Больше историй

10 января 2014 г. 10:27

1K

Учительницы бывают разные

Мало, наверное, найдётся на российских просторах людей, которые никогда не слышали бы названия "Муму" и не знали бы о судьбе этой несчастной собачки. "Муму", "Герасим" и "утопил" - слова, прочно связанные друг с другом, но многие ли при этом действительно знают сюжет (я уж не говорю об анекдотических ситуациях вроде: "Кто написал "Муму"? - Конечно, Пушкин!")?

Честно признаюсь, до недавнего времени и я толком не помнила сюжета этой недлинной повести. Из детства у меня остались от неё совершенно жуткие воспоминания, причём апофеозом в них было даже не само утопление, а то, как Герасим угощал Муму щами. Вот это кормление перед смертью... Бр-р-р-р! Невыносимо!

Как-то прочитала в газете статью-рассуждение на тему, какие книги следовало бы исключить из школьной программы. Опросили несколько ведущих учителей и директоров московских школ и они составили "боттом-10". "Муму" была среди них и я была обеими руками за.

И вот в прошлом феврале пришло время читать "Муму" моему сыну. А я как родитель, ответственный за экскурсии в его классе, по просьбе учительницы организовала экскурсию в Дом Тургенева на Остоженке.

К моему удивлению ребята - пятый класс - явились на эту экскурсию с заметным энтузиазмом. Их очень заинтересовал тот факт, что описанные в "Муму" события происходили в реальности в этом самом доме, в этом самом дворе. Больше всего им хотелось посмотреть каморку дворника Андрея - прототипа Герасима - и ужасно их расстраивал тот факт, что флигель сохранился, но обстановка каморки - нет (и по-моему, музею нужно воссоздать эту каморку - будет дополнительный интерес!). Но главное, они с достаточным вниманием слушали жизненную историю матери Тургенева - несчастной барыни, пытаясь осмыслить, как же она дошла до жизни такой.

В финале экскурсии ребятам включили мультфильм Валентина Караваева. Я была потрясена. Пятый класс, 11-12 летние ребята, сплошь любители повыделываться и казаться взрослее. И вдруг они смотрят этот мультфильм с широко распахнутыми глазами, а за мгновение до трагической развязки от кого-то из мальчиков из самой шебутной нашей компании вдруг раздался сдавленный голос:

- Не делай этого!

Они знали, конечно, они знали, чем это закончится, но всё равно в глубине души, видно, надеялись немного.

Разные бывают учительницы. Мне с учителями литературы не повезло, много их у меня было, некоторые прошли, толком и не запомнившись, а та, что была в старших классах, привила мне очень стойкую нелюбовь к литературе. А вот сыну досталась прекрасная учительница - и она же классная руководительница, и она же учительница истории. Как-то ей удаётся заинтересовать весь этот развязный не по годам класс то историей Муму, то восстанием Спартака, а то и средневековыми религиозными войнами.

И вслед за сыном и за той экскурсией я перечитала "Муму" и открыла для себя эту историю по новой. И увидела, что нет в ней толком виноватых, а только несчастные пленники обстоятельств, что много важного есть в этой маленькой повести - недаром Тургенева боялись власти. И что не такая уж она страшная для детей - и не только в смысле утопления собачки, но и в плане текста и смыслов. Вполне она может быть детям понятна - если найдётся человек, готовый по-настоящему умело говорить с ними об этой истории.

Комментарии


Ой, а я прямо помню наши уроки по "Муму", наша учительница по литературе очень любила дебаты, мы у нее на уроках прямо до хрипоты спорили.
А у Ленки "Муму" только в следующем году будет, не в 5-м, а в 6-м классе, у них по литературе программа Бунеевых, 5-й класс посвящен приключенческой литературе. У Ленки сейчас литература - любимейший предмет. Жаль, что это пока не вдохновляет ее читать больше вне программы.


Интересная концепция! Что же они читают?


"Три мушкетера"
"Дети капитана Гранта"
"Остров сокровищ"
"Кортик"
"Приключения Гекльберри Финна"
"Белеет пару одинокий" Катаева
"Два капитана" Каверина
Наверное, еще что-то упустила. В общем, все интересное, но многое в сокращении, Ленок потом полные версии читает.

Мы тут дома частенько спорим, насколько эта концепция преподавания литературы верная, Тошка склоняется к тому, что приучает галопом по европам скакать, не вчитываясь. Но он вообще сторонник медленного вдумчивого чтения, он и меня ругает, что я слишком много читаю, уверен, что у меня в голове все путается:).
А мне нравится их программа. Ну, еще и с учительницей повезло безусловно. Но и программа тоже, считаю, неплоха! Очень много интересных произведений, которые раньше не включали в программу, например, в программе 7-го есть "Джейн Эйр", а в программе 8-го "Зравствуй, грусть" Франсуазы Саган.
Да и в целом произведения подбираются вокруг какой-то темы, сначала у них была тема "Жизнь по законам чести", потом "Шифры и клады", сейчас вот "Правда истории и вымысел".


В целом идея мне нравится, но и с мужем твоим я согласна. Произведения все большие, целиком их трудно прочитать все, а читать сокращения я не люблю, считаю это плохой идеей.

Хотя в принципе, было бы желание. Совсем "кирпичи" - это "Три мушкетёра", "Два капитана" да "Дети капитана Гранта", остальное-то не очень большие объёмы. Читающие дети вполне могут осилить.


Ну, вот, у меня тоже какое-то двоякое мнение, сокращения я тоже не люблю, но авторы этой концепции уверены, что дети на уроках должны заинтересоваться и прочитать полностью. В отношении некоторых произведений это действительно работает, например, "Два капитана" Ленка читала к урокам не отрывки, которые требовались, а весь роман. И ведь время находилось:), а то у нее вечно на книги времени не хватает.

Я думаю, если бы заранее было известно, что будет эта программа, то просто имело смысл летом прочитать все целиком, а потом к урокам освежать в памяти. Так что в шестом классе должно лучше пойти.


Идея летнего чтения вообще правильная, беда только в том, что большинство детей воспринимает это как наказание, а не "как роман" :(


а "Джейн Эйр" в 7 классе хорошо?) ну я про то, что ведь книга то уже явно для более старшего возраста :)


Не вижу ничего плохого. Я первый раз примерно в таком возрасте и прочитала. И, думаю, мы бы ее на уроках с большим удовольствием обсуждали, чем "Молодую гвардию".


я и не говорила, что плохо) просто интересно было ваше мнение.
спасибо


Ну, я просто в целом не сторонник делить книги по возрасту/не по возрасту:)) Сейчас не по возрасту, постарше перечитают да переосмыслят.


Я читала "Джен Эйр" в 11 лет с огромным удовольствием и перечитывала потом в таком же возрасте несколько раз от корки до корки. Правда, не могу сказать, что эта история так же бы понравилась мальчикам :)


У меня "Джейн Эйр" была в необязательном списке на лето примерно в том возрасте, и мне тогда очень понравилось, до сих пор храню теплые воспоминания.
А пыталась перечитать лет в 17 - поняла, что разочаровываюсь и не стала доперечитывать, чтобы не портить. Так что, по-моему, хорошо в таком возрасте :)


Эх, мне бы так в те годы.:) А то авторские сказки вперемешку с языколомательным русским эпосом не очень располагали меня-пятиклашку. Но моя учительница по литературе действительно сокровище. Наверное, без её помощи я бы никогда так книги не любила. Училась она в нашей же школе у гениального преподавателя литературы. У нас в городе его все любят, хороший человек был. Он, кстати, и писатель, у нас до сих пор им все зачитываются (хотела на ЛЛ найти его книги, ан нет, не хочет поиск искать).


"Нам бы так в те годы", - это как раз то, что мы с мужем говорим, когда ребенок читает очередное произведение по школьной программе:), хотя и у нас были превосходные преподаватели.


у вас отличная история.. спасибо)


И вам спасибо! Я действительно была потрясена и обрадована, увидев такую реакцию ребят!


Мой плюсик в копилку ловите вместе с моим же "БРАВО"!


Спасибо вам!


Похвала мэтра современной грузоперевозочной журналистики дорогого стоит!


Расклад с учителями один в один, как у меня и у сына.
И знаете, их класс тоже отличался взрослостью в таких экскурсионных мероприятиях.
Хорошая история, спасибо.


нет в ней толком виноватых, а только несчастные пленники обстоятельств


+1! Именно так я эту историю и воспринимаю!

не такая уж она страшная для детей - и не только в смысле утопления собачки, но и в плане текста и смыслов. Вполне она может быть детям понятна - если найдётся человек, готовый по-настоящему умело говорить с ними об этой истории. 


Полностью согласна!!!!!!!

спасибо, отличная история!!! прекрасный мотиватор для учителей литературы;))


Я так счастлива, что у нас эта учительница! Сыну очень повезло - у него и первая учительница чудесная была! Жаль, у дочки пока не всё так гладко :(


Какую хорошую вы историю написали! У меня аж слёзы на глазах навернулись.

не такая уж она страшная для детей - и не только в смысле утопления собачки, но и в плане текста и смыслов. Вполне она может быть детям понятна - если найдётся человек, готовый по-настоящему умело говорить с ними об этой истории. 



Я всегда считала, что школьнике отлично могут понять почти любую взрослую книгу, более того, они могут увидеть, почувствовать в ней то, что пройдёт мимо взрослого человека.


Спасибо! Да, многим детям просто нужна некоторая помощь, ориентир - потому что без этого всё-таки очень трудно. А если их направить слегка, то они оказываются вовсе не такими плохими, как их порой пытаются представить.


А если их направить слегка, то они оказываются вовсе не такими плохими, как их порой пытаются представить.


Я в этом многократно убеждалась на собственной работе)


Замечательная история. Прочла с неимоверным удовольствием.


Спасибо!


Ма-Ма написала рецензию про "Му-Му" :-)

"... Я одна осталась дочка
и зовусь мамзель Ма-Ма"

А рецензию приПЛЮСнул.


Остальные не кричали потому, что понимали, что Герасим глухонемой. :-)