Больше историй

11 октября 2015 г. 12:23

453

Я работаю в лицее, преподаю русский язык и литературу. Но этим не ограничиваюсь.
Мы с ребятами придумываем и реализуем множество интересных проектов. Один из них - Лицейский киноклуб.
Выбираем фильм(ы), смотрим заранее, собираемся в определенный день, обсуждаем...

На первую встречу ребята предложили обсудить два фильма - "12 лет рабства" и "Пианист". Хотели сделать акцент на том, что может давать человеку силы, чтоб выдержать любые испытания, как сохранить в себе человека, и т.п.
Конечно, на деле темы наших дискуссий, эмоциональных всплесков и пр. вышли далеко за рамки задуманного.
Встреча прошла замечательно: взрослые в очередной раз поразились глубине размышлений наших подростков, зрелости их мыслей, высокому уровню понимания того, что, как нам порой кажется, неподвластно уму современной молодежи.

Но я не об этом.
Я на эту встречу пришла с книгой А.Рыбакова "Тяжелый песок".
Я ж ее только что прочитала, эмоции меня переполняли и, думаю, я б ее потащила на встречу по любой теме - настолько мне хотелось всем про нее рассказывать.
Но здесь такое совпадение! Сколько цитат мне удалось привести в самую точку, сколько фраз пришлось ко двору...

Дальше...

О природе фашизма, о самооправдании сторонников этой идеологии, об алгоритме действий по уничтожению наций - о том, что явственно и страшно показано и в фильме Романа Полански:

Немцы не просто уничтожали евреев, они хотели уничтожить их не как людей, а как животных: легче, проще - скот! Но для того чтобы превратить людей в скот, надо истребить в них все человеческое, убить все присущее человеческому существу, и прежде всего достоинство.

- и далее идут подробности, которые я тоже зачитывала, показывая при этом рукой на экран, где замерли кадры из фильма "Пианист". Это об одном и том же.
ПРАКТИЧЕСКИ ДЛЯ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ БЫЛИ СТРАШНЫ ЛЮДИ. И, стремясь подавить, подчинить, практически любая власть первым делом стремится уничтожить человеческое достоинство. Есть о чем задуматься, да.

Скажу вам как бывший разведчик, перевидавший немало немцев, они очень любили такие словечки: акция, операция, экзекуция. Для них порядок был символом закона, а во имя закона они могли спокойно убивать женщин, стариков и детей. Но если порядок нарушен, если дети, женщины и старики сопротивляются, то они ставят под сомнение справедливость этой меры. И Штальбе понимал, как важно добиться беспрекословного повиновения, добиться, чтобы люди безропотно легли в ров, легли с сознанием неотвратимости этой меры, – тем они сами подтвердят ее законность.

Мы говорили и о поведении человека, оказавшегося в ситуации, подобной описанным в фильмах. В книге об этом очень много сказано:

Дело не в том, в какую ситуацию попадает человек, - это часто от него не зависит. Дело в том, как человек выходит из этой ситуации, - это всегда зависит только от него.

Мне очень нравятся по этому поводу две мудрых фразы (не знаю, кто их сказал):
1) В любой ситуации есть выбор. Но если ты человек - у тебя нет выбора!
2) Если не знаешь, как поступить, - поступай по-человечески!
Замечательно, правда?

Но как узнать, что именно тебе необходимо делать? Как понять, какой выбор - правильный? Затаиться? Сберечь себя? Шагать вперед, навстречу верной гибели? Как узнать?! И уже тем более: как судить и можно ли судить людей, которые по той или иной причине сделали свой выбор?

И когда говорят: как это, мол, шесть миллионов дали себя убить, как бараны, — то это говорят либо подлецы, либо круглые дураки или люди, никогда не стоявшие под вражескими пулями, перед дулом вражеского пистолета, никогда не слышавшие пулеметной очереди. Сколько наших военнопленных погибло в концлагерях, молодых здоровых парней! Что, спрашивается, они могли сделать? Кидаться на колючую проволоку? Лезть под пулеметный огонь? Удобно, знаете ли, рассуждать о героизме, когда ты в холод и вьюгу не лежишь на голом снегу; кругом проволока, через которую пропущен электрический ток, на вышках часовые с пулеметами, по трое, а то и по четверо суток не дают ни пить, ни есть, а если и кинут, то мерзлую картошку или тухлую рыбу. Впрочем, бежали из лагерей, кидались на охрану, лезли на пулеметы — все было. Но тех, кто не смог убежать, не кидался на проволоку, не лез безоружный под пулеметный огонь, тех тоже осуждать нельзя. Человек преодолевает инстинкт сохранения жизни, если есть хотя бы капля надежды, а если ее нет, такой акт равен самоубийству. А кончать самоубийством… Впрочем, кончали и самоубийством, каждый умирал по-своему.


....Об этой книге можно говорить и писать бесконечно. О любви, о вере, об отзывчивости и щедрости - на каждую тему есть своя история, своя судьба, свой поступок. Анатолий Рыбаков мудр и мудростью своей в этой книге делится щедро.

картинка margo000

Комментарии


Спасибо за ваши искренние истории. Вашим ученикам повезло.


Спаси.о за такие нужные и добрые уроки! Я сама преподаватель в вузе, тоже обсуждали с ребятами фильм "Пианист". Еще "Мальчик в полосатой пижаме". Наши ребята тоже правильно рассуждают, это радует!