Больше историй

10 января 2014 г. 10:27

1K

Учительницы бывают разные

Мало, наверное, найдётся на российских просторах людей, которые никогда не слышали бы названия "Муму" и не знали бы о судьбе этой несчастной собачки. "Муму", "Герасим" и "утопил" - слова, прочно связанные друг с другом, но многие ли при этом действительно знают сюжет (я уж не говорю об анекдотических ситуациях вроде: "Кто написал "Муму"? - Конечно, Пушкин!")?

Честно признаюсь, до недавнего времени и я толком не помнила сюжета этой недлинной повести. Из детства у меня остались от неё совершенно жуткие воспоминания, причём апофеозом в них было даже не само утопление, а то, как Герасим угощал Муму щами. Вот это кормление перед смертью... Бр-р-р-р! Невыносимо!

Как-то прочитала в газете статью-рассуждение на тему, какие книги следовало бы исключить из школьной программы. Опросили несколько ведущих учителей и директоров московских школ и они составили "боттом-10". "Муму" была среди них и я была обеими руками за.

И вот в прошлом феврале пришло время читать "Муму" моему сыну. А я как родитель, ответственный за экскурсии в его классе, по просьбе учительницы организовала экскурсию в Дом Тургенева на Остоженке.

К моему удивлению ребята - пятый класс - явились на эту экскурсию с заметным энтузиазмом. Их очень заинтересовал тот факт, что описанные в "Муму" события происходили в реальности в этом самом доме, в этом самом дворе. Больше всего им хотелось посмотреть каморку дворника Андрея - прототипа Герасима - и ужасно их расстраивал тот факт, что флигель сохранился, но обстановка каморки - нет (и по-моему, музею нужно воссоздать эту каморку - будет дополнительный интерес!). Но главное, они с достаточным вниманием слушали жизненную историю матери Тургенева - несчастной барыни, пытаясь осмыслить, как же она дошла до жизни такой.

В финале экскурсии ребятам включили мультфильм Валентина Караваева. Я была потрясена. Пятый класс, 11-12 летние ребята, сплошь любители повыделываться и казаться взрослее. И вдруг они смотрят этот мультфильм с широко распахнутыми глазами, а за мгновение до трагической развязки от кого-то из мальчиков из самой шебутной нашей компании вдруг раздался сдавленный голос:

- Не делай этого!

Они знали, конечно, они знали, чем это закончится, но всё равно в глубине души, видно, надеялись немного.

Разные бывают учительницы. Мне с учителями литературы не повезло, много их у меня было, некоторые прошли, толком и не запомнившись, а та, что была в старших классах, привила мне очень стойкую нелюбовь к литературе. А вот сыну досталась прекрасная учительница - и она же классная руководительница, и она же учительница истории. Как-то ей удаётся заинтересовать весь этот развязный не по годам класс то историей Муму, то восстанием Спартака, а то и средневековыми религиозными войнами.

И вслед за сыном и за той экскурсией я перечитала "Муму" и открыла для себя эту историю по новой. И увидела, что нет в ней толком виноватых, а только несчастные пленники обстоятельств, что много важного есть в этой маленькой повести - недаром Тургенева боялись власти. И что не такая уж она страшная для детей - и не только в смысле утопления собачки, но и в плане текста и смыслов. Вполне она может быть детям понятна - если найдётся человек, готовый по-настоящему умело говорить с ними об этой истории.

Ветка комментариев


У меня "Джейн Эйр" была в необязательном списке на лето примерно в том возрасте, и мне тогда очень понравилось, до сих пор храню теплые воспоминания.
А пыталась перечитать лет в 17 - поняла, что разочаровываюсь и не стала доперечитывать, чтобы не портить. Так что, по-моему, хорошо в таком возрасте :)