Больше историй

21 октября 2014 г. 07:22

394

О Комаровском.

Почему все время думаю о нем? Юру, Тоню, Лару люблю. Стрельникова понимаю и сочувствую ему. Евграфом восхищаюсь. Таню жалею. Комаровский отдельно от всех, колоссальный по степени вызываемого интереса и пугающий. Никто из знакомых мне людей не любит "Доктора Живаго". Так, для общего развития, держать в активе, заполняя сразу две ниши, обязательные для культурного человека: "великая русская литература" и "нобелианты". Ну, дополнительно "история России начала века", "быт и нравы", "гражданская". Да много чего.

Никто не задыхается от восторга, как задохнулась в свое время, прочитав "Мастера". В лучшем случае скажут: "Нудно". Да и я не испытывала особого эмоционального подъема, читая. Как раз с тем брала, "иметь в активе". А потом опять. И опять. Трижды прочитан, значит что-то есть такое, что необходимо мне. Все думала, любовь. Трагическая невозможность счастья со своим человеком в силу слишком большой вовлеченности в многообразие перекрестных связей. Человек в них не как муха в паутине даже, как в меду - залипший. Начни выдираться, самое страшное не разрыв связей, слом себя. Крылья первыми обломятся, а с лапками потом только ползти.

У Мамардашвили в "Топологии пути" наткнулась на другую интерпретацию и все встало на места. Это счастье, понять что-то долго мучавшее под сурдинку. Не фанфарами, а на периферии сознания. Мераб Константинович говорит, что "Живаго" - роман непонятых связей, недотянутых нитей, неувиденных и неразгаданных, нереализованных пересечений. Они есть на всем протяжении и читателю видны. Хотя и читатель, глядящий со стороны, обладающий большей, в сравнении с героями, полнотой знания, не умеет чаще всего дотянуть, понять значение.

Но есть один персонаж в романе, который все видит. Безошибочно ориентируется в потоке. Держит в руках нити. Играючи скользит по линиям каузальных, событийных переплетений. Да, Комаровский. Помните, в самом начале, кто едет в купе со старшим Живаго, кто не то доводит его до самоубийства, не то не мешает осуществиться этому, имея все для того возможности? Он и дальше будет так же проходить по судьбам героев, легким прикосновением руша карточные домики их иллюзорного счастья. Персонификация Судьбы. Всемогущей и равнодушной.

Много позже в "Темной башне" Кинга понятие Ка. Цикл перенасыщен демоническими персонажами но настолько четко персонифицированного нет там. Так вот Ка - это судьба. В том именно значении. Равнодушная и по большей части враждебная к человеку. Не так, не по большей части. Равнодушно взирающая на сорняки и всегда готовая смять прекрасный цветок, который по недоразумению распустится. В самом любимом романе семикнижия "Колдун и кристалл", удивительно корреспондирующем для меня с "Живаго" героиня выкрикивает: "Старая злобная Ка!"

Комаровский - это Ка. Но есть китайская поговорка: "Желающего идти судьба ведет, нежелающего тащит на аркане". Почему мы никогда не желаем идти?

Ветка комментариев


о простите, я исправлюсь)


Скажите, а что в романе сильнее всего осталось впечатлением? А я свое скажу.


Отношение героев к жизни. Не смотря на навалившиеся, на них трудности они продолжают верить и надеются на лучшее.


Когда Лара гладит белье в госпитале.
Когда Юрий думает о том, что внешность женщины неуловимо изменяется с первых дней беременности и в Тоне он это видит, а в Ларисе нет.
В самом конце, трамвай, в котором умирает Юрий, помните, его, застрявший в пробке обгоняет и двигается дальше старушка (квартирная хозяйка?)


Если над другими смеетесь, то уж пишите и "несмотря" слитно и запятую поставьте, где положено.


Почему вы решили, что я смеюсь над другими?