Больше историй

2 июля 2013 г. 16:43

140

Размышление на тему...

Не совсем история, скорее – размышление вслух.
Недавно, будучи в отпуске в Мюнхене, зашли мы с подругой в пинакотеку старых мастеров. Обойти такую галерею вниманием невозможно, и я задолго до поездки мечтала о дне, который проведу среди картин великих мастеров. Итак, день наступил. Мы ходим по полупустым залам, любуемся картинами… и зашел у нас разговор о символах. Не помню точно, у какой именно картины мы стояли, это и не важно, но я начала говорить, что лилия – символ чистоты и невинности, красный подбой плаща у Богородицы указывает на то, что она царица небесная и что-то еще о символике. Картина – как книга. Ее можно читать и тогда мы видим не только красоту, но и смысл, заложенный художником в этих указаниях. Моя подруга – художник, и мне казалось, что, во-первых: она это все давно знает, а во-вторых: я сотрясаю воздух, озвучивая прописные истины. Но нет…
Художник сказал, что я отношусь к картине как к предмету анализа вместо того, чтобы наслаждаться красотой. Этот разговор навел меня на мысли о плодах творчества. И вопрос даже не в том, как оценивает зритель предмет искусства, наиболее интересно как у творца получается картина или книга… Мне пришло в голову, что все, что создает человек – пересказ его внутреннего мира, пропущенный через призму своего опыта и знаний. Непостижимые картины Босха притягивают к себе именно по той причине, что до сих пор нельзя сказать, что означают фигуры на его картинах, но каждый, смотрящий на «Сад земных наслаждений» понимает, что за каждым героем что-то стоит…
Читать «Преступление и наказание» в разы интереснее проводя параллели с Библией, чем развлекая себя переживаниями: посадят Раскольникова или нет; а «Превращение» поворачивается новой стороной, если знать о доме алхимика на Златой улочке.
Но можно посмотреть и с другой стороны. Зачем вникать в скрытые смыслы, если искусство призвано дарить красоту, а для того чтобы понять, что картины Рубенса или Рафаэля прекрасны – не нужно углубляться в них и что-то там вспоминать о пирамидальных композициях.
Как относиться к предметам искусства? Наложить свое восприятие на выплеск внутреннего мира творца или абстрагироваться от всего и просто насладиться созерцанием? И, как следствие, важна ли личность творца? Если пустой и неинтересный человек умеет хорошо рисовать – его картины могут стать шедеврами? Если автор умеет грамотно составить предложение – будут ли его книги жить веками? Может быть, произведения искусства и являются таковыми только потому, что они, как матрешки, скрывают в себе множество смыслов, а не потому, что на них идеально написаны кружева?
Дорогие мои читатели лайвлиба, как же замечательно, что вы есть! Что можно написать мысли, которые крутятся в голове, и надеяться, что теперь можно успокоиться и подумать о чем-то другом.

Ветка комментариев


О! Очень интересная тема об отталкивающем подтексте и как читать книги с таковым... Спасибо! Жаль, что не читала приведенные Вами книги... Что-то с ходу не могу вспомнить аналогичного примера...


Неприятное чувство в данном случае -- из-за конфликта отталкивающего содержания и уважения к Евангелию. Если бы мне не сказали, что авторы берут его ключевые моменты и преломляют на своих героях, если бы я сама этого не заметила, было бы спокойнее читать.