыграть на устной традиции вплетать историю в миф, и выглядит это очень убедительно.
Поражает еще в стиле Бояшова его постоянное желание не делать концовок. Кто-то, может, это и спишет на тот факт, что фантазия иссякла, а мне кажется, что таков замысел. Очередная попытка побороть конечность, которую нам норовит подсунуть окружающий мир. Бояшов как-будто бросает вызов привычному видению истории: завязка - события - развязка.…