Больше историй

20 октября 2014 г. 10:59

421

Прекрасное рядом с тобой

Если в первом классе я часто сидел с ребенком за уроками, то во втором практически Лёве не помогаю. На несколько моих сентябрьских вопросов «тебе нужна помощь?» он ответил «да нет» - и я отвалил. Иногда он советуется и задает вопрос по непонятному заданию, но делает все сам. Я подумал и решил, что это логично, ведь, в конце концов, в школе учится он, а не я.

При этом Лёва ненавидит раскрашивание, рисование и всякие поделки. Мне кажется, он лучше решит шесть задач по математике, чем вырежет из цветной бумаги сраную бабочку (при всем уважении к сраным бабочкам). И вот уже неделю Лёва мучается с пирамидкой. Необходимо нарисовать развертку пирамиды на бумаге в клеточку, вырезать ее, обвести на картоне или плотной цветной бумаге, дорисовать клапаны, продавить сгибы, вырезать, украсить, склеить, офигеть от собственной крутости.

Сначала Лёва неверно измерил развертку, потом вырезал без клапанов, потом вырезал с клапанами, но одна сторона отрезалась короче, и пирамидка вышла с дырой. В общем, курс подготовки молодого египтянина застопорился.

Не хочу сказать ничего плохого про авторов учебника. Возможно, умение клеить пирамиды в 8 лет — важный элемент в процессе постижения мира. Допускаю, что мы во втором классе тоже клеили пирамиды, просто я не помню. Хотя должен сознаться, мне трудно понять, почему пирамиду восьмилетки делают на 11-й странице, на 15-й их ждет барельеф, на 16-й надо будет слепить сфинкса, а на 51-й — создать макет древнегреческого храма (спасибо, что в группах).

Зато пришивать пуговицу второклассники начнут на 70-й странице учебника, в котором их всего 80.

Ветка комментариев


Как вам удалось сделать Лёву таким самостоятельным? Или он сам сделался таким, самостоятельно?
В связи с непомерной скоростью взросления моего чада у меня очень много вопросов... встреча не за горами, школа.


Хороший вопрос.

Мне кажется, что все как-то постепенно к этому пришло. Ну, для начала, мы в последний садичный год по субботам ходили в нашу нынешнюю школу, в подготовительную группу. Я считаю, что это очень полезный опыт, результаты которого были видны уже в первом классе.

В прошлом году сначала я сидел с ним за домашкой, смотрел, как он делает, где-то помогал, конечно. Потом, ко второму, наверное, полугодию, мы перешли на схему "он делает - я проверяю". Он постоянно бегал и спрашивал, как сделать то или это, но уже начал работать сам. Ну а сейчас вот так. Результаты его работы я, как правило, смотрю уже после проверки и оценки учителем. Некоторые вещи мы потом разбираем, если я вижу, что у него что-то не получается. Мы с женой видим, что теперь он к определенной самостоятельности уже стремится сам, и поощряем это.


Спасибо за подробный ответ.
Мы тоже ходим на подготовительные занятия. Но ключевым здесь, мне кажется, является тот факт, что вы проверяете задание после оценки учителем. Это важно, запомню. Так как у меня в детстве не проверяли д.з. и я тоже была самостоятельной. Связь очевидна - ответственность полностью лежит на человечке.


Ну я не что проверяю. Просто смотрю тетради и его проверочные работы, отмечаю для себя какие-то моменты, советую ему что-нибудь. Говорю ему: "Это твоя работа, если тебе нравится, как она сделана, - ок". Не знаю, насколько это перспективный путь, ну через несколько лет узнаем. :)


Кстати, я в прошлом году прочел выжимку одного исследования, где авторы пришли к выводу, что родительская помощь при выполнении домашних заданий не только не особо полезна для детской учебы, но со временем даже может мешать (в смысле, чем старше ребенок, тем меньше от родителей проку).


В этом я никогда не сомневалась.


Помню ажиотаж родителей, когда мы у приятеля на фейсбуке обсуждали эту тему в прошлом году. Все такие: вау, наконец-то можно перестать с домашкой убиваться на научным основаниях. :)


Мне достаточно было лицезреть страдающую коллегу, которая писала на работе (вместо работы) сочинение по Блоку для сына одиннадцатиклассника. Ко мне ещё приставала, чтоб я ей помогла. Жалкое зрелище же.


Если до такого дойдет, я буду считать свой педагогический опыт полным провалом. :(


ваш второклассник самостоятельней её 11-тиклассника будет. так что не дойдёт.


Вот странность, у нас та же программа, и учитель сразу сказала, что родители должны помогать и очень активно. От программы не в восторге, она для детей подготовленных и очень серьезно, в нашем классе у небольшого меньшинства все в порядке. Потом, говорили, не будет сначала домашек, что не заставлят все задания выполнять

ложь оказалась.


Вообще, я понимаю, что в начальной школе так или иначе без помощи родителей ребенку не обойтись. Другое дело, что если процесс на это ориентирован - то, по-моему, это плохой учебный процесс. Конечно, в подготовительной группе и первом классе без этого нельзя. И там я помогал и контролировал достаточно активно, потому что выполнение домашних заданий - это работа, к которой надо выработать привычку. Но ведь задача школы заключается и в том, чтобы научить ребенка самостоятельной работе. Я не очень понимаю, как этому можно научить, если исходить из того, что родители постоянно проводят вечера в обнимку с детскими учебниками и рабочими тетрадями.

То есть, я могу найти для ребенка книжку или информацию, которую нужно прочитать, могу подготовить ему карточки с английскими буквами и звуками для занятий, потому что сам он будет их рисовать и вырезать сто лет, могу объяснить задачу, которую он не понял или не уверен, что понял. Но смысл домашних заданий, по-моему, в том, чтобы дети дома повторяли, прорабатывали и закрепляли навыки и знания, полученные в школе, а не в том, чтобы родителей занять.