Больше историй

21 октября 2014 г. 07:22

394

О Комаровском.

Почему все время думаю о нем? Юру, Тоню, Лару люблю. Стрельникова понимаю и сочувствую ему. Евграфом восхищаюсь. Таню жалею. Комаровский отдельно от всех, колоссальный по степени вызываемого интереса и пугающий. Никто из знакомых мне людей не любит "Доктора Живаго". Так, для общего развития, держать в активе, заполняя сразу две ниши, обязательные для культурного человека: "великая русская литература" и "нобелианты". Ну, дополнительно "история России начала века", "быт и нравы", "гражданская". Да много чего.

Никто не задыхается от восторга, как задохнулась в свое время, прочитав "Мастера". В лучшем случае скажут: "Нудно". Да и я не испытывала особого эмоционального подъема, читая. Как раз с тем брала, "иметь в активе". А потом опять. И опять. Трижды прочитан, значит что-то есть такое, что необходимо мне. Все думала, любовь. Трагическая невозможность счастья со своим человеком в силу слишком большой вовлеченности в многообразие перекрестных связей. Человек в них не как муха в паутине даже, как в меду - залипший. Начни выдираться, самое страшное не разрыв связей, слом себя. Крылья первыми обломятся, а с лапками потом только ползти.

У Мамардашвили в "Топологии пути" наткнулась на другую интерпретацию и все встало на места. Это счастье, понять что-то долго мучавшее под сурдинку. Не фанфарами, а на периферии сознания. Мераб Константинович говорит, что "Живаго" - роман непонятых связей, недотянутых нитей, неувиденных и неразгаданных, нереализованных пересечений. Они есть на всем протяжении и читателю видны. Хотя и читатель, глядящий со стороны, обладающий большей, в сравнении с героями, полнотой знания, не умеет чаще всего дотянуть, понять значение.

Но есть один персонаж в романе, который все видит. Безошибочно ориентируется в потоке. Держит в руках нити. Играючи скользит по линиям каузальных, событийных переплетений. Да, Комаровский. Помните, в самом начале, кто едет в купе со старшим Живаго, кто не то доводит его до самоубийства, не то не мешает осуществиться этому, имея все для того возможности? Он и дальше будет так же проходить по судьбам героев, легким прикосновением руша карточные домики их иллюзорного счастья. Персонификация Судьбы. Всемогущей и равнодушной.

Много позже в "Темной башне" Кинга понятие Ка. Цикл перенасыщен демоническими персонажами но настолько четко персонифицированного нет там. Так вот Ка - это судьба. В том именно значении. Равнодушная и по большей части враждебная к человеку. Не так, не по большей части. Равнодушно взирающая на сорняки и всегда готовая смять прекрасный цветок, который по недоразумению распустится. В самом любимом романе семикнижия "Колдун и кристалл", удивительно корреспондирующем для меня с "Живаго" героиня выкрикивает: "Старая злобная Ка!"

Комаровский - это Ка. Но есть китайская поговорка: "Желающего идти судьба ведет, нежелающего тащит на аркане". Почему мы никогда не желаем идти?

Комментарии


А мне, наоборот, из всей прочитанной русской литературы больше всего "Живаго" нравиться.


Снова потешаетесь? Я ж не виновата, что на русской клавиатуре т с мягким знаком рядом, а на домашнем компе отключена корректура и не врублюсь, как ее вернуть. То есть виновата, конечно. Но я не идеал, что да, то точно.


о простите, я исправлюсь)


Скажите, а что в романе сильнее всего осталось впечатлением? А я свое скажу.


Отношение героев к жизни. Не смотря на навалившиеся, на них трудности они продолжают верить и надеются на лучшее.


Когда Лара гладит белье в госпитале.
Когда Юрий думает о том, что внешность женщины неуловимо изменяется с первых дней беременности и в Тоне он это видит, а в Ларисе нет.
В самом конце, трамвай, в котором умирает Юрий, помните, его, застрявший в пробке обгоняет и двигается дальше старушка (квартирная хозяйка?)


Если над другими смеетесь, то уж пишите и "несмотря" слитно и запятую поставьте, где положено.


Почему вы решили, что я смеюсь над другими?


Я очень люблю письмо Тони доктору. Для меня в нем заключена сущность любви.


Погодите, вы о каком письме? Прощальном, перед отъездом за границу?
Я очень смутно помню. Это нормально, наверное, что у разных людей разные ассоциации. И все-таки хочется поймать ваше. Чуть позже просмотрю. текст романа, в последний раз очень давно перечитывала.
Но для меня, знаете, нет внутреннего противоречия в существовании двух этих женщин в жизни героя. Нет диссонанса. Обеих люблю и обеими восхищаюсь. Они все трое родные, не знаю, как объяснить. "Как будто бы железом, обмокнутым в сурьму, тебя вели нарезом по сердцу моему". Так.


Перечитайте это письмо, не пожалеете.
А женщин у Живаго было больше двух.:)


О женщинах. Я помню, еще Марина, вы о ней?
Письмо, да перечитала, плакала. Еще когда искала его начала. И сцену с трамваем, "обогнала Живаго и пережила его". Эти пять слов для меня как "в белом плаще с кровавым подбоем". Личный код к этому роману.
Но Тоня ведь не права, она была любима мужем. Другой, не надрывной, как Лариса, любовью.


Любовь не дружба. Здесь не три товарища и на троих не делится... В любви - двое одни на свете.


У меня крайне непластичное устройство мышления. Прежде тоже так думала. Но сейчас вот умещаю (пытаюсь) в голову мысль о множественности возможных одновременных отношений. Не то, чтобы она входила комфортно. Но помнится, когда удалось в начале нулевых впихнуть понимание мужской изначальной полигамности, это в дальнейшем помогло сохранить внутреннюю целостность в крайне непростой ситуации. Наверное за чем-то и нынешнее нужно понимать.
Так-то я с вами согласна.


Извините, если не в тему. Не подскажите, проза Пастернака похожа ли на прозу Набокова? Тут вдруг решил почитать ''Дар'' Набокова, не понравилось абсолютно, в подсознании неизвестно откуда сидит, что они, должно быть, похожи. Как думаете?