Больше историй

20 октября 2014 г. 10:59

421

Прекрасное рядом с тобой

Если в первом классе я часто сидел с ребенком за уроками, то во втором практически Лёве не помогаю. На несколько моих сентябрьских вопросов «тебе нужна помощь?» он ответил «да нет» - и я отвалил. Иногда он советуется и задает вопрос по непонятному заданию, но делает все сам. Я подумал и решил, что это логично, ведь, в конце концов, в школе учится он, а не я.

При этом Лёва ненавидит раскрашивание, рисование и всякие поделки. Мне кажется, он лучше решит шесть задач по математике, чем вырежет из цветной бумаги сраную бабочку (при всем уважении к сраным бабочкам). И вот уже неделю Лёва мучается с пирамидкой. Необходимо нарисовать развертку пирамиды на бумаге в клеточку, вырезать ее, обвести на картоне или плотной цветной бумаге, дорисовать клапаны, продавить сгибы, вырезать, украсить, склеить, офигеть от собственной крутости.

Сначала Лёва неверно измерил развертку, потом вырезал без клапанов, потом вырезал с клапанами, но одна сторона отрезалась короче, и пирамидка вышла с дырой. В общем, курс подготовки молодого египтянина застопорился.

Не хочу сказать ничего плохого про авторов учебника. Возможно, умение клеить пирамиды в 8 лет — важный элемент в процессе постижения мира. Допускаю, что мы во втором классе тоже клеили пирамиды, просто я не помню. Хотя должен сознаться, мне трудно понять, почему пирамиду восьмилетки делают на 11-й странице, на 15-й их ждет барельеф, на 16-й надо будет слепить сфинкса, а на 51-й — создать макет древнегреческого храма (спасибо, что в группах).

Зато пришивать пуговицу второклассники начнут на 70-й странице учебника, в котором их всего 80.

Комментарии


Потому, что пуговица - это пустое, бытовуха! То ли дело - древнегреческий храм!


Или сруб!


А с барельефом что нужно будет делать?


Слепить из пластилинчика.


Учителя с претензией на Суриковское училище? :)


Это учебник такой по программе "Школа 2100". Готовят собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов.


Классная программа, кстати )


Мне многое нравится там, да. Но слезы у пирамиды разбивают мне сердце. :)


Зато знания - на две головы выше обычной программы.

думаете, египтянам легче было? Всё ж потом и кровью делалось))


Чужой, как правило. :)

В данном случае я исхожу из того, что ребенок не может и не обязан все уметь одинаково хорошо. То есть, если он нормально читает, пишет и считает, но при этом не любит (и не хочет) рисовать и не способен с первого раза склеить пирамиду или построить макет древнегреческого храма - ну ок. Пусть лучше у него самого не получится, чем я склею эту пирамиду за него.


Согласна, что не может и не обязан) Но оценки в школе никто не отменял. Еще не хватало из-за какой-то пирамиды получать низкие баллы. Я своим помогала. Именно потому, что вот такие пирамиды - вещь не принципиальная, а времени отнимает уйму. Да и совместный труд в пользу ребенка - он же объединяет)


Это и есть, по-моему, одна из важных проблем российского образования. Оценки никто не отменял, конечно, но это очень плохой ориентир в обучении, на мой взгляд. У нас же с ранних лет детям начинают вбивать идею о том, что получить плохую оценку - это плохо. А это не плохо. Это в процессе обучения не просто неизбежно, а совершенно естественно и нормально. Получил плохую оценку - подумаешь, переделал и исправил. Исправил на три - ну, ладно, зато сам.

Важно, чтобы ребенок понимал: его цель не в том, чтобы получить пять, а в том, чтобы научиться что-то делать. И он учится это делать не для папы с мамой, не для учителя и не для отметок в журнале, а для себя.


Получил плохую оценку - подумаешь, переделал и исправил. Исправил на три - ну, ладно, зато сам.

А как же самооценка?) Один раз - "подумаешь", другой, а потом смиришься с тем, что не способен ни на что, да и велкам в лузеры.
Оценочная система - она же везде. И на работе, не только в школе. "Зато сам" - это, как бы, годится для хобби, а в основном - делай то, что надо. Желательно - хорошего качества)

И он учится это делать не для папы с мамой, не для учителя и не для отметок в журнале, а для себя.

Ого! Ваш ребенок уже это понимает? И умеет выстаивать логические цепочки от лепки человечков(сфинксов) до... ну, предположим, до БМВ-Х6 ?))
Вот хоть убейте, я не понимаю до сих пор, зачем мне уметь прыгать через перекладину. Но тройка в аттестате по физре мне тоже не нужна была. Поэтому за меня (хоть и не прыгала) договаривалась классная, а для себя лично я занималась хореографией - чем не спорт?)


А как же самооценка?) Один раз - "подумаешь", другой, а потом смиришься с тем, что не способен ни на что, да и велкам в лузеры. Оценочная система - она же везде. И на работе, не только в школе. "Зато сам" - это, как бы, годится для хобби, а в основном - делай то, что надо. Желательно - хорошего качества)


Вы меня, кажется, превратно поняли. Я под "подумаешь" не имею в виду, что это неважно. Я имею в виду, что на это надо реагировать не как на наступивший Апокалипсис, а как на нормальное явление в учебном процессе. И учить ребенка реагировать так же - как на ситуацию, которая поддается исправлению в результате собственного труда. А не "ой, мама ругаться будет".

Ошибки в процессе учебы - вещь неизбежная. Ребенок в процессе обучения осваивает новые знания и умения, как он может не ошибаться? Речь ведь не идет о том, что он "не способен ни на что". Речь о том, что у него может что-то получаться лучше, а что-то - хуже. Это же человек, а не автомат по производству пятерок. И в школу он ходит не пятерки оттуда носить. Он туда ходит для того, чтобы его там учили, а он там учился.

Что касается самооценки, то ребенок, например, два года ходил на айкидо и своей работой заработал желтый пояс с двумя нашивками. Вот это - результат работы и фактор для формирования самооценки. Самооценка формируется как раз в процессе деятельности и понимания того, что ты что-то делал, делал - и начал делать хорошо. А не в результате того, что папа склеил за ребенка пирамидку и ему пять поставили за это.

---И он учится это делать не для папы с мамой, не для учителя и не для отметок в журнале, а для себя.---

Ого! Ваш ребенок уже это понимает?



Не знаю, понимает или нет, но я постоянно с ним об этом разговариваю. Надеюсь, со временем это принесет плоды.

Вот хоть убейте, я не понимаю до сих пор, зачем мне уметь прыгать через перекладину. Но тройка в аттестате по физре мне тоже не нужна была. Поэтому за меня (хоть и не прыгала) договаривалась классная, а для себя лично я занималась хореографией - чем не спорт?)


У меня была лишняя четверка в аттестате. И мне сказали: иди к химичке, договорись. Будет серебряная медаль. Я не пошел, потому что, по-моему, это какая-то очень глупая и унизительная ситуация. Я химию ненавижу и знаю плохо, я об этом знаю, учитель химии об этом знает. И я такой прихожу и говорю: а поставьте мне пять, медаль горит. Ну офигенно вообще.

Понимаете, я как раз об этом говорю. У людей формируется комплекс, что в школу надо ходить для того, чтобы там получать пятерки. Сначала он сформировался у родителей, потом этот психоз от родителей передается их детям и так далее. И сама система такому сильно способствует. Это превращает школу и процесс обучения в такой маленький ад. И это очень печально, по-моему.


Возможно, я не так Вас поняла, мне действительно показалось, что Вы просто не очень хотели помогать клеить эту несчастную пирамидку) Иногда помощь взрослого бывает очень нужна, т.к. не всегда преподаватели доходчиво объясняют, иногда - просто почему бы не помочь. Допустим, когда ребенок допозна делал другие уроки и выбор - доделать какую-то ерунду (пусть ту же самую пирамидку) родителю или пусть жалкая деточка просидит с ней полночи. Да может на выходных он десять таких пирамид сделает)
По поводу пятерок - тоже не считаю, что пятерка по предмету - основная цель. Если легко получаются, то пусть будут, не отказываться же, но и никакой трагедии, если ребенок не отличник. Но итоговые тройки - это уже, согласитесь, как правило, результат либо лени, либо непонимания предмета.
Странная ситуация с химичкой. Школьники и не должны сами решать такие вопросы, мне кажется. Слишком большой удар по самолюбию.


Возможно, я не так Вас поняла, мне действительно показалось, что Вы просто не очень хотели помогать клеить эту несчастную пирамидку) Иногда помощь взрослого бывает очень нужна, т.к. не всегда преподаватели доходчиво объясняют, иногда - просто почему бы не помочь. Допустим, когда ребенок допозна делал другие уроки и выбор - доделать какую-то ерунду (пусть ту же самую пирамидку) родителю или пусть жалкая деточка просидит с ней полночи. Да может на выходных он десять таких пирамид сделает)


Мне вовсе не трудно помочь. Я объяснил, что и как надо делать, рассказал, как нарисовать клапаны, показал, почему не склеивается то, что получилось. Но выполнение работы за ребенка - это профанация обучения, вот что я хочу сказать.

Ситуацию, когда дети что-то допоздна делают, я рассматриваю как аномальную. Объем домашней работы должен быть такой, чтобы он не занимал оставшуюся от школы часть дня.

По поводу пятерок - тоже не считаю, что пятерка по предмету - основная цель. Если легко получаются, то пусть будут, не отказываться же, но и никакой трагедии, если ребенок не отличник. Но итоговые тройки - это уже, согласитесь, как правило, результат либо лени, либо непонимания предмета.


Ну, об итоговых тройках тут речи и не идет.
А что касается причин этих итоговых троек, то это в отрыве от конкретной ситуации вообще достаточно беспредметный разговор.

Странная ситуация с химичкой. Школьники и не должны сами решать такие вопросы, мне кажется. Слишком большой удар по самолюбию.


Такие вопросы не должны решать ни ученики, ни кто-то другой. Такие вопросы даже возникать не должны. Но они возникают именно потому, что в российской системе образования Бог - это оценка.


Я объяснил, что и как надо делать, рассказал, как нарисовать клапаны, показал, почему не склеивается то, что получилось. Но выполнение работы за ребенка - это профанация обучения, вот что я хочу сказать.

Мне кажется, когда папа (мама) с ребенком вместе делают то, что не получается, пользы гораздо больше) Пирамидка - пустяк, научится ребенок ее делать, а вот папа помог, научил, заинтересовал - это ценнее, нет?)

Ситуацию, когда дети что-то допоздна делают, я рассматриваю как аномальную.

Ничего аномального. Как правило - две школы + дорога. В сутках не так много времени )

Такие вопросы даже возникать не должны. Но они возникают именно потому, что в российской системе образования Бог - это оценка.

А что по-Вашему должно быть главным, м? Вся жисть в оценках. Начиная от шкалы Апгар и т.д и т.д.
Вот, кстати, с ЕГЭ система начала немного меняться, не факт, что в лучшую сторону. Но не надо париться по поводу баллов в аттестате - уже огромный плюс. Ну и через олимпиаду можно в вуз попасть - тоже здорово.


Мне кажется, когда папа (мама) с ребенком вместе делают то, что не получается, пользы гораздо больше) Пирамидка - пустяк, научится ребенок ее делать, а вот папа помог, научил, заинтересовал - это ценнее, нет?)


Мне кажется, что я уже объяснил свою точку зрения. Если вы считаете иначе и поступаете иначе - это ваш родительский выбор. Я не утверждаю, что все должны в этой ситуации делать то же самое, что и я. Это было бы слишком самонадеянно.

Ничего аномального. Как правило - две школы + дорога. В сутках не так много времени )


Аномальное не в смысле, что так не бывает, а в смысле, что так быть не должно.

А что по-Вашему должно быть главным, м?


Я думаю, что на первом месте должно быть понимание ценности самого процесса обучения и получения знаний и навыков. Во всяком случае, стремление к этому пониманию.

И я не призываю совсем отказываться от оценочной шкалы, если вдруг вам так показалось. Просто излишняя и болезненная оценкоориентированность, на мой взгляд, обучению как минимум не помогает.


Дальше, папа, будет интересней, дальше будет - будь здоров!
Адъ...


Я причем и не хочу особо участвовать в разметке, вырезании и так далее. А то получится, что задания для детей, а вырезают, клеят, лепят родители. Нафиг это надо тогда?


Нафиг это надо тогда?

Для Её Величества Галочки :)))


Которая принимает затейливые формы троек, четверок и пятерок. :)


Нет, все родители вырезают, лепят, а вы не хотите?))


Не-а.


По идее - должны развивать ребенка и развивают. Но я вспоминаю начальную школу сына, это просто был кошмар. У нас не стоял вопрос, буду ли я делать с ним, или он сам. У нас была война - что бы вообще найти, потом открыть учебник, провести дознание, что задано, выучить/вырезать/слепить итп самой... А назавтра - двойка, потому что он даже никому не покажет.


Я ниже уже писал и повторю, что, на мой взгляд, нам очень помогли подготовительные занятия к школе, когда Лёва еще ходил в садик. То есть, у него уже были частично заложены определенные навыки и работы на уроках, и работы дома. Поэтому первый класс, конечно, не был простым, но и как-то умирать на амбразурах тоже не приходилось.

Причем я не могу сказать, что Лёва какой-то суперусидчивый ребенок, например. Но при этом у него самая высокая скорость чтения в классе, он довольно хорошо считает и пишет. На этом фоне неудачи с пирамидками мне кажутся вполне рабочим моментом. Если он не хочет развиваться в этом направлении - пусть развивается в другом, я так считаю.


Судя по всему - он у вас очень усидчивый))
Нам повезло с подготовительным классом, и не повезло с начальной школой. Умерла учительница, их перекидывали постоянно то к одному педагогу, то к другому. Кроме того, мой был гиперактивным ребенком. Потом, это был полярный город, зимой они вообще не учились. Из-за того, что у нас по сути не было начальной школы, могу абсолютно точно сказать, что начальная школа способна дать очень много. Привить что школа это важно, что учеба это работа, усидчивости, последовательности, порядку...


Вот это переплет, конечно. В этом смысле нам, действительно, повезло: у нас и школа рядом, и учительница та же, что была в подготовительной группе, и первый год получился достаточно продуктивным.

Правда, на второй и третий классы у нас вторая смена, что мне очень не нравится, потому что весь установленный режим сразу пошел к чертям. Пять уроков у них заканчиваются в 18, пока он пришел-поел-немного пришел в себя - уже восьмой час. А в дни спортивной секции он вообще дома в полдевятого. При этом шестидневка, и в субботу три урока начинаются с утра. Называется - прощай, детство.


Нагружать все больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе первый класс
Вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать,
Силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать,
Отдохнуть от детства!))))


Вечно актуальная композиция. :)


Как вам удалось сделать Лёву таким самостоятельным? Или он сам сделался таким, самостоятельно?
В связи с непомерной скоростью взросления моего чада у меня очень много вопросов... встреча не за горами, школа.


Хороший вопрос.

Мне кажется, что все как-то постепенно к этому пришло. Ну, для начала, мы в последний садичный год по субботам ходили в нашу нынешнюю школу, в подготовительную группу. Я считаю, что это очень полезный опыт, результаты которого были видны уже в первом классе.

В прошлом году сначала я сидел с ним за домашкой, смотрел, как он делает, где-то помогал, конечно. Потом, ко второму, наверное, полугодию, мы перешли на схему "он делает - я проверяю". Он постоянно бегал и спрашивал, как сделать то или это, но уже начал работать сам. Ну а сейчас вот так. Результаты его работы я, как правило, смотрю уже после проверки и оценки учителем. Некоторые вещи мы потом разбираем, если я вижу, что у него что-то не получается. Мы с женой видим, что теперь он к определенной самостоятельности уже стремится сам, и поощряем это.


Спасибо за подробный ответ.
Мы тоже ходим на подготовительные занятия. Но ключевым здесь, мне кажется, является тот факт, что вы проверяете задание после оценки учителем. Это важно, запомню. Так как у меня в детстве не проверяли д.з. и я тоже была самостоятельной. Связь очевидна - ответственность полностью лежит на человечке.


Ну я не что проверяю. Просто смотрю тетради и его проверочные работы, отмечаю для себя какие-то моменты, советую ему что-нибудь. Говорю ему: "Это твоя работа, если тебе нравится, как она сделана, - ок". Не знаю, насколько это перспективный путь, ну через несколько лет узнаем. :)


Кстати, я в прошлом году прочел выжимку одного исследования, где авторы пришли к выводу, что родительская помощь при выполнении домашних заданий не только не особо полезна для детской учебы, но со временем даже может мешать (в смысле, чем старше ребенок, тем меньше от родителей проку).


В этом я никогда не сомневалась.


Помню ажиотаж родителей, когда мы у приятеля на фейсбуке обсуждали эту тему в прошлом году. Все такие: вау, наконец-то можно перестать с домашкой убиваться на научным основаниях. :)


Мне достаточно было лицезреть страдающую коллегу, которая писала на работе (вместо работы) сочинение по Блоку для сына одиннадцатиклассника. Ко мне ещё приставала, чтоб я ей помогла. Жалкое зрелище же.


Если до такого дойдет, я буду считать свой педагогический опыт полным провалом. :(


ваш второклассник самостоятельней её 11-тиклассника будет. так что не дойдёт.


Вот странность, у нас та же программа, и учитель сразу сказала, что родители должны помогать и очень активно. От программы не в восторге, она для детей подготовленных и очень серьезно, в нашем классе у небольшого меньшинства все в порядке. Потом, говорили, не будет сначала домашек, что не заставлят все задания выполнять

ложь оказалась.


Вообще, я понимаю, что в начальной школе так или иначе без помощи родителей ребенку не обойтись. Другое дело, что если процесс на это ориентирован - то, по-моему, это плохой учебный процесс. Конечно, в подготовительной группе и первом классе без этого нельзя. И там я помогал и контролировал достаточно активно, потому что выполнение домашних заданий - это работа, к которой надо выработать привычку. Но ведь задача школы заключается и в том, чтобы научить ребенка самостоятельной работе. Я не очень понимаю, как этому можно научить, если исходить из того, что родители постоянно проводят вечера в обнимку с детскими учебниками и рабочими тетрадями.

То есть, я могу найти для ребенка книжку или информацию, которую нужно прочитать, могу подготовить ему карточки с английскими буквами и звуками для занятий, потому что сам он будет их рисовать и вырезать сто лет, могу объяснить задачу, которую он не понял или не уверен, что понял. Но смысл домашних заданий, по-моему, в том, чтобы дети дома повторяли, прорабатывали и закрепляли навыки и знания, полученные в школе, а не в том, чтобы родителей занять.


Вспомнила, как я ненавидела в детстве все эти домики-пирамидки, по труду стабильно был трояк.
А мы еще и папье-маше делали и лук выращивали


Лук, поделки из листьев и веточек у нас в прошлом году были. :)

У меня самого руки из одного места, я всегда очень плохо рисовал, вырезал, клеил, чертил (когда еще черчение было), потом по дереву работал на трудах.


Я что умела всегда - паяльником работать, а девочкам не разрешали в радиокружок.
А шить, чертить, клеить - не моё


У нас паяльника и не было даже, мы все время по дереву фигачили. Ложечки там, доски, птицы счастья, вот это все. Ох как я возненавидел деревянные ремесла. Хотя трудовик у нас был отличный, очень остроумный и интересный мужик.


Артём, я понимаю, что ты немного утрируешь (на то это и история), но всё-таки о прирамидках:
1) развивает пространственное воображение, умение перевести объём в плоскость и наоборот;
2) даёт какие-то (пусть на уровне второго класса это и немного смешно звучит) инженерные навыки: когда сам задумает что-нибудь этакое, будет представлять себе технологию, как оно устроено;
3) на практике учит, что такое "семь раз отмерь, один отрежь";
4) развивает, как оно и следует, мелкую моторику и аккуратность, умение работать с линейкой, ножницами, клеем. Это нам кажется, что всё элементарно, а моя сестра, которая двадцать лет проработала с ребятами в студии художественного моделирования, определённо говорит, что нынешние дети, приходя на занятия, не только не умеют линейку положить, прижать, ровную линию по ней провести, но и рукава засучить. Причём в буквальном смысле слова. Родители не научили. И на уроках труда не научили тоже.


Я утрирую, конечно. Понятно, что все эти сфинксы и прочая лабуда нужны для детского развития. Но ведь детское развитие на заканчивается в 8 лет. Ну, у кого-то получилось, у кого-то - нет, все получили свои заслуженные пятерки и тройки и пошли дальше. Пирамида не склеилась - склеится теремок какой-нибудь потом. Надписи в дневнике "Не переделал пирамиду!" ничего особо не развивают, кроме отвращения, по-моему.

Потом, меня несколько смущает порядок работ. На 11-й странице мы пирамиду клеим, а размечать, допустим, прямоугольник по линейке мы учимся на странице номер 28. Ну кагбэ...


Да, это уже "издержки производства", в которое, как ни печально, превратилось образование. Учителя часто тоже "клеят пирамидки по шаблонам", а ведь их цель, мне кажется, на этих примерах увидеть, у кого из детей к чему душа лежит, и постараться развивать их дальше в этом направлении.
Ну, и учебники в большом долгу :)


УУУУ!
Пирамидки! Ненависть! Ненависть! Ненависть!
Я сдавала ребенка на выхи к свекрам и там уже клеились пирамидки. А чо? Свёкр архитектор или кто?


ААА! Древний Египет атакуэ!


У нас с одной стороны детский хирург, а с другой - преподаватель сценической речи и директор библиотеки.
Совершенно некого заставить клеить пирамидки!


Ох, навеяли вы воспоминания ) Пирамидок в моем школьном детстве не было, а вот с одним заданием по черчению и отеческой помощью случилась любопытная история.


История - блеск. :)


мне из школьных "трудов" запомнилось больше всего изготовление парашютов из бумаги. так было радостно, когда удавалось рассчитать правильно вес грузика, чтобы он плавно опускался. и ради этого дела нам разрешалось жуткое кощунство - встать на парту!!!


Я понял, что из школьных трудов помню только то, что было после половой сегрегации, когда девочек отправили шить, готовить, еще чего-то, а мальчиков - переводить древесину.