Больше историй

6 ноября 2012 г. 16:34

539

Классики.

Не история. Размышление. Я ли воспитала такого ребенка или время такое... По школьной программе читают классиков. Пишут сочинения. К моей школьнице приходят учителя на дом (пальчик сломала на ноге, прыгает на костылях). Слышу: разговор о "Грозе" Островского. Интересно, спрашиваю после занятий, о чем говорили, как учительница относится к Катерине? Традиционно, как в книжках учат.
- Ну а тебе как?
- Что как? "Гроза"? Скушно.
- А Катерина? "Луч"?
- Фф, луч из неё...
- Осуждаешь?, сочувствуешь, ну расскажи, ну что думаешь???
- Да че о ней говорить. Дура. Жалко ее. Но ее решение. Почему нет, если другого выхода она не видела?.
.................................................................
Теперь история с Обломовым. Не читался. Еле заставила, вернее, поназадавала вопросов, с условием, что пока не ответит - никакого компьютера.
И опять:
- Он был счастлив в своем безделии. Зачем ему менять что-то в его жизни? Ну да, влюбился. Но они с Ольгой не пара. Хорошо, что у них не сложилось. Извели бы друг друга. Так, как сложилось, лучше для обоих. Обломов пребывает в гармонии с собой, закроем тему, не будем мешать человеку наслаждаться обществом любимого дивана.
Когда-то в школе нам рассказывали о каких-то ценностях. "Движение-жизнь", "Польза обществу", "Стремление к лучшему". А оказывается, самое ценное - человеческая личность. Гармония с собой. Еще - то ли безразличие к чужим судьбам, то ли необыкновенное уважение чужого пространства, , одобрение любого осознанного решения, даже если это решение во вред самому себе (ему, то есть). Жизнь изменилась, а я и не заметила? И куда я со своими доисторическими понятиями ребенка воспитываю? Может, пусть себе растет, как сорная трава. Глядишь, и меня чему научит.
О названии: классики, они всегда классики. Время идет, люди меняются. А их герои - один раз написанные,- постоянны, только по разному отражаются в глазах читателей разных поколений. Интересно, каким будут видеть Обломова лет так через двадцать?

Ветка комментариев


У Дмитрия Быкова есть интересная статья «Проспи, художник».
Приношу извинения за большую цитату, но как раз по теме вашей истории.

"В последнее время я подрядился преподавать в школе — не в связи с кризисом, потому что больших денег там нет, а в связи с закрытием «Времечка», после которого у меня почти не осталось занятий, за которые можно было бы себя уважать. Там от меня был толк, я иногда кому-то реально помогал, а журналистика — это так, подмигнуть своим, чтобы не скучали. Польза есть, но иллюзорная. А в школе хоть видишь иногда, как у ребенка на глазах пробуждаются способности, шебуршатся, так сказать, мысли... Короче, спасибо школе, позвавшей меня преподавать: я попал как раз на «Обломова». А современные дети довольно умные, и вот один из них мне говорит: прочел я, знаете, этого вашего Добролюбова. Впору писать ему ответ через 150 лет «Что такое штольцевщина». Он пишет, что Обломов не хочет жить, служить, — а Штольц что, служит? Мы знаем, как он нажил состояние? Мы о его методах получаем представление единственный раз — когда он улаживает дело с «братцем», с Иваном Матвеичем, который Обломова чуть не ограбил. Он что, по закону действует? Нет-с, он идет к знакомому генералу, с которым он, по словам «братца», общается запросто и на ты. И генерал устраивает братцу такой разнос, что лучше бы побил. Вот как делаются в России дела, вы поняли? И вы хотите, чтобы Обломов встал с дивана ради вот такой карьеры? Оставьте его в обломовском раю, где крыльцо вечно шатается и будет шататься еще двадцать лет, потому что его делал гениальный плотник Лука. И учтите, что как только Штольц отдерет управляющего за ухо и потребует сделать новое крыльцо, — это новое крыльцо дня не простоит.
В общем, это верно. Обломов — как раз не лузер, потому что никаким неудачником его не назовешь: в него влюбляются женщины — сначала Ольга, потом Пшеницына; его обожают друзья; у него чудом в последний момент обнаруживаются деньги или спасительные варианты, и умирает он смертью праведника, не мучаясь. А что будет со Штольцем — я не знаю. По всей видимости, ничего хорошего. Или общественный катаклизм подкосит, или Ольга изменит, или в один прекрасный день накроет вечная русская болезнь деятельных людей — осознание полной тщеты всего сущего; и уедет он за границу, как Владимир Яковлев на пике успеха «Коммерсанта», и будет там жить то ли в монастыре, то ли в растаманской общине, думая о том, как течет река. Потому что именно это и есть цель всех умных людей в России; а если они вовремя не спрыгнут с «Титаника» — с ними будет то же, что и с «Титаником»."

Может быть, вашему ребенку показывать и такие интерпретации. :)


Спасибо большое)) Я люблю с ней разбирать по косточкам героев школьной программы). Очень интересный взгляд у ребенка. В двух словах охарактеризовала Обломова. И ведь верно! Штольца трогать не стала. Ну, такой у него ритм жизни, каждому свое, мол. Неизвестно еще, кто более счастлив. Нам-то преподавали, что деятельный Штольц - вот образец для подражания. Сейчас я согласна и с дочкой, и с быковским школьником.