Больше историй

6 ноября 2012 г. 16:34

539

Классики.

Не история. Размышление. Я ли воспитала такого ребенка или время такое... По школьной программе читают классиков. Пишут сочинения. К моей школьнице приходят учителя на дом (пальчик сломала на ноге, прыгает на костылях). Слышу: разговор о "Грозе" Островского. Интересно, спрашиваю после занятий, о чем говорили, как учительница относится к Катерине? Традиционно, как в книжках учат.
- Ну а тебе как?
- Что как? "Гроза"? Скушно.
- А Катерина? "Луч"?
- Фф, луч из неё...
- Осуждаешь?, сочувствуешь, ну расскажи, ну что думаешь???
- Да че о ней говорить. Дура. Жалко ее. Но ее решение. Почему нет, если другого выхода она не видела?.
.................................................................
Теперь история с Обломовым. Не читался. Еле заставила, вернее, поназадавала вопросов, с условием, что пока не ответит - никакого компьютера.
И опять:
- Он был счастлив в своем безделии. Зачем ему менять что-то в его жизни? Ну да, влюбился. Но они с Ольгой не пара. Хорошо, что у них не сложилось. Извели бы друг друга. Так, как сложилось, лучше для обоих. Обломов пребывает в гармонии с собой, закроем тему, не будем мешать человеку наслаждаться обществом любимого дивана.
Когда-то в школе нам рассказывали о каких-то ценностях. "Движение-жизнь", "Польза обществу", "Стремление к лучшему". А оказывается, самое ценное - человеческая личность. Гармония с собой. Еще - то ли безразличие к чужим судьбам, то ли необыкновенное уважение чужого пространства, , одобрение любого осознанного решения, даже если это решение во вред самому себе (ему, то есть). Жизнь изменилась, а я и не заметила? И куда я со своими доисторическими понятиями ребенка воспитываю? Может, пусть себе растет, как сорная трава. Глядишь, и меня чему научит.
О названии: классики, они всегда классики. Время идет, люди меняются. А их герои - один раз написанные,- постоянны, только по разному отражаются в глазах читателей разных поколений. Интересно, каким будут видеть Обломова лет так через двадцать?

Комментарии


можно вставить свои двадцать копеек? Мне кажется, ребекам сейчас внушают (не учителя, разумеется), что главное - это собственный выбор, надо уважать чужой выбор, надо уважать свой выбор и так далее и тому подобное. Но ведь они еще ни разу не сталкивались с последствиями выбора, так чтоб приложило от души. И вот тогда: были бы они так благодушны к слову "выбор"?
Мой сын с большим напором налегал на это слово, когда надо было сделать как он хочет, но с проблемами прибежал к маме... Сейчас оклемался и поехал расхлебывать самостоятельно, не знаю, поймет ли...


Ну это же здорово, когда есть к кому прийти с проблемами. Иногда сложно взглянуть со стороны на ситуацию. Да и кто поможет, если не мама?) Не знаю, кто может внушать такое отношение. Склонна верить, что это распылено каким-то образом в атмосфере:).


это да:))) Хотя уже хочется, чтоб начинал думать - 21 все-таки. Тоже думаю, что это в атмосфере. Как-то неуловимо они это извлекают откуда-то... из телевизора, что ли? Или из песен своих?


Предвижу минусы, но скажу. Так и не дочитала это произведение. Совсем не пошло тогда. Но есть желание перечитать.
А ваша дочь любит читать? Может это банальное безразличие к произведению?

Интересно, каким будут видеть Обломова лет так через двадцать?


Хорошо если будут просто знать о существовании такого произведения.


Читать любит. Но Гончарова прочла побыстрее, чтоб избавиться от него, наверное. Вот "Властелина колец" читает с удовольствием сейчас. А Обломов... Мне он тоже неинтересен, если честно.


Просто сейчас многие равнодушны к классике, даже те, кто любит читать - предпочитают современные книги. Я понимаю, что не все должно и может нравиться, но начать ведь ничто не мешает.
Еще немалую роль занимает уровень преподавания.


Да, наверное. Меня больше удивляет манера выражать свои мысли лаконично, емко, без лишней "воды". Как ВКонтакте.


Да вот "Что делать?" уже давно в эту категорию годится ("просто знать о существовании"), а его всё проходят :((
У нас Гончарова в школьной программе вообще не было. Прочла самостоятельно и, благодарение высшим силам, гораздо позже. "Обломов", кстати, не понравился, "Обрыв" отличен, "Обыкновенная история" гениальна. И совершенно особая статья — "Фрегат «Паллада»". Необыкновенное чтение, особенно по нынешним временам!


За "Фрегат "Паллада"" спасибо сердешное) Обязательно надо будет почитать, раз ты говоришь, что необыкновенное чтение.


Вот как раз долгие зимние вечера — самое подходящее время для такого чтения ;)


Спасибо, я учту это, когда буду возвращаться к автору.


а классики не такие плохие, обидно, когда все к нуждам общества сводят, ведь Катерина - жена, изменившая мужу, а Обломов-мечтатель крайней степени.
Жалко, что подросткам совсем не жалко Катерину и Обломова, возможно, они просто не поимают весь ужас произошедшего с героями.


Не, Катерину-то как раз жалко)) А Обломова чего жалеть? Он счастливый человек.
Про Катерину я как-то писала. В чем ужас-то? Поделитесь, пожалуйста)
В школе практически не меняется традиционная установка на восприятие героев. Катерина так и значится в "лучах света", Печорин - "лишний человек", ну и прочие ордена и медали. вросшие в кожу главных героев классических произведений. Вот надо будет посмотреть, что по нынешним хрестоматиям представляет их себя Раскольников.


У Дмитрия Быкова есть интересная статья «Проспи, художник».
Приношу извинения за большую цитату, но как раз по теме вашей истории.

"В последнее время я подрядился преподавать в школе — не в связи с кризисом, потому что больших денег там нет, а в связи с закрытием «Времечка», после которого у меня почти не осталось занятий, за которые можно было бы себя уважать. Там от меня был толк, я иногда кому-то реально помогал, а журналистика — это так, подмигнуть своим, чтобы не скучали. Польза есть, но иллюзорная. А в школе хоть видишь иногда, как у ребенка на глазах пробуждаются способности, шебуршатся, так сказать, мысли... Короче, спасибо школе, позвавшей меня преподавать: я попал как раз на «Обломова». А современные дети довольно умные, и вот один из них мне говорит: прочел я, знаете, этого вашего Добролюбова. Впору писать ему ответ через 150 лет «Что такое штольцевщина». Он пишет, что Обломов не хочет жить, служить, — а Штольц что, служит? Мы знаем, как он нажил состояние? Мы о его методах получаем представление единственный раз — когда он улаживает дело с «братцем», с Иваном Матвеичем, который Обломова чуть не ограбил. Он что, по закону действует? Нет-с, он идет к знакомому генералу, с которым он, по словам «братца», общается запросто и на ты. И генерал устраивает братцу такой разнос, что лучше бы побил. Вот как делаются в России дела, вы поняли? И вы хотите, чтобы Обломов встал с дивана ради вот такой карьеры? Оставьте его в обломовском раю, где крыльцо вечно шатается и будет шататься еще двадцать лет, потому что его делал гениальный плотник Лука. И учтите, что как только Штольц отдерет управляющего за ухо и потребует сделать новое крыльцо, — это новое крыльцо дня не простоит.
В общем, это верно. Обломов — как раз не лузер, потому что никаким неудачником его не назовешь: в него влюбляются женщины — сначала Ольга, потом Пшеницына; его обожают друзья; у него чудом в последний момент обнаруживаются деньги или спасительные варианты, и умирает он смертью праведника, не мучаясь. А что будет со Штольцем — я не знаю. По всей видимости, ничего хорошего. Или общественный катаклизм подкосит, или Ольга изменит, или в один прекрасный день накроет вечная русская болезнь деятельных людей — осознание полной тщеты всего сущего; и уедет он за границу, как Владимир Яковлев на пике успеха «Коммерсанта», и будет там жить то ли в монастыре, то ли в растаманской общине, думая о том, как течет река. Потому что именно это и есть цель всех умных людей в России; а если они вовремя не спрыгнут с «Титаника» — с ними будет то же, что и с «Титаником»."

Может быть, вашему ребенку показывать и такие интерпретации. :)


Спасибо большое)) Я люблю с ней разбирать по косточкам героев школьной программы). Очень интересный взгляд у ребенка. В двух словах охарактеризовала Обломова. И ведь верно! Штольца трогать не стала. Ну, такой у него ритм жизни, каждому свое, мол. Неизвестно еще, кто более счастлив. Нам-то преподавали, что деятельный Штольц - вот образец для подражания. Сейчас я согласна и с дочкой, и с быковским школьником.


И еще, в качестве противоядия от школьной программы, я подсовывал дитяти вот эти книги – здесь и здесь.


Обломова также не будут замечать


Расскажи, не что полагается, а что думаешь! И это ребенку о произведении из школьной программы! Да это же просто здорово! Поэтому и ответы на уровне.