Больше историй

6 октября 2014 г. 13:49

550

Недостаток школьной программы

В школьные годы я совершенно не любила читать. Задания по литературе я выполняла с огромной неохотой. Дома мне предлагали почитать что-нибудь другое, не школьную программу, но чтение мне казалось пыткой. И только ближе к старшим классам соседка уговорила меня почитать романы для девочек. Спасибо ей огромное за то, что именно она заложила во мне любовь к литературе, но сейчас не об этом...
По прошествии нескольких лет, когда я с удовольствием сама берусь читать классику, я уже и забыла: а почему я раньше так не любила читать? Дочитав "Историю одного города", я осознала/вспомнила этот фактор. Школьная программа, которая должна прививать любовь к чтению, оказывает полностью противоположный эффект. В большинстве случаев, в детей пытаются впихнуть скучную литературу. И какой результат тогда ждут? "Современная молодежь вообще не читает" - знакомая фраза? Такие книги, наподобие данного произведения, и губительны.

Я не говорю, что нужно вообще убрать классическую литературу из программы. Классика обязательна, но ее нужно разбавлять чем-то новым, чем-то современным, чем-то интересным для современных людей. Если детей заинтересует один урок литературы, на котором он с радостью будет обсуждать того же Гарри Поттера, тогда и на других уроках он задумается: "А может не только современная литература может быть интересной?". Я отталкиваюсь от своего опыта, мировоззрения и мнения. У нас получается так, что детей заставляют читать, пока что для них скучные книги, поэтому и кажется, что остальная литература такая же. Каждый может полюбить читать, в том числе классическую литературу, нужно лишь найти ту книгу, с которой все начнется.

Комментарии


Неужели только я считаю, что прививать любовь к чтению детям должны родители, причём делать это ещё в дошкольном возрасте?


Я с Вами согласна, так как мне любовь к книгам привила мама. Но что делать, если вдруг родители сами не любят чтение? Тогда остается два варианта: либо любовь к чтению появится благодаря читающим друзьям, либо - урокам литературы в школе.


Но что делать, если вдруг родители сами не любят чтение?

Может, я пессимист, но мне кажется, что тут уже мало что поделаешь =( разве что кто-то очень харизматичный, имеющий на ребёнка влияние, постарается.


Соглашусь, что еще лучше прививать любовь к чтению родителям, но есть множество причин, по которым это не удается. Тогда это необходимо сделать в школе.


В принципе, с чем-то я согласна, но теснить элитарную литературу ради массовой как-то грустно... Мне бы вообще хотелось, чтобы школьную программу усложняли, а не упрощали, но тут уже вопрос моих собственных тараканов. Вот ввести какие-нибудь классные часы для обсуждения любимых книжек - тут я "за", у нас такое было в школе. Рассказывали про книги, менялись ими. Но конечно, никто учителям не заплатит за эти дополнительные занятия(


Вам невероятно повезло, что были такие занятия. Правда если это были бы только дополнительные занятия, большинство их бы не посещало. По крайней мере, у нас никому не нравились любые факультативы, раз они являлись необязательными.


У меня вообще была крутая учительница по литературе, она ещё и "творческую мастерскую" периодически устраивала на уроках - мы писали стихи, пьесы...))

Просто если сравнить старые учебники по физике, ещё советские, с нынешними - нынешние тоньше раза в четыре, плакать хочется, на них глядя. Не хочется, чтобы и с литературой произошло то же самое =(


Вообще школьную программу, на самом деле, давно нужно подправить. Причем основательно. Некоторые книги можно из нее убрать и заменить какими-то качественными современными произведениями. Быть может, это действительно помогло бы привить интерес к чтению.
Меня еще иногда поражало то, что хорошие, достойные произведения вводят в программу слишком рано. Помню, классе в седьмом читали какой-то рассказ про Холмса, так его с удовольствием и восторгом обсуждали все, даже те, кто был совершенно равнодушен к книгам. Но в том же классе проходили "Тараса Бульбу" и его не читал почти никто, потому что всем он казался скучным и безынтересным.


Если кому-то я и обязана любовью к чтению, то родителям, а не школе. Они читали мне сказки, когда мне было года 3-4, т к сама читать я научилась лишь в первом классе.
Из школьной программы полностью прочла лишь кое-что: «Герой нашего времени», «Капитанская дочка», рассказы разных авторов, некоторые другие книги и «Тихий Дон». Причём роман Шолохова абсолютно по собственному желанию, «от корки до корки».
Возможно, не везло с преподавателями, т к единственная учительница, которая умела именно заинтересовать произведением, появилась лишь в старших классах. А одна вообще чем-то раздражала, уже и не помню чем именно.
Школьная программа, конечно, тоже оставляет желать лучшего, но это не значит, что её нужно «разбавлять» непременно современными шедеврами. Взять, хотя бы «Войну и мир». Есть очень интересный роман об Отечественной войне 1812 года М.Н. Загоскина «Рославлев, или русские в 1812году». Небольшой по объёму роман, легко читается, динамично. Вот его бы читали с охотой.
Или зарубежная классика. 19 век и первая половина 20-го. Не понимаю, почему убрали из школьной программы «Овода» (мама говорила, изучали в её время). Неплохо бы включить Ремарка. Не все романы, а, например, «Возлюби ближнего своего» (это, просто, мой любимый роман у него, и легок был бы для понимания). А то многие даже фамилию писателя не знают. А из всех произведений Мопассана я по школьной программе читала только «Пышку». И ни одного его романа! Остальные его произведения читала по собственной инициативе.
Обидно даже, что из-за всего этого не читают не только классиков, но и других замечательных авторов, и российских, и зарубежных.


Соглашусь с Вами, я зарубежную литературу люблю больше русской априори. К сожалению, упор делают на русскую литературу, думаю, чтобы люди гордились (помнили) нашими соотечественниками. Хотя классиками гордиться можно, чего не скажешь о современной русской литературе. Но это уже другая история :) .


Да, я больше люблю зарубежную, но в отношении исторических романов это правило не действует. Среди прочитанных мною исторических всё больше и больше книг о России 19 века, написанных советскими авторами: о декабристах, Кавказе и т д.
В советское время были стоящие авторы, а сейчас остались лишь Донцова и подобные. Как развлекательная литература - годится, но я предпочитаю что-нибудь посерьёзней, чтобы была нагрузка на мозги. Когда попадается интересная книга, содержащая кроме сюжета ещё какую-нибудь реальную информацию, ранее мне неизвестную, это только повышает интерес.
Читаю в последнее время и публицистику. В моём списке книг есть книга "Тайна Сибирской платформы", нашла дома, там об алмазах и об англо-бурской войне. Масса информации при лёгком изложении. Одна из главных находок последнего года. Это к примеру.