3,9

Моя оценка

Несмотря на свою былинность и сказочность, роман Ильи Бояшова совершенно лишен финальной морали. Монах и плут пребывают в непрерывном странствии: один стремится попасть в Святую Русь, другой — в страну Веселию. Но оба пути никуда не ведут. Алексей-монах, избранник Божий, не находит святости в монастырях и храмах, Алексей-плут, великий скоморох, не находит признания своему веселому дару. И утешающий и увеселяющий равно изгоняются отовсюду. Так уж повелось, что если не выпадет тебе вдоволь страданий, то и не сложат о тебе никакой былины, а рассчитывать на что-то большее, осязаемое и вовсе смешно — нечего тогда было рождаться с умом и талантом…
Развернуть

Лучшая рецензия на книгу

3 сентября 2018 г. 21:28

562

5 Читается на один зубок, запоминается на всю жизнь!

Притчевая форма и легкий язык заставляют вспомнить самую известную вещь Бояшова, "Путь Мури". По жанру "Повесть" очень близка к сказке, но, что характерно для автора, иносказание причудливо переплетается с реалистичным описанием. Однако здесь все же есть прямое указание на время действия - самые страшные годы нашей истории. Начало - правление Николая, последние годы царской России. Конец - по косвенным приметам - 1946 год. Трое героев-тезок - это аллегория одного из возможных путей: высокое служение, низменные пороки или середина, которая здесь далеко не золотая. Поначалу двое из трех героев кажутся карикатурами, а ближе к концу книги понимаешь, что в "новом царстве-государстве" - и третий, праведник, увы - тоже. В образе мальчика-сироты автор видит некое "перерождение". Переиздали бы…

Развернуть

На момент выхода произведение фигурировало как повесть, позже получило определение — роман, являясь типичным представителем среднеразмерной бояшовской прозы, которую сам автор именует как «маленький роман».

Форма: роман

Первая публикация: 2002

Рецензии

Всего 4

3 сентября 2018 г. 21:28

562

5 Читается на один зубок, запоминается на всю жизнь!

Притчевая форма и легкий язык заставляют вспомнить самую известную вещь Бояшова, "Путь Мури". По жанру "Повесть" очень близка к сказке, но, что характерно для автора, иносказание причудливо переплетается с реалистичным описанием. Однако здесь все же есть прямое указание на время действия - самые страшные годы нашей истории. Начало - правление Николая, последние годы царской России. Конец - по косвенным приметам - 1946 год. Трое героев-тезок - это аллегория одного из возможных путей: высокое служение, низменные пороки или середина, которая здесь далеко не золотая. Поначалу двое из трех героев кажутся карикатурами, а ближе к концу книги понимаешь, что в "новом царстве-государстве" - и третий, праведник, увы - тоже. В образе мальчика-сироты автор видит некое "перерождение". Переиздали бы…

Развернуть
arabist

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2013 г. 22:30

315

4

Мораль сей басни такова: не называйте сыновей Алешами. Ничего хорошего это имя не приносит. Вот и наши три Алеши, плут, монах и царский сын, не нашли счастья на российских просторах.

Бояшов потрясающе обыграл старую тему "кому на Руси жить хорошо": прибауточный язык изложения создает эффект былинности, который пристал данному небольшому произведению. Автор постарался сыграть на устной традиции вплетать историю в миф, и выглядит это очень убедительно.

Поражает еще в стиле Бояшова его постоянное желание не делать концовок. Кто-то, может, это и спишет на тот факт, что фантазия иссякла, а мне кажется, что таков замысел. Очередная попытка побороть конечность, которую нам норовит подсунуть окружающий мир. Бояшов как-будто бросает вызов привычному видению истории: завязка - события - развязка.…

Развернуть

Подборки

Всего 5

Популярные книги

Всего 708

Новинки книг

Всего 241