Провинциальные анекдоты
Александр Вампилов
Лучшая рецензия на книгу
2 марта 2023 г. 14:56
1K
4
Название пьесы внимательного читателя не обманет (я имею в виду множественное число): структура данного произведения действительно состоит из двух драматургических эпизодов, связанных меж собой исключительно местом действом (это провинциальная гостиница), но никак не сюжетно.
Эпизоды злободневны, актуальны, комичны и столь же горьки: мы ведь до сих пор трепещем перед чинами (а надо бы, наверное, трепетать перед сильными характерами, но, видно, мало их...) и до сих пор упорно ищем во всем подвох (в жестоком мире даже доброта вызывает больше подозрений, чем радости и восторга).
Обе пьесы - а для меня это на самом деле две пьесы, а не две части одного и того же произведения - читаются увлекательно, легко, но вот на душе от прочитанного - как-то мерзко. И неслучайно, наверное, обе драмы…
Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном драматическом театре (на ул. Рубинштейна, 18) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.
«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» — невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение — короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.
А вот характеристика «провинциальные», думается, за время жизни пьесы несколько изменила свой смысл. Назвав свою трагикомическую дилогию «Провинциальные анекдоты», автор акцентировал мотив «глубинки», мотив невыдуманной, нестоличной и антимодерновой жизни. Эпитет «провинциальный» содержал в себе вызов, но отнюдь не того характера, в каком он стал восприниматься в семидесятые и в начале восьмидесятых годов, ознаменованных противостоянием «городской» и «деревенской» прозы, когда в подчеркнутой «провинциальности», «предместности» вампиловского мира увидели начало, примиряющее враждующие уклады. В конце шестидесятых годов речь шла о другом. Здесь по-своему акцентировалась «немодность», «неактуальность» рассказанных историй.
Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего — «Тайги».
Доподлинно известно о времени завершения пьес только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.
Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.
Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.
По пьесе «История с метранпажем» в 1978 г. на к/c «Мосфильм» (объединение «Дебют») был снят короткометражный художественный фильм «История с метранпажем». В главных ролях: Георгий Вицин и Наталия Белохвостикова.
Форма: пьеса
Оригинальное название: Провинциальные анекдоты
Дата написания: 1968
Первая публикация: 1968
Рецензии
Всего 32 марта 2023 г. 14:56
1K
4
Название пьесы внимательного читателя не обманет (я имею в виду множественное число): структура данного произведения действительно состоит из двух драматургических эпизодов, связанных меж собой исключительно местом действом (это провинциальная гостиница), но никак не сюжетно.
Эпизоды злободневны, актуальны, комичны и столь же горьки: мы ведь до сих пор трепещем перед чинами (а надо бы, наверное, трепетать перед сильными характерами, но, видно, мало их...) и до сих пор упорно ищем во всем подвох (в жестоком мире даже доброта вызывает больше подозрений, чем радости и восторга).
Обе пьесы - а для меня это на самом деле две пьесы, а не две части одного и того же произведения - читаются увлекательно, легко, но вот на душе от прочитанного - как-то мерзко. И неслучайно, наверное, обе драмы…
1 марта 2023 г. 19:12
709
5 «Прошу вас, не думайте, что мы уж такие отпетые…»
Место действия - гостиница «Тайга» в провинциальном городке. По названию можно судить о масштабах и удалённости от столицы. Категорию действующих лиц тоже определить несложно, чаще это командированный народ. Если интеллигентного (и не очень) человека забросить в чужие края, подарив временную призрачную свободу, то произойти с ним может всякое. Часто - анекдотичное.
В сборник вошли две трагикомических коллизии - «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Разношерстная гостиничная публика: скрипач, молодожёны, агроном, шофёр, экспедитор, служащие и, конечно же, метранпаж, породивший конфликтную ситуацию загадочным названием профессии - люди, волею случая или приказом по работе оказавшиеся в одном месте. Кто-то из них не спешит менять привычек и пытается всеми правдами и…